Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие № 9.





Задание 1. К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя любую форму обоснования (один из видов дедуктивного умозаключения, индуктивного умозаключения, умозаключения по аналогии).

1. Либерализация цен – разновидность «шоковой терапии» для экономики страны, вступившей на путь рыночных преобразований; 2. Согласно уголовному кодексу, некоторые виды должностных преступлений наказываются лишением свободы; 3. Частный интерес – движущая сила развития производства; 4. Русская философия – самобытный этап развития мировой философии; 5. Нарушение нормального соотношения между товарной и денежной массой – причина инфляции; 6. Многие выдающиеся юристы России конца XIX-н.XX века были талантливыми ораторами.

Задание 2. В следующих аргументативных рассуждениях выделите тезис и аргументы. Определите вид аргументативного рассуждения (доказательство, опровержение или подтверждение). Среди доказательств выделите, какое из них – прямое, а какое – косвенное.

1. В XII веке у монголов-кочевников сохранялось много черт родового строя. Это подтверждается следующим. Кровные связи еще имели очень большую силу. В брачных отношениях господствовала экзогамия, т.е. характерный для родового строя обычай брать жен из чужого рода. Существовало многоженство, что тоже типично для патриархального рода. Женщина, взятая в род, уже не выходила из него и в случае смерти мужа переходила к его ближайшему родственнику. Очень большое место занимал в быту монголов родовой институт кровной мести; 2. Джонс – убийца, потому что если человек – убийца, то ему известно место, время и орудие убийства. И то, и другое, и третье Джонсу известно; 3. Неверно, что если человек знает, что есть зло, а что есть добро, то он никогда не поступит во зло другим или себе. Сколько умных и образованных людей знают, что зависть, ложь, гордыня – это плохо, это зло, и, тем не менее, среди них немало и завистников, и обманщиков, и гордецов; 4. «Если допустить, что адвокаты, как полагает обвинение, сами умоляли Ольгу Штейн бежать вопреки ее воле, то естественно, что она тогда же, вместо всяких слез и молений, потребовала бы от них возврата гонорара. Да, несомненно, адвокаты и без подобного требования сочли бы долгом, убеждая ее бежать, вернуть, если не полностью, то хотя бы в части, полученные по делу деньги. Между тем мы видим, что Ольга Штейн, все время ищущая денег, не только во время отъезда, но даже впоследствии, находясь в Нью-Йорке и испытывая сильную нужду, не заявляет подобного вполне естественного требования… Не ясно ли, что не адвокаты были инициаторами бегства Ольги Штейн, иначе вся картина их денежных отношений сложилась бы совершенно иначе…» (Речь М. Г. Казаринова по делу Л. А. Безунова и Г. С. Аронсона).





 

Вопросы для повторения.

1. Как вы думаете, почему доказательство является более оперативной и эффективной формой отражения действительности?

2. Как вы считаете, почему тезис должен быть сформулирован четко и ясно?

3. Могут ли законы природы или законы общества выступать в качестве аргументов?

4. Как вы думаете, какую роль доказательство выполняет в развитии знания?

5. В виде чего вначале может выступать доказательство?

6. Как можно назвать обоснование ложности или несостоятельности того или иного элемента доказательства, а иногда и доказательства в целом?

7. Как вы думаете, доказывает ли обоснование несостоятельности аргументов ложность самого тезиса?

 

Тема № 6. «Вопросно-ответная ситуация».

План занятия.

1. Специфика вопроса и ответа.

2. Виды вопроса.

3. Виды ответа.

4. Правила вопроса и ответа.

Основные понятия.

1. Вопрос – это мысль, в которой выражено требование уточнить или получить новую информацию на основе уже имеющейся.



2. Вопрос не по существу – вопрос, не имеющий отношения к обсуждаемому предмету.

3. Восполняющий вопрос – вопрос о новых признаках исследуемого предмета.

4. Ответ – связанное с вопросом суждение, уменьшающее или снимающее неопределенность, заключенную в вопросе.

5. Открытый вопрос – вопрос, требующий указания новой информации о признаках предметов. Это вопрос, на который существует бесчисленное множество ответов.

6. Предпосылка вопроса – связанное с вопросом исходное наличное знание.

7. Сложный вопрос – вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединенные логическими связками.

Практическое занятие № 10.

Задание 1. Установите разновидность (вид) вопросов (закрытый либо открытый, простой либо сложный вопрос, почему-вопрос, как-вопрос и т.д.)

1. Имеется ли в Вологде филармония? 2. Кто стал первым космонавтом? 3. Содержит ли деяние состав преступления, и каковы его мотивы? 4. Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?

Задание 2. Дайте логическую характеристику следующих диалогов.

1.Вопрос: Когда был открыт Московский университет?

Ответ: МГУ был открыт в царствование Елизаветы Петровны.

2. Вопрос: Кто автор романа «Война и мир»?

Ответ: Великий русский писатель.

3. Вопрос: Можно ли считать данного гражданина виновным в преступлении?

Ответ: Не волнуйтесь, гражданин, от наказания он не уйдет.

Задание 3. Исходя из допущения, что приведенные ниже вопросы являются провокационными, проанализируйте их предпосылки.

1. Кто из твоих друзей оскорбил этого человека? 2. Петров ушел в кино или театр? 3. Нашел ли ты то, что потерял? 4. Почему в настоящее время в мире полностью исчезла тяжелая промышленность?

