|
ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Рембрандт Харменс ван Рейн. Давид и Урал. Около 1665 г.
ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА 215
Рембрандт Харменс ван Рейн. Христос в Эммаусе. Офорт
портреты своих близких. Свою Хенд-рикьё он, как и прежде Саскию, писал в различных воплощениях — и Вирсавией, и Марией, и просто Хенд-рикьё, писал ее и обнаженной, и в богатом, но скромном уборе, и в простом домашнем платье — всюду она немного другая, но всюду ее тихий облик излучает тепло женственности и самоотверженной доброты. В портретах сына, бледного темноглазого мальчика, а потом юноши, — особая хрупкость душевного состава; о таких говорят: он слишком хорош, чтобы долго жить. Исполнен утонченной одухотворенности портрет Яна Сикса, поэта и богатого мецената, который был другом художника. Взор и рассеянный и сосредоточенный, обращенный вглубь, завороженный потоком дум — льющихся, сливающихся, не успевающих застыть в определенную мысль, определенную форму. И при этом Сикс неторопливо натягивает на руку перчатку. Этот машинальный жест обладает выразительностью контрас-
та: сколько неоформленных роящихся образов и мыслей успевает промелькнуть в сознании человека за то время, пока он всего только надевает перчатку!
За несколько лет до смерти Рембрандт написал групповой портрет синдиков — старшин цеха суконщиков: едва ли не лучший групповой портрет в истории мировой живописи. Эти пять человек, сидящие за столом, причем председатель обращается к собранию, и шестой — слуга, стоящий несколько поодаль, не только обладают каждый своим характером, но в их характерах угадывается такая же неисчерпаемая глубина, как в портрете Сикса. Рембрандт до конца верен своим поискам истинно человеческого в человеке. Его не ожесточили личные горести, не озлобили оскорбления, которым он подвергался. То, что делает в портретах Рембрандт, нельзя все же назвать привычным словом «психологический анализ». Аналитиком был Леонардо
216 ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ '
да Винчи; Рембрандт — нет. Он не чувствовал и оценил в полотнах анализирует, а постигает. Постигает Рембрандта. «Эта нежность во взгля- целостно, как неразложимый опти- де, какую мы видим в «Путешест- ческий образ, как сочетание света и вии в Эммаус» или в «Еврейской тени, синтез цвета и формы: это невесте»... эта нежность, в которой единственная реальность его идей, таится боль, это полуоткрытое и бес- О каждом из его синдиков можно конечное, сверхчеловеческое, кото- было бы, правда, написать целый ро- рое, однако, в то же время кажется ман... можно, но не нужно, потому таким естественным...», что суть образов Рембрандта — пол- В жизни человеческого сердца быва- ностью в сфере живописи, они непе- ют минуты, когда оно раскрывается реводимы. Леонардо любил и умел навстречу добру, сбрасывая, как вет- говорить языком слов, Рембрандт не хую одежду, все суетное и ложное, любил и не умел, так как язык что его заглушало. Такие минуты света и цвета был для него универ- прозрения от душевной слепоты сальным. Все богатство содержания, столь сокровенны, что даже искус- которое он воплощал, не имеет бы- ство не всегда может их выразить,— тия, отдельного от глубины тона, от может быть, музыке они более всего его трепетности и «расплавлен- доступны. Они доступны Толстому ности», оно — в отношениях фигур и Достоевскому: вспомним сцену к фону, в их выступаниях из темно- ночной встречи Наташи Ростовой с ты и погружениях в темноту, в кра- раненым Андреем Болконским или сочных сгустках, в легких, вьющих- исповедь Версилова перед «подроет ся штрихах офорта, в бархатистых ком». Разоблачать темные тайники пятнах — во всей этой неописуемой души способны многие, несравненно музыке изобразительного искусства, труднее вскрыть ее светлые тайники, А с другой стороны, мог ли Ремб- и из живописцев Рембрандт едва ли рандт создавать столь многозначи- не единственный, для кого это было тельную музыку, если бы был «толь- сквозной темой всего творчества, ко живописцем» (как, скажем, Вер- При созерцании его лучших кар- мер Делфтский), если бы он не жил тин нет необходимости знать биб- глубочайшей и напряженной духов- лейские сюжеты, положенные в осно- ной жизнью, которая ведь не имеет ву, — то, что он изображает, понятно «собственного языка» и должна вы- без слов и вечно. Он пишет старого, бирать себе чувственный аналог, что- страшного царя Саула, который пла- бы как-то выразиться? Но Ремб- чет, слушая игру на арфе Давида, рандт не «выбирал» живопись, ка- проникающую