РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
ЛОГИКА
Методические материалы для специальностей
030501 – «Юриспруденция» и 030301 – «Психология»
Вологда – 2009
Логика: Методические материалы для специальностей 021100 – «Юриспруденция» и 030301 – «Психология». – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2009. – с.
Разработала: Дрянных Н. В. - кандидат философских наук,
доцент кафедры философии и истории.
Методические указания имеют цель оказать помощь в организации практической и самостоятельной работы курсантов при изучении курса «Логика».
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры философии и истории
© Дрянных Н. В. 2009.
© ВИПЭ ФСИН России, 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Употребляйте с пользой время.
Учиться надо по системе.
Сперва хочу вам в долг вменить
На курсы логики ходить.
Ваш ум, нетронутый доныне,
На них приучат к дисциплине,
Чтоб взял он направленья ось,
Не разбредаясь вкривь и вкось.
«Фауст»
Учебно-методические материалы по курсу «Логика» предназначены для активного освоения системы знаний и умений по логике курсантами очной формы обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» для специальности 030501 – «Юриспруденция» и специальности 030301 – «Психология».
Логика как учебная дисциплина является необходимым компонентом образования курсантов независимо от выбранной ими специальности, прежде всего потому, что изучение логики формирует логическую дисциплину ума – необходимого условия освоения гуманитарного знания. Кроме того, формы рационального рассуждения способствуют формированию у курсантов способности к самостоятельному критическому мышлению и ответственному отношению к слову, что является одним из важнейших требований, предъявляемых к современному специалисту в области правовой деятельности.
Знание логики позволяет юристу и психологу точно и аргументировано строить свою речь, видеть несогласованность в показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых. Более того, приобретенные навыки помогают убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать следственные версии и т.п. В современной практике широко используется весь арсенал логических средств: определение (юридических понятий), деление (например, классификация преступлений), подведение под понятие (например, квалификация конкретного деяния).
Цель курса – сформировать у курсантов профессиональное внимание к логической форме речи, выработать навыки логического анализа рассуждений, производимых как в письменной, так и в устной речи.
Изучение логики предполагает тесную взаимосвязь с другими дисциплинами: философией, экономикой, правоведением, социологией, политологией.
Учебный курс логики построен по модульно-рейтинговой системе. В первом модуле представлены темы 1-3 (предмет и значение логики, понятие, суждение), второй включает 4 тему Умозаключение, которая является ключевой по представленному курсу. Третий модуль содержит темы 5-7 (логические основы аргументации, вопросно-ответная ситуация, формы развития знания). Форма контроля по каждому из модулей различна. Так, после усвоения 1-3 темы курса курсант должен написать контрольно-проверочный тест. Второй модуль заканчивается контрольной работой. Форма итогового контроля по 030501 «Юриспруденция» – дифференцированный зачет; по специальности 020400 «Психология» - экзамен. Кроме того, курсант может получить дополнительные баллы, активно работая на лекциях, практических занятиях, выполняя дополнительные задания самостоятельно.
Учебники.
- Бочаров В. А, Маркин В. И. Основы логики: Учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. – 336 с.
- Гетманова А. Д.. Логика для юристов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /– 6-е изд. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 415 с.
- Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов/ под ред. проф., В. И. Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 240с.
- Курбатов В. И. Логика для юристов: учебн. пособие / В.И. Курбатов. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2009. – 480с.
Задачники.
1. Берков А. Ф. Логика: задачи и упражнения: практикум. Учебное пособие. М.: НТОО «ТетраСистема». 1998. – 224 с.
2. Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И. Упражнения по логике: учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 184 с.
3. Стрелкова Н. В. Логика в задачах и упражнениях. – М.: Щит-М, 2005. – 180 с.
4. Яшин Б. Л. Задачи и упражнения по логике. – М.: Гуман. Центр ВЛАДОС, 2000 – 224 с.
Издания, выпущенные преподавателями ВИПЭ ФСИН России.
1. Веселовская Е.В. Основные дидактические единицы учебного предмета «Логика». Методические рекомендации для учащихся – Вологда: изд-во ВИПЭ Минюста РФ, 2000. - 19с.
2. Дрянных Н. В. Логика: тестовые задания с комментариями для специальности 030301 - «Психология». Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. – 51 с.
3. Краткий тематический словарь по логике. Справочное пособие / Сост. Веселовская Е.В. – Вологда: изд-во ВИПЭ Минюста РФ, 2000. - 29с.
4. Таблицы по логике. Учебно-наглядное пособие для учащихся /Автор - составитель Веселовская Е.В. – Вологда: изд-во ВИПЭ Минюста РФ, 2000. - 20с.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Логика» для курсантов юридического факультета,
обучающихся по специальности 030501 – «Юриспруденция», уголовно-правовая специализация
№
п/п
| Наименование темы
| Всего
часов
| Аудиторные занятия и формы контроля
| Сам.
ра-
бота
| Виды
ТСО
| Связь с др. дисц.,
№ тем
| всего
часов
| лек-ции
| практ.
