Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование строения и подвижности артикуляционного аппарата





Строение артикуляционного аппарата

а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др.______________);

б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие ________, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др.___________),

в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест),

г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/вправо),

д)подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная),

е) твердое небо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель),

ж) мягкое небо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)

Параметры движения (губ, щек, языка):

а) объем движений: в полном объеме, ограничен

б) точность выполнения: сохранна, нарушена

в) тонус без особенностей, повышен, снижен

г) темп движений: нормальный, медленный быстрый

д) переключаемость движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений.

е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение.

 

Состояние звукопроизношения:



Характер проявления:

а) изолированные нарушения

б) нарушения в слогах

в) нарушения в словах

г) нарушения во фразах

 

Инструкция: Повторяй за мной.

1. Слоги:

са – со – су – сы

се – ся – си – сё – сю

ас – ос – ус – ыс

спа – сна – сва – тса – лса – ска – сма – мса

При необходимости аналогично проводится уточнение произношения и других звуков.

2 Слова:

Ш: шапка – мишка – малыш

С: сумка – посуда – пульс

СЬ: сито – лисята – лось

З: зонт – изба

ЗЬ: зима – корзина

Ж: жаба – лыжи

Щ: щеки – роща – плащ

Ч: часы – ночка – дочь

Ц: цыпленок – водица – заяц

Р:руки – парус – удар

ТР:травы – матросы – театр

РЬ:реки – варежки – ударь

Л:луна – белка –гол

ЛЬ: лес – плита – соль

Б: банан – забор

БЬ:белка – обед

В: вата – сова

ВЬ ветер – муравей

Г: галка – огород

ГЬ: гитара сапоги

Д: дым – задача

ДЬ: диван – одежда

К: кот – окно – замок

КЬ: кит – санки

М: муха – комната – дом

МЬ: мел – камин

Н: норы – санки – сон

НЬ: нитки – коньки – день

П: пол – дупло – суп

ПЬ: песня – записка – выпь



Т: туман – лента – кот

ТЬ: тюлень – затея – петь

Ф: фары – туфли – пуф

ФЬ: фикус – конфета

Х: хурма – ухват – петух

ХЬ: хитрый – мухи

Я, Е, Ё, Ю: ястреб – енот – ёлка – юбка

Й: мойка – зайка – лейка – змей

дай – стой – танцуй – плюй.

 

2. Фразы.

М,М’,Н,Н’,Л,Л’,В,В’,Ф,Ф’,П,П’,Т,Т’,Х,Х’,Д,Д’,Б,Б’,К,К’,Г,Г’: Лампа на потолке. Мама купила лимоны. Ампула упала на пол. Поля полола пионы. Томе купили новые туфли. В фильме мы видели филина. Телята пили воду. У Тани новый бант. У папы билет на футбол. В комнатах хорошо пахло хвоей. Петухи поют у хаты. Мила мыла малину. Дети ели миндальные вафли. В комнате открыли окно. В море плыла голубая глыба льда. Кате купили меховую куртку. Белые снега укрыли луга. У елки колкие иголки. Гена играет на гитаре.

С – С’: Самолет оставил в небе белый след. На снегу видны следы лося и лисы. Сима написала письмо Васе.

З – З’: В магазин привезли арбузы. Замели землю зимние метели. Зине купили изюм. На полях взошла зеленая озимь.

С – З: Наступила золотая осень. В лесу поспела земляника. Вася разрезал спелый арбуз. В синем небе засияла золотая звезда.

Ц: У овцы куцый хвост. Курица снесла яйцо под крыльцом. На кустах акации расцвели цветы. Пословица недаром молвится.

Ш: Миша пошел в школу. Кошка Крошка сидит на окошке. На вешалке шуба и шапка.

С – Ш: У Саши пушистая шапка. Осина шелестит листьями. Малышу купили ушастого мишку. Соне снился страшный сон.

Ж: На лужайке кружились и жужжали жуки. Женя бежал на лыжах по лыжне.

Ш – Ж: В машине большие повреждения. У Шуры шелковый жилет. Женя слушает шум дождя за окошком. Даша нашла на опушке ежевику.



Ж – З: Ежи – полезные животные. На дорогах зимой снежные заносы. Зина и Женя запускали бумажного змея.

Ч: Танечка ловит бабочек. Олечка пьет черный чай с печеньем. Из почки показался колючий листочек.

Ч – С: У нас на даче песочные часы. У девочки новый сачок. Света сломала сучок.

Ч – Т’: Птичка вылетела из клеточки. Птенчик забрался под крылечко. Дети хотят качать качели. Мама хочет напечь печенья.

Ч – Ш: Маша налила чай в чашки. В бабушкиной шкатулочке– катушечки и клубочки. Кувшинчики и ковшички стоят на полочке.

Щ: Петя поймал щуку и леща. Щля любит сгущенное молоко. В дощатом ящике клещи и гвозди.

Щ – Ч: В пирожки положили овощную начинку. На крючок попался золотистый лещ.

Р – Р’: Утром на тропинке сверкали капли росы. Матросы идут по корабельному трапу. Роман собрал ведро рыжиков и груздей.

Хорек – хищный зверек. Рита варит варенье из черешен. Царевна живет в резном тереме.

Ярко сверкает рося на зорьке. Римма пригласила Рому на праздник. Марина прыгает через веревочку.

Р – Л: Лариса приготовила заливную рыбу. В саду созрели сладкие персики. Дворец построили из белого мрамора. Орел парил над горами.Соревнования по лыжам проходили в феврале.

