Практическое занятие № 8.
Задание 1. Определите вид индуктивного умозаключения. Укажите посылки и заключение. Установите состоятельность вывода.
1. Свидетелями по делу Белкина являются граждане Максимов, Новиков, Поляков, Лисин и Кириллов. Сперва следователь вызвал и допросил Полякова, Максимова и Лисина, а после обеда были допрошены остальные свидетели. Следовательно, по делу Белкина допрошены все свидетели; 2. Для выступления в прениях записались: Алексеев, Борисов, Круглое, Морозов, Константинов и Новиков. Алексееву, Борисову и Новикову слово было предоставлено до перерыва, Морозову и Константинову – до прекращения прений. Таким образом, все записавшиеся выступили в прениях; 3. Известно, что рабочие 1, 5 и 8 бригады цеха сборки явились на работу без опоздания. Значит, все рабочие цеха сборки не допустили опозданий; 4. Установлено, что Соловьев не совершал преступления, предусмотренного ст. 144 (кража личного имущества). Он не занимался ни грабежом, ни мошенничеством, ни вымогательством. Ему не может быть предъявлено обвинение по статьям 150 и 151. Приходится делать вывод, что Соловьев не совершил преступления против личной собственности граждан.
Задание 2. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?
1. Всю неделю стояли морозы; 2. Курс рубля во второй половине года продолжал падать; 3. Все футболисты сборной России вышли на Олимпийские игры в отличной форме; 4. Ни один рабочий нашего завода не является прогульщиком; 5. На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости; 6. Все граждане России имеют право на пособие по безработице; 7. К. не выполнил своего обещания, значит, он вообще необязательный человек.
Задание 3. Какой вид аналогии применен в следующем рассуждении? (аналогия предметов, аналогия отношений, строгая аналогия, нестрогая аналогия).
1. Если масштаб одной карты в 2 раза больше, чем другой, то и расстояние, измеряемое между одними и теми же населенными пунктами, на разных картах, будет выражено различными величинами, отличающимися также в 2 раза; 2. Каждый человек подобно Луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает (Марк Твен); 3. Познание подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга (И. Ирвинг); 4. Афоризмы подобны адвокатам, неизбежно видящим только одну сторону дела (А. Берджес); 5. Вид спорта, с которым можно сравнить командный способ работы в нашей компании является бобслей в больших экипажах. Хотя гонщики едут в одном «бобе» и по одной трассе, они очень разные, и у каждого своя специфическая задача.
Вопросы для повторения.
1. Чем неполная индукция отличается от полной индукции?
2. Как можно повысить степень вероятности выводов в неполной индукции?
3. Какие логические ошибки возникают при нарушении требований к популярной индукции?
4. Какое применение находит индуктивное умозаключение в юридической практике?
5. Чем аналогия отличается от популярной индукции?
6. Каким образом можно повысить степень достоверности выводов по аналогии?
7. В каких случаях умозаключение по аналогии является несостоятельным?
8. Что понимается под аналогией права?
Внимание! Следующее занятие - контрольная работа по теме «Умозаключение».
Контрольная работа для самопроверки.
Задание 1. Формулировка:
Сделайте вывод путем превращения
1. Если посылка выражена не в явной логической форме, преобразуйте ее в соответствии со схемами суждений A, E, I, O.
2. Запишите его схему превращения.
3. Произведите превращение.
4. Проверьте правильность превращения. Аргументируйте ответ на основе:
а) определения вида непосредственного умозаключения;
б) указания правила, по которому проверялась правильность умозаключения.
Содержание:
Суждение«Государство – главный институт политической системы общества».
Задание 2. Формулировка:
Сделайте вывод путем обращения.
1.Если посылка выражена не в явной логической форме, преобразуйте ее в соответствии со схемами суждений A, E, I, O.
2. Запишите его схему обращения.
3. Произведите обращение.
4. Проверьте правильность обращения. Аргументируйте ответ на основе:
а) определения вида непосредственного умозаключения;
б) указания правила, по которому проверялась правильность умозаключения.
Содержание:
Суждение«Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности».
