Особенности течения беременности и родов
Е.Д. Дмитрова
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ КАРТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ
АСТ • АСТРЕЛЬ
МОСКВА
УДК 376
ББК 74.3
Д 53
Дмитрова Е.Д. ,
Д53 Логопедические карты для диагностики речевых расстройств / Е.Д. Дмитрова – М.: АСТ: Астрель, 2008 -…. с.: (Библиотека логопеда)
ISBN 978-5- 17-049575-7 (ООО «Издательство АСТ»)
ISBN 978 -5-271-19278-4 (ООО «Издательство Астрель»)
В пособии впервые предлагаются дифференцированные приемы диагностики речевых, двигательных, психических и эмоциональных нарушений в зависимости от структуры речевого дефекта и возраста. Определены цели и задачи логопедической диагностики в комплексной системе преодоления речевых расстройств у детей и взрослых.
Автор книги – Елена Дмитриевна Дмитрова, ведущий логопед-методист Центра патологии речи и нейрореабилитации, создатель компьютерной обучающей диагностической нейропсихологической программы.
Книга адресована логопедам, педагогам, психологам, врачам. студентам дефектологических и психологических факультетов педвузов.
УДК 376
ББК 74.3
ISBN 978- 5-17-049575-7 (ООО «Издательство АСТ»)
ISBN 978- 5-271-19278-4 (ООО «Издательство Астрель»)
Е.Д. Дмитрова, 2007
ООО «Издательство Астрель», 2007
Учебное издание
Елена Дмитриевна Дмитрова
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ПРИ ДИЗАРТРИИ
Редакция « Образовательные проекты»
Ответственный редактор Е. Е. Шевцова
Художественный редактор Т.Н. Войткевич
Оформление обложки и макета дизайн-группы «Дикобраз»
Технический редактор А.. Л. Шелудченко
Компьютерная верстка
Корректор И. Н. Мокина
Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2;
953005 – литература учебная
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.02.953.Д.007027.06.07 от 20.06.2007 г.
ООО «Издательство АСТ»
170000 Россия, г. Тверь, пр-т Чайковского, д.27/32
ООО «Издательство Астрель»
129085, г. Москва, пр. Ольминского, д. 3а
Наши электронные адреса: www.ast.ru
E-mail: astpub@aha.ru
По вопросам приобретения книг обращаться по адресу:
129085, Москва, Звездный бульвар, дом 21, 7 этаж
Отдел реализации учебной литературы
«Издательской группы АСТ»
Справки по телефону: (095) 615-53-10, факс 232-17-04
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений.
Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.
Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С.Выготского.
• Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.
• Принцип целостного системного изучения ребенкатребует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определение их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.
• Принцип динамического изученияпредполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.
• Принцип качественного анализа диагностических данныхпозволяет дифференцировать выявленные нарушения.
Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.
Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов их коррекции.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.
Особое значение приобретают нейропсихологические методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений – яслей, детских садов, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.
Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе, испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь, с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций.
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.
Впервые в речевую карту включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет, представлены толкования особенностей выполнения отдельных заданий.
Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: “общую” и “речевую” диагностическую схему. В “общем” разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В “речевом” разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти.
Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах: дизартрии, алалии, заикании, дисграфии, дислексии, как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.
Адресовано логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ПРИ ДИСЛАЛИИ
1. Дата обращения _________________________________________
2. Фамилия________________________________________________________
3. Имя____________________________________________________________
4. Отчество _______________________________________________________
5. Пол мужской, женский
6. Год рождения_______________________________
7. Возраст_____________________________________
8. Родной язык____________________________________________
9. Сведения о родителях:
мать___________________________________________
возраст_______________профессия___________________образование_____________________
отец__________________________________________________________________
возраст___________________профессия________________образование________________
10. Домашний адрес_________________________________________________
11. Телефон_________________________________
12. Посещает:
детский сад :массовый, специализированный (какая),
школа :общеобразовательная, специализированная(какая),
интернат,
13. домашнее обучение.______________________
14. Кто в семье занимается воспитанием______________________________________________
Диагноз направившего учреждения________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Жалобы :
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_____________________________________
Анамнез
1. Наследственные и хронические заболевания
(отметить у кого, какие)
1. Проявление органической недостаточности ЦНС у родственников
(указать у кого)
а) Нарушение зрения
б) Нарушение слуха
в) Нарушения опорно-двигательного аппарата ______________
_____________________________________________
3. Патология речи у родственников (отметить у кого):
________________________________________
л) Дискалькулия
4. Наследственная отягощенность соматическими заболеваниями (отметить какими и у кого)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
___________
5. Ведущая рука
у ближайших родственников (родители, братья, сестры)
правая, левая , амбидекстр _________________
______________________________________________________________________
у ребенка: правая, левая, амбидекстр
Особенности течения беременности и родов
1.1 От какой по счету беременности___________________________________
1.2. Какой по счету ребенок_______________________________________
1.3 Возраст родителей при зачатии данного ребенка:
1. отца___________________________
2. матери_____________________________-
1.5 Вредные привычки – курение (1), злоупотребление алкоголем (2), лекарственными средствами (3)
• отца _____________________________________
• матери________________________________
Течение данной беременности:
Токсикоз: -1-й половины -легкий, умеренный, тяжелый
2-й половины –легкий, умеренный, тяжелый
травмы, интоксикации, заболевания_______________________________________________________________________________________________________________________________________
1.8 Rh-фактор положительный, отрицательный, совместимость
1.10 наличие _______ анемии ( указать на каком сроке) _____________ __________________________
Течение родов:
1.19 роды – срочные, преждевременные, запоздалые, обезвоженные.
1.20 характер родов – самостоятельные, вызванные, оперативные
1.21 продолжительность родов- физиологические, стремительные, быстрые, затяжные,
1.22 родовспоможение :стимуляция: механическая, химическая, злектростимуляция.
1.25 наличие близнецовости: да, нет.
Постнатальное состояние
1.26 Закричал – сразу, нет
1.27 Асфиксия: белая, синяя ___________________________________
1.28 Масса ______, рост______
1.29 Приложен к груди на ______сутки, грудь взял хорошо(1), вяло(2)
1.30 Выписан из роддома на ____ сутки, задержан в роддоме из- за состояния матери или ребенка______________________________________________________________
Отклонения в поведении в первые 3 месяца жизни________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
_________________________
Перенесенные заболевания
До 1 месяца________________________________________________________
До года____________________________________________________________
После года_________________________________________________________
До 3-х лет__________________________________________________________
После 3-х лет_______________________________________________________
Раннее психомоторное развитие.
Держит голову_________Ползает______________Сижит_______Ходит_____
Первые зубы________________Характер моторики: расторможен, дискоординация движений, заторможен, неповоротлив, трудности переключаемости движений.
Раннее речевое развитие
Гуление________Лепет_______Первые слова______Первая фраза_______
Грубые искажения звукослоговой структуры слова и аграмматизмы после 3-х лет_______________________________________________________________
Нарушения звукопроизношения (какие звуки долго произносились неправильно)___________________________________________________
Использование жестов__________________________________________
Занятия с логопедом__________________и их эффективность_____________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|