 

Изолированно

 

Слог

СГ по повторению

ГС по повторению

ССГ по повторению

 

Слово

 

Начало

по повторению

при назывании

 

Середина

по повторению

при назывании

 

Конец

по повторению

при назывании

 

Фраза по повторению

Спонтанная речь

 

А

О

У

Ы

Э

И

Б

Б’

П

П’

В

В’

Д

Д’

Т

Т’

Г

Г’

К

К’

Х

Х’

З

З’

С

С’

М

М’

Л

Л’

Р

Р’

Н

Н’

Ш

Ж

Ц

Ч

Щ

Й

 

Карта обследования речи при заикании

 

Фамилия. Имя _______________________________________________

Год рождения _______________________________________________

Сведения о семье.

Мать (ФИО, образование, место работы) ________________________

__________________________________________________________

Отец (ФИО, образование, место работы)________________________

Возраст матери во время беременности _________________________

Какая по счету беременность__________________________________

Как протекала беременность__________________________________

Как протекали роды_________________________________________

Оценка состояния ребенка по шкале Апгар ______________________

Особенности при рождении___________________________________

Заболевания ребенка до 3-х лет ________________________________

__________________________________________________________

Речевой анамнез.

Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка_________________________________________________________

Время появления:

• гуления___________________________________________________

• лепета ____________________________________________________

•первых слов________________________________________________

• фразовой речи _____________________________________________

Необычный характер:

• первых слов________________________________________________

• первых фраз _______________________________________________

 

Особенности темпа речи ______________________________________

Возраст появления первых признаков заикания и их

выраженность ______________________________________________

 

Предполагаемая причина заикания_____________________________

Реакция ребенка на первые признаки заикания __________________

__________________________________________________________

Особенности реакции окружающих на первые признаки заикания

___________________________________________________________

Оказывалась ли ранее специализированная помощь_______________

___________________________________________________________

Какое образовательное учреждение посещает ____________________

___________________________________________________________

 

Заключение психоневролога ________________________________

Заключение отоларинголога ________________________________

Заключение окулиста_______________________________________

 

Личностные особенности.

Работоспособность ________________________________________

Агрессивность____________________________________________

Сила эмоций, острота эмоциональных переживаний____________

Переключаемость с одного вида деятельности на другой ________

_________________________________________________________

Нерешительность, колебания при принятии решений ___________

_________________________________________________________

Тревожность _____________________________________________

Обидчивость, ранимость____________________________________

Демонстративность действий _______________________________

Упрямство________________________________________________

Интеллектуальное развитие

Память__________________________________________________

Внимание________________________________________________

Наглядно-действенное мышление ___________________________

Логическое мышление _____________________________________

 

Сформированность обобщающих понятий ____________________

Временные представления__________________________________

Пространственные понятия_________________________________

Психомоторные функции.

Статическая координация движений _________________________

_________________________________________________________

Динамическая координация движений ________________________

_________________________________________________________

Переключаемость движений ________________________________

_________________________________________________________

Пространственная организация движений _____________________

_________________________________________________________

Двигательная память, переключаемость движений самоконтроля

_________________________________________________________

Произвольное торможение движения _________________________

Внимание ________________________________________________

Произвольная моторика пальцев рук _________________________

Оральный праксис__________________________________________

Объем и качество движений губ ______________________________

Объем и качество движений мышц щек________________________

Объем и качество движений языка____________________________

Произвольная мимическая моторика___________________________

Объем и качество движения мышц лба_________________________

Объем и качество движений мышц глаз________________________

Возможность произвольного формирования определенных мимических поз

__________________________________________________________

Продолжительность выдоха __________________________________

Темп движений _____________________________________________

Сенсорные функции

Слуховое внимание __________________________________________

Музыкальный слух___________________________________________

Восприятие музыки __________________________________________

Звуковысотный слух _________________________________________

Тембровый слух _____________________________________________

Динамический слух__________________________________________

Ритмическое чувство ________________________________________

Строение органов артикуляции

Прикус________________________________

Небный свод ___________________________

Зубы__________________________________

Язык__________________________________

Губы__________________________________

Артикуляционный праксис

 

Скорость, сила, объем движений органов артикуляционного

аппарата_____________________________________________

Переключаемость _____________________________________

Реципрокная иннервация_______________________________

Тремор______________________________________________

Синергии, синкинезии _________________________________

Гиперсаливация_______________________________________

 

Звукопроизношение ___________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Фонематический слух __________________________________

Фонематическое восприятие ____________________________

Слоговая структура слова ______________________________

_____________________________________________________

Экспрессивный словарь ________________________________

Импрессивный словарь_________________________________

Словообразование_____________________________________

Наличие аграмматизма _________________________________

Фразовая речь_________________________________________

 

Тип дыхания __________________________________________

Голос ________________________________________________

Наличие судорог _______________________________________

• дыхательные_________________________________________

• голосовые___________________________________________

• артикуляционные ____________________________________

Тип судорог___________________________________________

 

Степень выраженности заикания в различных речевых формах

• спонтанная речь______________________________________

• сопряженная речь ____________________________________

• отраженная речь______________________________________

• чтение ______________________________________________

• пересказ ____________________________________________

• шепотная речь_______________________________________

• ритмизированная речь ________________________________

• стихотворная речь____________________________________

• пение ______________________________________________

 

Эмболофразия ________________________________________

Уловки ______________________________________________

Сопутствующие движения _____________________________

Логофобии___________________________________________

 

Заключение __________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.