Исследование строения и подвижности артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата
а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др.______________);
б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие ________, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др.___________),
в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест),
г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/вправо),
д)подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная),
е) твердое небо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель),
ж) мягкое небо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)
Параметры движения (губ, щек, языка):
а) объем движений: в полном объеме, ограничен
б) точность выполнения: сохранна, нарушена
в) тонус без особенностей, повышен, снижен
г) темп движений: нормальный, медленный быстрый
д) переключаемость движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений.
е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение.
Состояние звукопроизношения:
Характер проявления:
а) изолированные нарушения
б) нарушения в слогах
в) нарушения в словах
г) нарушения во фразах
Инструкция: Повторяй за мной.
1. Слоги:
са – со – су – сы
се – ся – си – сё – сю
ас – ос – ус – ыс
спа – сна – сва – тса – лса – ска – сма – мса
При необходимости аналогично проводится уточнение произношения и других звуков.
2 Слова:
Ш: шапка – мишка – малыш
С: сумка – посуда – пульс
СЬ: сито – лисята – лось
З: зонт – изба
ЗЬ: зима – корзина
Ж: жаба – лыжи
Щ: щеки – роща – плащ
Ч: часы – ночка – дочь
Ц: цыпленок – водица – заяц
Р:руки – парус – удар
ТР:травы – матросы – театр
РЬ:реки – варежки – ударь
Л:луна – белка –гол
ЛЬ: лес – плита – соль
Б: банан – забор
БЬ:белка – обед
В: вата – сова
ВЬ ветер – муравей
Г: галка – огород
ГЬ: гитара сапоги
Д: дым – задача
ДЬ: диван – одежда
К: кот – окно – замок
КЬ: кит – санки
М: муха – комната – дом
МЬ: мел – камин
Н: норы – санки – сон
НЬ: нитки – коньки – день
П: пол – дупло – суп
ПЬ: песня – записка – выпь
Т: туман – лента – кот
ТЬ: тюлень – затея – петь
Ф: фары – туфли – пуф
ФЬ: фикус – конфета
Х: хурма – ухват – петух
ХЬ: хитрый – мухи
Я, Е, Ё, Ю: ястреб – енот – ёлка – юбка
Й: мойка – зайка – лейка – змей
дай – стой – танцуй – плюй.
2. Фразы.
М,М’,Н,Н’,Л,Л’,В,В’,Ф,Ф’,П,П’,Т,Т’,Х,Х’,Д,Д’,Б,Б’,К,К’,Г,Г’: Лампа на потолке. Мама купила лимоны. Ампула упала на пол. Поля полола пионы. Томе купили новые туфли. В фильме мы видели филина. Телята пили воду. У Тани новый бант. У папы билет на футбол. В комнатах хорошо пахло хвоей. Петухи поют у хаты. Мила мыла малину. Дети ели миндальные вафли. В комнате открыли окно. В море плыла голубая глыба льда. Кате купили меховую куртку. Белые снега укрыли луга. У елки колкие иголки. Гена играет на гитаре.
С – С’: Самолет оставил в небе белый след. На снегу видны следы лося и лисы. Сима написала письмо Васе.
З – З’: В магазин привезли арбузы. Замели землю зимние метели. Зине купили изюм. На полях взошла зеленая озимь.
С – З: Наступила золотая осень. В лесу поспела земляника. Вася разрезал спелый арбуз. В синем небе засияла золотая звезда.
Ц: У овцы куцый хвост. Курица снесла яйцо под крыльцом. На кустах акации расцвели цветы. Пословица недаром молвится.
Ш: Миша пошел в школу. Кошка Крошка сидит на окошке. На вешалке шуба и шапка.
С – Ш: У Саши пушистая шапка. Осина шелестит листьями. Малышу купили ушастого мишку. Соне снился страшный сон.
Ж: На лужайке кружились и жужжали жуки. Женя бежал на лыжах по лыжне.
Ш – Ж: В машине большие повреждения. У Шуры шелковый жилет. Женя слушает шум дождя за окошком. Даша нашла на опушке ежевику.
Ж – З: Ежи – полезные животные. На дорогах зимой снежные заносы. Зина и Женя запускали бумажного змея.
Ч: Танечка ловит бабочек. Олечка пьет черный чай с печеньем. Из почки показался колючий листочек.
Ч – С: У нас на даче песочные часы. У девочки новый сачок. Света сломала сучок.
Ч – Т’: Птичка вылетела из клеточки. Птенчик забрался под крылечко. Дети хотят качать качели. Мама хочет напечь печенья.
Ч – Ш: Маша налила чай в чашки. В бабушкиной шкатулочке– катушечки и клубочки. Кувшинчики и ковшички стоят на полочке.
Щ: Петя поймал щуку и леща. Щля любит сгущенное молоко. В дощатом ящике клещи и гвозди.
Щ – Ч: В пирожки положили овощную начинку. На крючок попался золотистый лещ.
Р – Р’: Утром на тропинке сверкали капли росы. Матросы идут по корабельному трапу. Роман собрал ведро рыжиков и груздей.
Хорек – хищный зверек. Рита варит варенье из черешен. Царевна живет в резном тереме.
Ярко сверкает рося на зорьке. Римма пригласила Рому на праздник. Марина прыгает через веревочку.
Р – Л: Лариса приготовила заливную рыбу. В саду созрели сладкие персики. Дворец построили из белого мрамора. Орел парил над горами.Соревнования по лыжам проходили в феврале.