Задание 3. Формулировка:
Дайте логическую характеристику простого категорического силлогизма (ПКС):
а) формализуйте входящие в ПКС суждения;
б) выделите структурные элементы ПКС: меньший, больший и средний термины; большую, меньшую посылки и заключение;
в) расположите структурные элементы по правилу записи ПКС:
1) большая посылка,
2) меньшая посылка,
3) заключение;
г) определите фигуру ПКС;
д) установите модус ПКС;
е) проверьте правильность ПКС по модусу.
Аргументируйте ответ на основе:
а) определения структурных элементов ПКС;
б) объяснения построения фигуры и составления модуса ПКС;
в) пояснения проверки правильности ПКС по модусу.
Содержание:
Невиновный не должен быть осужден. Следовательно, Пономарев не может быть осужден, ибо он не виновен.
Задание 4. Формулировка:
Используя условную посылку, постройте правильное условно-категорическое умозаключение (УКС):
1. по утверждающему модусу;
а) выделите структурные элементы УКС: условную посылку, указав в ней основание и следствие, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами;
б) указания направленности вывода УКС;
в) проверьте правильность УКС.
2. По отрицающему модусу.
а) выделите структурные элементы УКС: условную посылку, указав в ней основание и следствие, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами;
б) указания направленности вывода УКС;
в) проверьте правильность УКС.
Содержание:
Суждение «Обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер».
Задание 5. Формулировка:
Сделайте вывод из посылок разделительно-категорического умозаключения и определите логическую характеристику получившегося разделительно-категорического умозаключения (РКС):
а) выделите структурные элементы РКС: разделительную посылку, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами;
б) определите вид модуса РКС;
в) запишите формулу модуса РКС;
г) проверьте правильность РКС.
Содержание: Умозаключение«Преступление обычно квалифицируется как умышленное или неосторожное. Поев совершил умышленное преступление, следовательно…»
Задание 6. Формулировка:
Определите логическую характеристику индуктивного умозаключения:
1. выделите структурные элементы индукции: исходные посылки, указав в них субъекты и предикат; посылку, в которой отражено знание о количестве субъектов данного класса, и заключение;
2. определите вид индуктивного умозаключения по полноте и законченности исследования: полная или неполная;
3. запишите схему индуктивного умозаключения.
Содержание:
Умозаключение «Известно, что рабочие 1, 5 и 8 бригады цеха сборки явились на работу без опоздании. Значит, все рабочие цеха сборки не допустили опозданий».
Задание 7. Формулировка:
1. Дайте логическую характеристику умозаключения по аналогии:
а) выделите структурные элементы аналогии: образец (с чего переносится информация), субъект (на что переносится информация), переносимый признак (какая информация переносится), основание (сходная информация в образце и субъекте);
б) определите вид умозаключения по аналогии по следующим основаниям:
- по характеру переносимого признака: аналогия свойств или отношений;
- по характеру связи основания с переносимым признаком: строгая или нестрогая аналогия.
2. Аргументируйте ответ на основе определения:
а) структурных элементов умозаключения по аналогии;
б) вида умозаключения по аналогии.
Содержание:
Умозаключение «Любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли».
МОДУЛЬ 3.
Тема № 5. «Логические основы аргументации».
План занятия.
1.Структура аргументации. Формы обоснования тезиса.
2. Виды обоснования тезиса.
3. Виды критики.
4. Правила и ошибки аргументации.
Основные понятия.
1. Аргументация – операция обоснования суждений, решений, оценок.
2. Аргумент – истинное суждение, используемое для обоснования другого суждения.
3. Демонстрация – логическая связь аргументов и тезиса в доказательстве или опровержении.
4. Доказательство – логическое обоснование истинности суждения.
5. Доказательство от противного – доказательство, при котором истинность тезиса обосновывается с помощью противоречащего ему суждения (антитезиса).
6. Критика – операция разрушения имеющегося процесса аргументации.
7. Прямое доказательство – доказательство, в котором истинность тезиса выводится из аргументов и их логических следствий, без привлечения антитезисов.
8. Прямое опровержение – опровержение, в котором ложность тезиса выводится из аргументов и следствий из них, без привлечения антитезисов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|