ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
XV века был главный соперник Мар-миона в искусстве миниатюры — Жан Фуке. Почти одновременно с «Большими хрониками» Мармиона, только не в Бургундии, а во Франции, появился другой аналогичный по теме исторический кодекс с иллюстрациями Фуке. Они еще роскошнее по краскам, свободнее в передаче пространства, цельнее по композиции (в бургундских «Больших хрониках» разновременные события не всегда органически связаны в пределах одной миниатюры). Фуке иллюстрировал еще многие рукописные книги (и, между прочим, сочинения Боккаччо), но не менее прославлены его портреты — короля Карла VII и придворных, а также диптих Этьена Шевалье с изображением мадонны. Очень ясно по этому диптиху, насколько глубоко светский дух проник в религиозную живопись.
Замок Шамбор. 1519—1540 гг.
Пьер Леско а Жан Гужон. Лувр. Западный фасад. Начат в 1546 г.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ 77
На одной створке Этьен Шевалье, заказчик, изображен рядом и в одном масштабе со своим покровителем — св. Стефаном, обнимающим его за плечи, а на другой створке в виде мадонны предстает фаворитка Карла VII Агнесса Сорель. В том, как пикантно обнажена у нее одна грудь, а другая обрисовывается под узким корсажем, есть уже привкус того изящного, холодноватого эротизма, который звучит в стихах Ронсара и который гораздо позже воцарился во французской живописи рококо. По цветовому решению здесь есть нечто, идущее от живописи витражей: в фоне звучное и смелое сочетание густого синего и огненно-красного цветов, которыми сплошь залиты фигуры и головки ангелов.
К XVI столетию приобретает светский облик французская архитектура. В эту пору она не отличается стилевой цельностью — прихотливо варьируются и сочетаются элементы готики и итальянских палаццо, — но зато ставит и решает общие проблемы градостроительства, планировки. Города только теперь начинают приобретать вид, более или менее близкий к современному, привычному
Пьер Леско и Жан Гужон. Нереиды
и Тритоны. Рельеф фонтана Невинных
в Париже. Фрагмент. 1548—1549 гг.
Жан Гужон. Нимфы. Рельеф фонтана Невинных
ВОЗРОЖДЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ 79
ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Жан Фуке. Портрет неизвестного. Рисунок
Мастер школы Фонтенбло. Диана-охотница. Рисунок
нам — с прямыми широкими улицами, застроенными по определенному плану. Только сильное централизованное государство могло всерьез браться за такие задачи. В Германии, где центральной власти не было, города очень долго сохраняли, а иные и теперь сохраняют, приметы стихийной средневековой застройки с извилистыми улочками и неожиданно возникающими тупиками.
Во Франции один за другим возво дятся нарядные дворцы и замки. Они окружаются парками, обносятся стенами с башнями, возникает проблема архитектурного ансамбля. Таков королевский замок Шамбор на берегу Луары, построенный в первой половине XVI столетия. Его трехэтажный массив, симметричный и строгий, очень эффектно увенчивается декоративным готическим завершением. В дальнейшем вкус к пышности и украшениям не уменьшается, но готическая декорировка полностью вытесняется ренессанс-
ной, антикизирующей. Античную архитектуру, систему античных ордеров начинают старательно изучать, переводят на французский язык трактат Витрувия. Когда главная королевская резиденция была вновь перенесена с берегов Луары на берега Сены, в Париж, архитектор Пьер Леско построил там на месте разрушенного старого дворца роскошный дворец Лувр, где ныне располагается всемирно известный музей. Здание Лувра неоднократно достраивалось и перестраивалось; теперь о стиле XVI века свидетельствует только стена западного фасада (центральный «Павильон часов» был построен уже в XVII веке). Она обработана с большой пластической сочностью и выглядит очень богато, а вместе с тем соблюдены классическое равновесие и строгая пропорциональность членений. В середине фасад оформлен наподобие триумфальной арки и украшен рельефами скульптора Гужона. Все эти сооружения строились или
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|