 

Вопросы для повторения.

1. Всегда ли вопросно-ответная форма развития знаний выступает направляющим началом в развитии науки?

2. Можно ли в судопроизводстве обойтись без вопросно-ответной формы?

3. Как Вы думаете, чем отличается проблема и псевдопроблема. Ваши примеры.

4. Как связан «вопрос» с термином «проблема»?

5. Какие ответы можно дать на тавтологические вопросы?

6. Можно ли определить вопрос как запрос некоторой информации? Докажите.

 

Тема № 7. «Формы развития знания».

План занятия.

1. Понятие проблемной ситуации. Виды решений проблем, структура проблемы.

2. Гипотеза как форма решения или объяснения проблемы.

3. Виды версий.

4. Понятие «теория».

Основные понятия.

1. Версия – одно из нескольких возможных, отличных друг от друга объяснений какого-либо явления, события; разновидность гипотезы.

2. Гипотеза – обоснованное предположение о свойствах предметов.

3. Описательная гипотеза – предположение о присущих предмету свойствах.

4. Объяснительная гипотеза – предположение о причинах, законах вещей.

5. Проверка гипотез – процесс установления истинности предположения.

6. Рабочая гипотеза – выдвигаемое на первых шагах исследования предположение, условное допущение, позволяющее группировать результаты наблюдений и экспериментов, дающее им первоначальное объяснение.

7. Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

 

Практическое занятие № 11.

Задание 1. Укажите, какие из приводимых ниже предположений перешли из разряда гипотез в разряд достоверных результатов.

1.Предположение о возможности роста спроса с ростом цены; 2. Предположение о возможности построить вечный двигатель; 3. Предположение о том, что Земля обращается вокруг Солнца по планетарной орбите.

Задание 2. Проанализируйте следующие тексты и выявите, ставятся ли в них проблемы.

1.Человек как проблема социальной философии; 2. В настоящее время ведется активный поиск и внедрение различных форм и методов работы с руководящими кадрами, среди которых заслуженное место занимает аттестация. Цель аттестации – определить степень профессиональной подготовленности руководителей и других специалистов, их умения и навыков, опыт работы, личные качества. Кроме того, аттестация помогает установить, соответствует ли данный руководитель предъявляемым к нему требованиям, и способствует стремлению самих руководителей удовлетворять им. В отдельных случаях возникает необходимость определять соответствие руководителя выполняемой работе или занимаемой должности.

Задание 3. Проведите анализ состоятельности некоторых гипотез прошлого приводимых ниже:

1.Освобождение цен приведет к быстрому обязательному росту всеобщего благосостояния; 2. Потепление климата грозит для Земли катастрофой; 3. Ласковое слово и кошке приятно.

 

Вопросы для повторения.

1. Может ли проблема служить формой развития знания?

2. Можно ли утверждать, что гипотеза – это предположение о сущности того или иного предмета?

3. На что, по вашему мнению, может опираться предположение и догадка?

4. Необходимо ли выдвижение гипотезы для развития знания?

5. Всегда ли гипотеза должна стать теорией?

 

Кроссворд.

По горизонтали:

3. Совокупность логических приёмов обоснования истинности тезиса. 6. Аргумент доказательства. 7. Вид обоснования выдвинутого положения. 9. Вид критики. 10. Форма прямого обоснования. 11. Вид диалога. 12. Способ аргументации. 13. Истинное суждение, которым пользуются при доказательстве тезиса. 14. Логическая операция установления ложности выдвинутого тезиса. 16. Логическая связь между аргументами и тезисом. 17. Субъект аргументативного процесса. 20. Внелогический фактор. 21. Суждение, истинность которого надо доказать.

 

По вертикали:

1. Рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения. 2. Доказательство методом исключения. 3. Форма аргументации. 4. Логическая ошибка. 5. Искусство ведения спора. 8. Противоречащее аргументу суждение. 11. Субъект аргументативного процесса. 15. Логическая уловка. 18. Вид диалога. 19. Очевидное положение.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ).

1. Предмет логики и значение логики.

2. Основные законы формальной логики (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

3. Понятие как форма мышления.

4. Содержание и объем понятия.

5. Отношения между понятиями.

6. Логические операции с понятиями (обобщение, ограничение).

7. Деление как логическая операция с понятиями.

8. Определение как логическая операция с понятиями.

9. Структура простого атрибутивного суждения.

10. Объединенная классификация простых суждений по количеству и качеству (общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные суждения).

11. Сложные суждения. Виды сложных суждений (конъюнктивные, дизъюнктивные, импликативные, эквивалентные).

12. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.

13. Превращение как вид непосредственного дедуктивного умозаключения.

14. Обращение как вид непосредственного дедуктивного умозаключения.

15. Противопоставление предикату как вид непосредственного дедуктивного умозаключения.

16. Умозаключение по логическому квадрату.

17. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Правила простого категорического силлогизма.

18. Условные умозаключения.

19. Разделительные умозаключения.

20. Условно-разделительные умозаключения.

21. Индуктивные умозаключения.

22. Умозаключения по аналогии.

23. Структура аргументации. Формы обоснования тезиса.

24. Виды обоснования тезиса.

25. Виды критики.

26. Правила и ошибки аргументации.

27. Вопросно-ответная ситуация.

28. Формы развития знаний.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.