Тема № 1. «Предмет и значение логики.
«Основные формально-логические законы».
План занятия.
1.Предмет логики и ее этапы.
2.Значение логики в юриспруденции (психологии).
3.Соотношение языка и мышления.
4. Закон тождества.
5.Закон непротиворечия.
6.Закон исключенного третьего.
7.Закон достаточного основания.
Основные понятия.
1. Закон мышления – необходимая, повторяющая связь мыслей.
2. Закон достаточного основания – закон, по которому мысль признается истинной или ложной, если для этого имеется достаточное логическое основание (доказательство или опровержение).
3. Закон исключенного третьего – закон, согласно которому из двух противоречащих суждений одно обязательно истинно, а второе ложно.
4. Закон мышления – необходимая, повторяющая связь мыслей.
5. Закон непротиворечия – закон, по которому не могут быть одновременно истинными несовместимые, исключающие друг друга мысли (суждения).
6. Закон тождества – закон, согласно которому всякая мысль в рассуждении должна быть тождественной сама себе, неизменной сколько бы раз она не воспроизводилась.
7. Истина – соответствие мысли действительности.
8. Имя – логическая категория, объединяющая языковые выражения, значениями которых выступают предметы нашей мысли, т.е. объекты, о которых что-то утверждается или отрицается
9. Ложность – истинностная характеристика суждения, не соответствующего действительности.
10. Форма мышления – способ связи мыслей, их частей; строение мысли
11. Язык – система чувственно воспринимаемых предметов - знаков, используемая для фиксации, накопления и переработки информации.
Практическое занятие № 1.
Задание 1. Укажите требования, каких формальных логических законов нарушены или выполняются в приведенных отрывках?
1. Наполовину полный стакан равен наполовину пустому стакану. Удваиваем равенство и получаем: полный стакан равен пустому; 2. Один торговец, занимаясь продажей копий и щитов, нахваливая свои щиты, кричал: «Вот самые крепкие щиты, ничто не сможет пробить их!» Тут же расхваливая свои копья, он говорил: «Эти копья пробивают что угодно». Один из прохожих, услышав его слова, спросил: «А что будет, если попытаться проткнуть твой щит твоим же копьем?»; 3. Невозможно съесть яйцо натощак, откусив один раз, будешь есть яйцо уже не натощак; 4. Во время обучения в Геттингене Нильс Бор однажды плохо подготовился к занятию и выступил с очень слабым докладом. Однако он не растерялся и после окончания доклада с усмешкой сказал: «Здесь я прослушал столько плохих докладчиков, что прошу рассматривать мой сегодняшний доклад как месть им».
Задание 2. Исходя из закона исключенного третьего, определите, могут ли быть одновременно ложными оба суждения.
1. Все правовые отношения связаны с вещами. – Не все правовые отношения связаны с вещами; 2. На бирже президент компании встретился с двумя брокерами. – На бирже президент компании ни с кем не встречался; 3. Каждое уголовное дело имеет свои особенности. – Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют; 4. Всякое правонарушение является общественно опасным. – Ни одно правонарушение не является общественно опасным; 5. Следствие по делу лиц, совершивших государственный переворот, закончено. – Следствие по делу лиц, совершивших государственный переворот, не закончено.
Вопросы для повторения.
1. В чем значение логики как науки?
2. Была ли логика до Аристотеля?
3. Каково соотношение между формальной правильностью и истинностью мысли?
4. Охарактеризуйте роль основных формально-логических терминов в работе юриста.
5. Почему законы мышления называют формальными законами?
6. Почему непоследовательность в мыслях ведет к непоследовательности поступков?
Тема № 2. «Понятие».
План занятия.
1. Понятие как форма мышления.
2. Содержание и объем понятия.
3. Отношения между понятиями.
4. Логические операции с понятиями (обобщение, ограничение).
5. Деление как логическая операция с понятиями.
6. Определение как логическая операция с понятиями.
7. Логический анализ понятий.
Основные понятия.
1. Существенные признаки – т.е. такие, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.
2. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.
3. Содержание понятия – совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отражённых в этом понятии.
4. Объём понятия – совокупность (класс) предметов, которая мыслится в понятии.
5. Несравнимые понятия – далёкие по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков.
6. Совместимые понятия – объёмы этих понятий совпадают полностью или частично.
7. Несовместимые понятия – их объёмы не имеют общих элементов.
8. Определение понятия – логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина.
9. Реальное определение – определение через ближайший род и видовое отличие и генетические определения.
10. Номинальное определение – даёт определение термина, который обозначает понятие, или вводит знаки, заменяющие понятие.
11. Деление понятия – это логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления разделить объём делимого понятия на ряд членов деления.
Практическое занятие № 2.
Задание 1. Установите объем и содержание понятий.
1. Юрист; 2. Психолог; 3. Акционерное общество; 4. Страна восходящего Солнца; 5. Чемпион по рукопашному бою 2008 г.
Задание 2. Определите вид отношения между понятиями и схемы, соответствующие этим отношениям.
1. Действие, бездействие; 2. Договор, сделка; 3. Автор романа, «Преступление и наказание», русский писатель, писатель, классик искусства; 4. Высшее учебное заведение, институт, академия, университет; 5. Квадрат, прямоугольник, ромб; 5.
Задание 3. Проверьте правильность обобщения понятия.
1. Преступление – правонарушение; 2. Командир группы – курсант; 3. Лето – наиболее теплое время года; 4. Аксиома – постулат; 5. Спортсмен – физкультурник; 6. Районный суд – областной суд.
Задание 4. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).
1. Адвокат – это юрист, защищающий интересы граждан и организаций в суде, оказывающий им помощь по правовым вопросам; 2. Регенерация – процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела; 3. Упрямство есть порок слабого ума; 4. Нация – устойчивая историческая общность людей; 5. Кража – тайное хищение общественного и личного имущества; 6. Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.
Задание 5. Укажите вид деления понятий, выделите структурные элементы: делимое понятие, члены деления, основания деления.
1. Государство может быть рабовладельческим и капиталистическим; 2. Видами искусства являются художественная литература, музыка, скульптура, архитектура и портретная живопись; 3. Республики разделяются на президентские, парламентские и унитарные; 4. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и по доверенности; 5. Основными структурными элементами деловой игры являются: игровой замысел, сюжет игры или ее содержание, игровые действия, роли, правила; 6. Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несправедливыми.
Вопросы для повторения.
1. В чем отличие неосознанной и преднамеренной подмены понятий?
2. В каком отношении друг к другу находятся содержание и объем понятия?
3. Что такое совместимые и несовместимые понятия?
4. В чем заключается специфика ограничение и обобщение понятия?
5. В чем различие дихотомического деления от деления по видоизменению признака?
6. В чем состоит логическая сущность определения понятий?
Тема № 3. «Суждение».
План занятия.
1. Структура атрибутивного суждения.
2. Объединенная классификация простых суждений по количеству и качеству (общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные суждения).
3. Распределенность терминов (субъекта и предиката).
4. Сложные суждения. Виды сложных суждений (конъюнктивные, дизъюнктивные, импликативные, эквивалентные).
5. Модальность суждений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|