ему в сердце, как жется, что она его выбрала, — на- целебный нож. Он пишет «Ассура, столько его духовные прозрения у Амана и Эсфирь» — трое людей по самых своих истоков слиты с живо- виду спокойно сидят за одним сто- писной чувственностью и неотдели- лом, а между тем нельзя ошибиться мы от нее. И все же они остаются в великом значении того, что между духовными, то есть чем-то боль- ними происходит. Мы угадываем шим, нежели «только живопись». в этих трех людях обвинительни- Так же как, рождаясь из мрака, не- цу, обвиняемого и судью, но вершит- тленно светят золотые рембранд- ся не простой суд, а высший суд со- товские тона, как светят миру вели- вести; Аман осужден не Эсфирью кодушие, сострадание, любовь. В них и не Ассуром, а голосом истины, Рембрандт находил «оправдание» слова которой тихо и твердо, не людям и высокий смысл жизни. Че- поднимая глаз, произносит женщи- рез много лет другой художник, на, и они эхом звучат в потрясенной обладавший обостренной душевной душе Амана, чуткостью, Ван Гог именно это по- И, наконец, Рембрандт пишет «Блуд-
ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА 217
ного сына». Порочный и изнемогший, в рубище, с бритым затылком каторжника, скиталец безмолвно припал к груди старого, слепого отца, который ждал его долгие годы и верил, что он вернется. И он вернулся. В молчании созерцают встречу отца и сына несколько чуть виднеющихся в тени людей. Примерно в эти же — последние — годы Рембрандт создал самый поразительный и завершающий автопортрет, ныне находящийся в Кельне. Он выглядит на нем очень ста-
рым — много старше своих шестидесяти лет. Голова замотана странным тюрбаном, лицо морщинистое, как кора старого дерева, но на этом старческом лице — гримаса смеха. Рембрандт смеется. Любимый им золотой таинственный свет озаряет улыбку, язвительную и торжествующую над бедностью, старостью, утратами, близостью смерти. Судьба не сумела отнять у него главный, бесценный дар — прозорливое творчество; он перехитрил судьбу и смеется над ней и у гробового входа.
ИСКУССТВО
ФРАНЦИИ
XVII И XVIII ВЕКОВ
Бывают явления искусства, которые чем дальше, тем больше раскрываются в своем истинном великом значении, тем больше вырастают в глазах следующих поколений. Время работает на них. Таково искусство Рембрандта. И бывает обратное: искусство, в свое время громкое, фанфарное, блистающее, чем дальше, тем больше тускнеет и в конце концов сохраняет для потомков только исторический интерес, уже не затрагивая за живое. Таково искусство, процветавшее при дворе французских Бурбонов. Кто сейчас способен взволноваться трескучими и рассудочными аллегориями, маскарадной героикой, пышными аксессуарами Симона Вуэ, Шарля Лебрена, Лесюера? А это были известнейшие художники самого пышного в Европе королевского двора. Кто теперь в состоянии хоть на малую долю поверить льстивым хвалам «королю-солнцу» — Людовику XIV, о котором мы помним главным образом его чванливую фразу: «Государство — это я!», вызывающую у нас в лучшем случае иронию. Правда, мы так же мало расположены верить в божественность египетских фараонов, но искусство египетское и поныне вызывает тот особенный эстетический подъем, который может внушить только искусство, рожденное истинностью пере-
живания. Истинное переживание, даже если оно покоится на «всемирно-историческом заблуждении», одно способно создавать непреходящие эстетические ценности: пелена заблуждения рассеивается, под ней остается настоящее. Но не выдерживает экзамена времени лицемерие и лесть, как бы виртуозно они ни владели своим оружием. Искусство даже с малой примесью лицемерия встречает у потомков разве что холодное признание своих формальных достоинств.
Культурные силы Франции XVII и XVIII веков на очень большую долю поглощались королевским двором. Чего не в силах были сделать испанские монархи (к счастью для испанского искусства), то удавалось более мощным и влиятельным правящим кругам Франции. Не случайно сложилась традиция в искусствоведческой литературе — связывать стилистические этапы французского искусства этого времени с именами королей. Так, вторую половину XVII века именуют «стилем Людовика XIV» — это самый пышный, репрезентативный «большой стиль», барокко на французский лад, более упорядоченное, академическое, без экстатичности итальянского барокко, не столь церковное, сколь светское; барокко в синтезе с классицизмом. Первые десятилетия XVIII ве-
Жак Анж Габриэль. Спальня Людовика XV в королевском дворце в Версале
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|