Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ







 


Под «Северным Возрождением» при­нято подразумевать культуру XV— XVI столетий в европейских стра­нах, лежащих севернее Италии. Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальян­ским Возрождением, но если в Ита­лии он имел прямой первоначаль­ный смысл — возрождение тради­ций античной культуры, то в других странах, в сущности, ничего не «воз­рождалось» : там памятников и вос­поминаний античной эпохи было не­много. Искусство Нидерландов, Гер­мании и Франции (главных очагов Северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолже­ние готики, как ее внутренняя эволю­ция в сторону «мирского». Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем громадных по­трясений, самой динамичной и бур­ной эпохой их истории. Повсемест­ные религиозные войны, борьба с господством католической церк­ви — Реформация, переросшая в Германии в грандиозную Кресть­янскую войну, революция в Нидер­ландах, драматический накал на


исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри като­ликов и гугенотов во Франции. Ка­залось бы, климат эпохи мало бла­гоприятствовал становлению ясных и величавых форм Высокого Ре­нессанса в искусстве. И действи­тельно: готическая напряженность и лихорадочность в Северном Воз­рождении не исчезают. Но, с дру­гой стороны, распространяется гу­манистическая образованность и уси­ливается притягательность италь­янского искусства. Сплав итальян­ских влияний с самобытными готи­ческими традициями составляет своеобразие стиля Северного Воз­рождения.



Главная же причина, почему тер­мин «Возрождение» распространя­ется на всю европейскую культу­ру этого периода, и не только XVI, но отчасти и XV века, заключается в общности внутренних тенденций культурного процесса. То есть в по­всеместном росте и становлении бур­жуазного гуманизма, в расшатыва­нии феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности.


 


Вит Ствош.

Снятие со креста. Фрагмент


■ \ ■.



 


ВОЗРОЖДЕНИЕ В НИДЕРЛАНДАХ


Небольшой стране, включающей тер­риторию нынешних Бельгии и Гол­ландии, суждено было стать в XV веке самым ярким после Италии оча­гом европейского искусства. Нидер­ландские города, хотя и не были по­литически самостоятельными, дав­но уже богатели и крепли, ведя об­ширную торговлю, а потом и разви­вая у себя мануфактурное производ­ство тканей, ковров, стекла. Круп­ным центром международной торгов­ли был старинный Брюгге, поэтиче­ский город каналов; к концу XV ве­ка он заглох, уступив первенство оживленному Антверпену. Готическая архитектура Нидерлан­дов — это не только храмы, но еще больше ратуши, городские стены и башни, дома купеческих и ремес­ленных гильдий, торговые ряды, склады и, наконец, жилые дома ха­рактерного, надолго укоренившего­ся типа: с узкими фасадами и высо­кими треугольными или ступенча­тыми фронтонами. Кто бывал в ста­ринных кварталах Риги, наверно, чувствовал в них сохранившийся ис­торический аромат средневекового купеческого города. Схожий облик имели и города Нидерландов, кото­рые когда-то, как и города Прибал­тики, входили в знаменитый Ганзей­ский торговый союз. Так как церкви возводились боль­ше из кирпича, чем из камня, то



Питер Брейгель. Крестьянский танец. Фрагмент


и церковная скульптура не получи­ла большого развития. Клаус Слютер и его ученики остались блестящим исключением в культуре Нидерлан­дов. Главная ее художественная си­ла еще в средние века проявилась в другом — в миниатюрной живо­писи. В XV веке миниатюра достиг­ла высокой степени совершенства, как можно видеть по знаменитому «Часослову герцога Беррийского», иллюстрированному братьями Лим-бург.

Любовная, прилежная, поэтическая пристальность взгляда на мир была унаследована от миниатюры боль­шой живописью XV века, начатой Яном ван Эйком. Маленькие кар­тинки, украшающие рукописи, вы­росли в большие картины, украшаю­щие створки алтарей. При этом воз­никли новые художественные каче­ства. Появилось то, чего в миниатю­ре быть не могло: такой же при­стальный, сосредоточенный взгляд на человека, на его лицо, в глубину его глаз. В Эрмитаже есть картина крупного нидерландского мастера Рогира ван дер Вейдена «Св. Лука пишет Мадонну» (евангелист Лука считался художником и покровите­лем цеха живописцев). В ней мно­гое типично для излюбленных ни­дерландцами композиций: хотя бы далевая панорама города и кана­ла, написанная так мелко, нежно





ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ


Братья Лимбург. Май. Миниатюра Часослова герцога Беррийского. 1413—1416 гг.

Рогир ван дер Вейден. Женский портрет. Около 1455—1460 гг.


и тщательно, с двумя задумчивы­ми человеческими фигурками на мосту. Но самое замечательное — лицо и руки Луки, пишущего ма­донну «с натуры». У него особен­ное выражение — бережно и тре­петно внемлющее выражение чело­века, который весь ушел в созер­цание. Так смотрели на натуру ста­рые нидерландские мастера. Вер­немся к Яну ван Эйку. Он начи­нал как миниатюрист, работая вме­сте со своим старшим братом Гу­бертом. Братьям ван Эйк традиция приписывала изобретение техники масляной живописи; это неточно — способ применения растительных масел как связующего вещества был известен и раньше, но ван Эйки его усовершенствовали и дали толчок его распространению. Вскоре масло вытеснило темперу. Масляные краски с годами обыч­но темнеют. Старые картины, ко-


торые мы видим в музеях, при сво­ем возникновении выглядели ина­че, гораздо светлее и ярче. Но жи­вопись ван Эйков обладает дейст­вительно необычайными техниче­скими качествами: краски не жух­нут и столетиями сохраняют свою свежесть. Они почти светятся, на­поминая о сиянии витражей. Самое прославленное произведение ван Эйков — большой Гентский ал­тарь — было начато Губертом, а пос­ле его смерти продолжено и в 1432 году окончено Яном. Створки гран­диозного алтаря расписаны в два яруса — и внутри и снаружи. На на­ружных сторонах — Благовещение и коленопреклоненные фигуры дона­торов (заказчиков): так выглядел ал­тарь закрытым, в будничные дни. По праздникам створки распахива­лись, в раскрытом виде алтарь ста­новился вшестеро больше, и перед прихожанами возникало во всей лу-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.