занятия
| КПР
| экза-мен
|
| Модуль 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предмет и значение логики
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.право, тема № 2; ТГП, тема № 3
|
| Понятие
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.право, тема № 2; ТГП, тема № 3
|
| Суждение
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.право, тема № 4; ТГП, тема № 1-3
|
| Компьютерный тест
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умозаключение
|
|
|
|
|
|
|
|
| Уголовное право, тема № 2-3
|
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Логические основы аргументации
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.право, тема № 4; ТГП, тема № 5
|
| Вопросно-ответная ситуация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Формы развития знания
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.право, тема № 6; ТГП, тема № 4
| Зачет дифференцированный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого по курсу:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Логика» для курсантов психологического факультета,
обучающихся по специальности 030301 – «Психология»
№
п/п
| Наименование темы
| Всего
часов
| Аудиторные занятия и формы контроля
| Сам.
ра-
бота
| Виды
ТСО
| Связь с др. дисц.,
№ тем
| всего
часов
| лек-ции
| практ.
занятия
| КПР
| экза-мен
|
| Модуль 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предмет и значение логики
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.право, тема № 2; ТГП, тема № 3
|
| Понятие
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.право, тема № 2; ТГП, тема № 3
|
| Суждение
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.право, тема № 4; ТГП, тема № 1-3
|
| Компьютерный тест
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умозаключение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Логические основы аргументации
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.право, тема № 4; ТГП, тема № 5
|
| Вопросно-ответная ситуация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Формы развития знания
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.право, тема № 6; ТГП, тема № 4
| Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого по курсу:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | |
Содержание курса.
Модуль 1.
Тема 1. Предмет и значение логики
Логика и язык. Неразрывная связь мышления и языка. Язык как реализация мыслительной деятельности человека. Образные и знаковые информационные системы. Естественные и искусственные языки. Полисемичность естественного языка. Омонимы, антонимы, синонимы. Функции языка. Основные аспекты анализа языка: синтаксис, семантика, прагматика, Науки о языке.
Формально-логические законы. Основные характеристики правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность.
Понятие формально-логический закон. Закон тождества. Условия закона тождества. Закон противоречия. Логическое противоречие. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Использование формально-логических законов в юридической практике. Познавательные и коммуникативные аспекты законов формальной логики.
История логики. Причины возникновения логики и основные этапы ее развития. Логика формальная, диалектическая и математическая, Преемственность и расширение логической проблематики. Многообразие современных логических систем.
Теоретическое и практическое значение логики. Значение логики в различных сферах человеческой деятельности. Логика и коммуникация.
Тема 2. Понятие
Понятие как простейшая форма (единица) мысли. Представление понятий в языке. Понятие и слово. Основные методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение.
Содержание и объем понятий. Структура понятия. Признаки предметов и их виды. Существенные и несущественные признаки. Понятие и представление. Содержание понятия. Объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Виды понятий. Различие между понятиями по количественному и качественному признакам Общие, единичные и пустые понятия. Конкретные и абстрактные понятия, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные.
Отношения между понятиями. Сравнение понятий по объему и содержанию. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Различные отношения между понятиями по содержанию: тождественность, подчинение (отношение вида и рода), сходность, однородность, несравнимость. Соподчинение, противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). Отношения между понятиями по объему; совпадение, включение, пересечение, исключение. Использование кругов Эйлера для наглядного представления отношений между понятиями.
Логические операции с понятиями. Определение понятий. Виды определений. Явные определения - определение через род и видовое отличие, генетическое. Структура явного определения. Правила и ошибки в определении. Неявные определения: описание, сравнение, характеристика.
Деление понятий. Деление как операция, раскрывающая объем понятия. Правила деления. Виды деления. Классификация как один из видов деления и его разновидности. Дихотомическое деление и его значение. Возможные ошибки при делении понятий.
Обобщение и ограничение понятий. Установление родовидовых отношений между понятиями. Роль обобщения в формировании научных понятий. Категории и предел обобщения. Значение ограничения понятий для конкретизации человеческих отношений. Предел ограничения.
Тема 3. Суждение
Суждение как форма мышления. Суждение и понятие. Суждение и предложение. Виды суждений. Суждения модальности, отношения, существования. Простые и сложные суждения
Простые категорические суждения. Структура суждения. Распределенность терминов в простом категорическом суждении, Качество и количество суждений. Классификация суждений по качеству и количеству. Истинные отношения между простыми категорическими суждениями. "Логический квадрат".
Суждение модальности, их виды и отношение между ними. Модальный шестиугольник. Суждения отношения и их особенности.
Сложные суждения. Образование сложных суждений. Основные логические союзы и их семантика в естественном языке: конъюнкция, дизъюнкция (сильная и слабая), импликация, эквивалентность и отрицание.
Логические операции со сложными суждениями. Отношения между сложными суждениями, преобразование, Установление истинности сложных суждений. Построение таблиц истинности.
Модуль 2.
Тема 4. Умозаключение
Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением. Виды умозаключений: по строгости вывода необходимые и правдоподобные; по направленности логического следования дедуктивные, индуктивные, умозаключения по аналогии; по количеству посылок непосредственные и опосредованные.
