ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ
Тест: "Вербальная (словесная) фантазия
Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:
1. Быстрота воображения.
2. Необычность, оригинальность образов воображения .
3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.
4. Эмоциональность образов.
Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.
Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.
Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.
Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.
Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.
Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ
| РЕЗУЛЬТАТ
| Валя Бардонова
6 лет
| Сюжет, название, используется прямая речь.
| Сережа Пантин
6 лет
| Сюжет, название, эмоциональность.
| Карен Мокисян
5 лет
| Сюжет, быстрота воображения, эмоциональность, прямая речь
| Ксения Горбань
5 лет
| -
|
Тест: "Невербальная фантазия"
Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибу интересное, используя эти изображения (рис. 41).
Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.
Результат:
Стереотипность мышления, копирование у других, слабый уровень фантазии.
Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей:
- во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
- во-вторых, диагнотика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг
- в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умтвенного развития ребенка.
И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будующем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.
IX. ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образованние.
Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители первые и самые важные его воспитатели.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас. не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
X. ЛИТЕРАТУРА
1. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка.» М.: Просвещение, 1998
2. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. «Что на свете не бывает?» М.: Знание, 1994
3. Житникова Л. «Учите детей запоминать.» М.: Просвещение, 1985
4. Заика Е.В., «Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников» // Вопросы психологии. 1995. № 6 – С. 43-54.
5. Истомина З.М., «Развитие памяти.» М.: Просвещение, 1978
6. Лук А.Н., «Мышление и творчество.» М.: Политиздат, 1976
7. Михайлова З.А., «Игровые, занимательные задачи для дошкольников.» М.: Просвещение, 1985
8. Никитин Б.П. «Развивающие игры.» М.: Педагогика, 1981
9. Фисюкова Л.Б. «От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.» Харьков: Фолио, 1996
10. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя.» Харьков: Фолио, 1997
11. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. «Тесты для детей» Дельта, 1997
12. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. «Скоро в школу!» М.: 1998
I....................................................................................................................................................................................................................... 1
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................................................................................................. 2
ЗАДАЧИ............................................................................................................................................................................................ 2
II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ............................................................................................................................................ 3
ВНИМАНИЕ......................................................................................................................................................................................... 3
СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ...................................................................................................................................................... 6
(ВОСПРИЯТИЕ)................................................................................................................................................................................... 6
ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ...................................................................................................................... 7
ОБУЧЕНИЕ СПОСОБАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ............................................................................................... 8
РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ................................................................................................................. 9
МЫШЛЕНИЕ..................................................................................................................................................................................... 10
ПРИЕМЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ........................................................................................................................... 11
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ «ОБОБЩЕНИЕ» И «КЛАССИФИКАЦИЯ».......................................................................... 12
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»................................................................................................................... 14
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»............................................................................................. 15
КАК ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ?................................................................................................................................................ 16
ПАМЯТЬ.............................................................................................................................................................................................. 18
КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ?................................................................................................................ 19
КАК НУЖНО ПОВТОРЯТЬ?.................................................................................................................................................... 21
ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «ГРУППИРОВКА»..................................................................................... 23
ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»........................................................ 24
КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ?................................................................................................................................................ 25
ВООБРАЖЕНИЕ............................................................................................................................................................................... 28
У КОГО ВООБРАЖЕНИЕ БОГАЧЕ: У ВЗРОСЛОГО ИЛИ РЕБЕНКА?......................................................................... 29
ЧТО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?...................................................................................................................................................... 29
III. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ........................................................................................................ 31
IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................................................. 32
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ........................................................................................................... 33
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ.......................................................................................................................................... 34
V. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ....................................................................................................................... 35
VI. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.............................................................................................................. 36
ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ.................................................................................................................. 37
УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ................................................................................................................. 37
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС................................................................................................................................................................. 37
СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ............................................................................................... 38
ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ............................................................................................................................................... 39
VII. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ (ПРОВЕРКА И РАЗВИТИЕ).................................................................. 40
ОРИЕНТИРОВКА РЕБЕНКА В ПРОСТРАНСТВЕ............................................................................................................. 40
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СЛОВЕСНОМУ ОПИСАНИЮ................................................................................................... 41
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ,В КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ......................... 41
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ.............................................................. 41
УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ................................................................................................................................... 41
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ................................................................................................... 42
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧИСЛЕ.................................................................................................................................................. 43
НУМЕРАЦИЯ. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЕТ. СЧЕТ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТОВ. ЗНАНИЕ ЦИФР........... 43
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ................................................................................................................................................................ 44
ЦИФРЫ.......................................................................................................................................................................................... 44
СРАВНЕНИЕ МНОЖЕСТВ И ЧИСЕЛ.................................................................................................................................... 44
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ................................................................................................................................................... 45
VIII. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. 46
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ................................................................................................................................................................ 46
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ................................................................................................................. 46
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ.................................................................................. 46
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ............................................................................................................................. 48
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ..................................................................................... 50
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ......................................................................................... 54
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ.............................................................................................. 59
IX. ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА..... 62
X. ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................................................................... 64
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|