КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ
ФАМИЛИЯ. ИМЯ. ОТЧЕСТВО ____________________________
_____________________________________________________
ВОЗРАСТ _____________________________________________.
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ
1. Степень разборчивости речи:
– Речь невнятная, малопонятная для окружающих ..................................................
– Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная ......................................
– Разборчивость речи не нарушена (К) ......................................................................
2. Темп речи (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикания) ...........................
3.Ритм речи (норма, растянутый, скандированный, зависит от проявлю: гиперкинезов) ........................................................................................................................
ДЫХАНИЕ:
(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)
– Физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый) .....
– физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинеза: ригидности) ......................................................................................................
– Дифференциация носового и ротового выдоха.......................................................
– Наличие нижне-диафрагмального дыхания ..........................................................
– Речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность
ГОЛОС
– N (сильный, звонкий) ..............................................................................................
– Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения........
– Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия) .........................................................................................................................
– Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный, монотонный) .........................................................….......
СИНХРОННОСТЬ ДЫХАНИЯ. ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИИ (N, нарушение)
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ:
Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический пар
ригидность, гиперкинезы. атаксия, апраксия) ............................................................
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА:
– Гипомимия ..............................................................................................................
– Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N ) ..............
– Сглаженность носогубных складок ........................................................................
– Оральные синкинезии .............................................................................................
– Тремор подбородка ..................................................................................................
– Асимметрии .............................................................................................................
– Гиперкинезы ............................................................................................................
– Ригидность ...............................................................................................................
ГУБЫ:
(толстые, тонкие, М)..............................................................................
– Тонус (гипертонус, гипотонус, дистония, N).....................................
– Подвижность (малоподвижные, подвижные)……..............................
– Наличие расщелин или послеоперационных рубцов .................................
ЗУБЫ:
– Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы, N ..........................................................
– Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный)……..........................................................
ТВЕРДОЕ НЕБО (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N) ...................................................................
МЯГКОЕ НЕБО (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля) …………………..
ЯЗЫК (толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная связка).
– Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N) .................
– Гиперкинезы, тремор...............................................................................
– Девиация (отклонение) языка вправо/влево..........................................
– Посинение кончика языка .....................................................................
ОБЪЕМ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ ЯЗЫКА (строго ограничен, неполный, полный) ......................................................................
– Язык не выводится из полости рта............................
– Произвольное всовывание языка.............................
– Верхний подъем.........................................................
– Боковые отведения (повороты вправо \ влево).......
– Пощелкивание...........................................................
– Облизывание губ.......................................................
– Умение удержать артикуляционную позу..............
– Способность к переключению..................................
САЛИВАЦИЯ / ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ
ЖЕВАНИЕ (не жует твердую пищу, затруднено, N)
ГЛОТАНИЕ (поперхивается / не нарушено)
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
С Ш Р К Й П А О
С’ Ж Р’ Г Ф Б Э У
З Ч Л Х В Т Ы
З’ Щ Л’ М Д И
Ц Н
НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
1. Сформирован недостаточно (пропуски, искажения) ....................................
– Усредненность гласных (нарушена лабиализация) ...................................
– Недостаток произношения звонких согласных..........................................
– Недостаток произношения глухих согласных ...........................................
– Недостаток произношения мягких согласных............................................
– Недостаток произношения твердых согласных (палатализация).............
2. Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазаннасть речи.
3. Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы НАРУШЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (замены, смешения).
Формы звукового расстройства у ребенка с дизартрией:
1. Просодические расстройства + искажения звуков
2. Просодические расстройства + замены, пропуски звуков, но, в целом, слоговая структура слова остается без изменений
3. Просодические расстройства + звукопроизносительные расстройства (замены, пропуски, искажения) и негрубые дефекты слоговой структуры слов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КАРТА
Обследования речи при системном недоразвитии речи (ОНР, ЗРР, алалия)
Анамнез
1. В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения)
2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:
• есть / нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого)
• позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет), отметить, у кого и когда появилась
Понимание речи
• когда стал реагировать на обращение
• когда стал различать голоса родных
• когда стал соотносить слова с предметами
• когда стал соотносить слово с картинкой
Время появления у ребенка:
• гуления, какие звуки преобладали
• лепетных слов
• цепочки лепетных слов
• простой фразовой речи
• развернутой фразовой речи
Особенности отношения родителей к речи ребенка (подчеркнуть)
• поддразнивающее
• требовательное
• чрезмерно внимательное
• адекватное
Получал ли логопедическую помощь (если да, то какую, в течение какого времени, каковы были результаты)
Особенности общения
• общается с детьми
– своего возраста
– старше себя
– младше себя
• предпочитает находиться (играть) один
Игры и интересы
• какие игрушки любит
• как использует игрушки
– неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками
– использует игрушки по назначению
– организует сюжетную игру
• как относится к своим игрушкам
– игрушка быстро надоедает
– ломает игрушки
– проявляет интерес только к новым игрушкам
– предпочитает одну, любимую игрушку
• как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами)
Поведение ребенка на приеме
• как вступает в контакт
• негативистические реакции
• аутистичные черты
• понимание обращенной речи
• игровая деятельность
• проявления педагогической запущенности
• реакция родителей на поведение ребенка на приеме
8. Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
• подбор по образцу
• называние цветов
• подбор по образцу геометрических фигур
• подбор по образцу букв
• подбор по образцу цифр
Слуховой гнозис
• различение ритмических последовательностей
• узнавание и воспроизведение мелодий
Сомато-сенсорный гнозис
• пробы на локализацию прикосновения
• перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами
Анализ элементарных компонентов движений
• пройдись по комнате
• попрыгай на одной ноге
• сожми мою руку
Оптико-кинетическая организация движений
• сложи первый и второй пальцы в кольцо
• сделай "козу"
• сделай "зайчика"
Состояние конструктивного праксиса
• рисование без образца
• складывание разрезанных картинок
• складывание матрешки
• складывание из палочек пространственно-организованных структур
Состояние артикуляционного аппарата (артикуляционной моторики)
• тонус
• активность
• объем движений
• точность выполнения
• длительность
• добавочные и лишние движения
Речевой статус
Импрессивная речь
Нулевой уровень
• реагирует на свое имя
• реагирует на интонации поощрения или запрещения
Ситуативный
• понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром
• знает имена своих близких
• знает названия своих игрушек
• может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек
Номинативный
• хорошо ориентируется в названиях предметов
• хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках
Предикативный
• знает много названий действий
• ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам действий
• различает значение некоторых первообразных предлогов
Расчлененный
• различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)
Выполнение заданий(отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома)
Понимание целостных словосочетаний
• обними маму
• поцелуй папу
• пожалей бабушку
• поиграй в ладушки
• закрой глаза
• помаши ручкой
• возьми маму за руку и иди домой
Понимание названий знакомых игрушек
• покажи зайчика, машину, собачку
• возьми зайчика, машину, собачку
• дай зайчика, машину, собачку
Понимание названий предметов, используемых в быту
Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|