Понятие дедуктивного умозаключения. Понятие правил вывода. Типы дедуктивных выводов: выводы, базирующиеся на субъектно-предикатной структуре суждений; выводы, базирующиеся на логических связях между суждениями (выводы логики высказываний).
Выводы, базирующиеся на субъектно-предикатной структуре суждений.
1. Выводы из категорических суждений.
Непосредственные выводы: превращение, обращение (чистое и с ограничением), противопоставление предикату, выводы по «логическому квадрату».
Простой категорический силлогизм. Вывод из простых суждений. Состав силлогизма. Общие правила силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Специальные правила фигур. Правильные модусы.
Разновидности силлогистических выводов.
Сокращенный силлогизм (энтимема), восстановление силлогизмов из энтимем. Сложные (полисиллогизмы), сложносокращенные силлогизмы (сориты и эпихейремы).
2. Выводы из суждений с отношениями.
Важнейшие свойства двухместных отношений: рефлексивность, симметричность, транзитивность. Выводы, базирующиеся на свойствах отношений.
Выводы логики высказываний. Выводы из сложных суждений. Прямые и косвенные выводы.
Прямые выводы.
Чисто условные умозаключения.
Условно-категорические умозаключения: утверждающий модус и отрицающий модус.
Разделительно-категорические умозаключения: утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы.
Условно разделительные (лемматические) умозаключения: конструктивная и деструктивная, простая и сложная дилеммы.
Косвенные выводы. Рассуждение «от противного». Сведение к «абсурду». Правило введения импликации.
Общее представление о принципах построения логики высказываний. Табличное построение логики высказываний. Аксиоматическое построение логики высказываний и система натурального вывода (СНВ). Общее представление о логике предикатов.
Индуктивные умозаключения
Понятие индуктивного умозаключения. Виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция.
Неполная индукция. Виды неполной индукции; популярная и научная индукция.
Популярная индукция. Перечислительный характер популярной индукции. Проблематичность индуктивных обобщений.
Научная индукция. Принципы отбора и исключения. Методы установления причинно-следственных связей. Метод сходства, метод различия, объединенный метод сходства и различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений.
Умозаключения по аналогии. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Строгая и нестрогая аналогия. Аналогия и моделирование.
Модуль 3.
Тема 5. Логические основы теории аргументации
Понятие аргументации. Аргументация и убеждения. Аргументация и доказательство.
Понятие доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательств: прямое и косвенное доказательство. Виды косвенного доказательства: апагогическое (от противного) и разделительное.
Понятие критики и опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов, критика демонстрации. Стратегия и тактика аргументации и критики. Правила по отношению к критике.
Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения. Правила по отношению к тезису и антитезису, Возможные ошибки. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки. Правила демонстрации. Ошибки в демонстрации.
Тема 6. Вопросно-ответная ситуация
Сущность и логическая структура вопроса. Понятие вопроса. Проблема, задача, предпосылки вопроса.Виды вопросов: по существу и не по существу темы, простой и сложный, уточняющий и восполняющий, корректный и некорректный. Правила постановки вопросов
Сущность и виды ответов. Понятие ответа. Виды ответов: по существу и не по существу вопроса, прямой и косвенный, полный и частичный, краткий и развернутый, определенный и неопределенный. Правила постановки ответа.
Тема 7. Формы развития знания
Проблема и ее роль в познании. Понятие проблемной ситуации. Вопрос как форма выражения проблемы. Виды вопросов. Предпосылки вопросов. Виды ответов на вопросы.
Виды решения проблем в рамках существующей теории; требующее модификации существующей теории; требующее создания новой теории.
Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез. Понятие рабочей гипотезы. Версия. Конкурирующие гипотезы. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы доказательства гипотез. Прямое и косвенное доказательство гипотез.
Теория как система научных знаний. Виды научных теорий. Логически систематизированные теории. Аксиоматически построенные теории.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Усвоение теоретических вопросов логики не является самоцелью. Главное – научиться применять на практике полученные знания. Поэтому, работа с курсантами должна быть построена таким образом, чтобы максимально соединить теоретические требования к логическому мышлению (непротиворечивость мысли, её последовательность) и применение навыков на практике. Таким образом, курсанты не только усваивают необходимый материал, но и оценивают полезность полученной информации.
Следует знать, что практические занятия только в том случае принесут пользу курсанту, если он будет готов к участию в работе. Это означает, что курсант прочитал соответствующий раздел в учебнике, познакомился с рекомендованной дополнительной литературой. Он предварительно выполнил несколько упражнений по каждой из выносимых на занятие тем. Последнее особенно важно, поскольку те упражнения, которые содержаться в учебниках по логике и специальных сборниках упражнений необходимы для тренировки мышления.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ ПО КУРСУ.
Акцент при самостоятельной работе курсантов по дисциплине «Логика» делается на продуктивность. Для этого курсантам необходимо овладеть навыками работы с учебниками, задачниками, методическими пособиями.
Для более глубокого изучения логики курсанты должны руководствоваться принципами системности, последовательности. Главное не знания, а умение мыслить и использовать информацию.
МОДУЛЬ 1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|