Изолированно
Слог
СГ по повторению
ГС по повторению
ССГ по повторению
Слово
Начало
по повторению
при назывании
Середина
по повторению
при назывании
Конец
по повторению
при назывании
Фраза по повторению
Спонтанная речь
А
О
У
Ы
Э
И
Б
Б’
П
П’
В
В’
Д
Д’
Т
Т’
Г
Г’
К
К’
Х
Х’
З
З’
С
С’
М
М’
Л
Л’
Р
Р’
Н
Н’
Ш
Ж
Ц
Ч
Щ
Й
Карта обследования речи при заикании
Фамилия. Имя _______________________________________________
Год рождения _______________________________________________
Сведения о семье.
Мать (ФИО, образование, место работы) ________________________
__________________________________________________________
Отец (ФИО, образование, место работы)________________________
Возраст матери во время беременности _________________________
Какая по счету беременность__________________________________
Как протекала беременность__________________________________
Как протекали роды_________________________________________
Оценка состояния ребенка по шкале Апгар ______________________
Особенности при рождении___________________________________
Заболевания ребенка до 3-х лет ________________________________
__________________________________________________________
Речевой анамнез.
Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка_________________________________________________________
Время появления:
• гуления___________________________________________________
• лепета ____________________________________________________
•первых слов________________________________________________
• фразовой речи _____________________________________________
Необычный характер:
• первых слов________________________________________________
• первых фраз _______________________________________________
Особенности темпа речи ______________________________________
Возраст появления первых признаков заикания и их
выраженность ______________________________________________
Предполагаемая причина заикания_____________________________
Реакция ребенка на первые признаки заикания __________________
__________________________________________________________
Особенности реакции окружающих на первые признаки заикания
___________________________________________________________
Оказывалась ли ранее специализированная помощь_______________
___________________________________________________________
Какое образовательное учреждение посещает ____________________
___________________________________________________________
Заключение психоневролога ________________________________
Заключение отоларинголога ________________________________
Заключение окулиста_______________________________________
Личностные особенности.
Работоспособность ________________________________________
Агрессивность____________________________________________
Сила эмоций, острота эмоциональных переживаний____________
Переключаемость с одного вида деятельности на другой ________
_________________________________________________________
Нерешительность, колебания при принятии решений ___________
_________________________________________________________
Тревожность _____________________________________________
Обидчивость, ранимость____________________________________
Демонстративность действий _______________________________
Упрямство________________________________________________
Интеллектуальное развитие
Память__________________________________________________
Внимание________________________________________________
Наглядно-действенное мышление ___________________________
Логическое мышление _____________________________________
Сформированность обобщающих понятий ____________________
Временные представления__________________________________
Пространственные понятия_________________________________
Психомоторные функции.
Статическая координация движений _________________________
_________________________________________________________
Динамическая координация движений ________________________
_________________________________________________________
Переключаемость движений ________________________________
_________________________________________________________
Пространственная организация движений _____________________
_________________________________________________________
Двигательная память, переключаемость движений самоконтроля
_________________________________________________________
Произвольное торможение движения _________________________
Внимание ________________________________________________
Произвольная моторика пальцев рук _________________________
Оральный праксис__________________________________________
Объем и качество движений губ ______________________________
Объем и качество движений мышц щек________________________
Объем и качество движений языка____________________________
Произвольная мимическая моторика___________________________
Объем и качество движения мышц лба_________________________
Объем и качество движений мышц глаз________________________
Возможность произвольного формирования определенных мимических поз
__________________________________________________________
Продолжительность выдоха __________________________________
Темп движений _____________________________________________
Сенсорные функции
Слуховое внимание __________________________________________
Музыкальный слух___________________________________________
Восприятие музыки __________________________________________
Звуковысотный слух _________________________________________
Тембровый слух _____________________________________________
Динамический слух__________________________________________
Ритмическое чувство ________________________________________
Строение органов артикуляции
Прикус________________________________
Небный свод ___________________________
Зубы__________________________________
Язык__________________________________
Губы__________________________________
Артикуляционный праксис
Скорость, сила, объем движений органов артикуляционного
аппарата_____________________________________________
Переключаемость _____________________________________
Реципрокная иннервация_______________________________
Тремор______________________________________________
Синергии, синкинезии _________________________________
Гиперсаливация_______________________________________
Звукопроизношение ___________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Фонематический слух __________________________________
Фонематическое восприятие ____________________________
Слоговая структура слова ______________________________
_____________________________________________________
Экспрессивный словарь ________________________________
Импрессивный словарь_________________________________
Словообразование_____________________________________
Наличие аграмматизма _________________________________
Фразовая речь_________________________________________
Тип дыхания __________________________________________
Голос ________________________________________________
Наличие судорог _______________________________________
• дыхательные_________________________________________
• голосовые___________________________________________
• артикуляционные ____________________________________
Тип судорог___________________________________________
Степень выраженности заикания в различных речевых формах
• спонтанная речь______________________________________
• сопряженная речь ____________________________________
• отраженная речь______________________________________
• чтение ______________________________________________
• пересказ ____________________________________________
• шепотная речь_______________________________________
• ритмизированная речь ________________________________
• стихотворная речь____________________________________
• пение ______________________________________________
Эмболофразия ________________________________________
Уловки ______________________________________________
Сопутствующие движения _____________________________
Логофобии___________________________________________
Заключение __________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|