Сделай Сам Свою Работу на 5

III. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ.





 

Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» — созидание)? Аме­риканский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестан­дартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию свое­го опыта».

Основными показателями творческих спососбностей являются беглость и гибкость мысли, ори­гинальность, любознательность, точность и сме­лость.

Беглость мысли — количество идеи, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли — способность быстро и без внут­ренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечи­вает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлении к другому, преодолевать фиксированность мето­дов решения, своевременно отказываться от скомпроме­тированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.

Оригинальность — способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным виде­нием всех связей и зависимостей, незаметных при по­следовательном логическом анализе.



Любознательность — способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность — способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость — способность принимать решение в си­туации неопределенности, не пугаться собственных вы­водов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способ­ностей — Торренс — говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка пре­вратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потен­циал ребенка еще в дошкольном возрасте.



Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значи­тельной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гиб­кости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собствен­ные замыслы, так и предложения других детей.

Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности —-это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравит­ся сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для по­степенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии твор­ческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретно­го результата игры.

 

IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Чтобы успешно учиться, ребенку нужны опреде­ленные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специ­фические навыки и умения, необходимые на опре­деленных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В пол­ной мере эти умения развиваются позже, но предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них наибольшее значение для пред­стоящей учебной деятельности имеют, на наш взгляд, следующие умения: 1) принимать учебную задачу и следовать правилам, 2) осуществлять кон­троль за собственными действиями и 3) «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к пись­му.



 

Учебная деятельность — это деятельность, на­правленная на приобретение знаний об окружающем мире, на овладение новыми навыками и умениями. Для ребенка учебная деятельность есть прежде всего деятель­ностью по самоизменению. В результате такой деятельности ребенок из незнающего и неумеющего превраща­ется в знающего и умеющего.

Учебная задача — главный элемент учебной де­ятельности. Не любая задача, взятая из учебника, явля­ется учебной, а только та, которая содержит в себе учеб­ную проблему. Учебная же проблема моделирует основы изучаемой теории. Поэтому для учебной деятельности ха­рактерно теоретическое отношение к действительности. Если в практической (игровой) деятельности дошкольни­ка главным является еще то, что должно быть достиг­нуто, т.е. цель то в теоретической (учебной) деятельнос­ти младшего школьника цель отступает на второй план, и главным становится то, как она может быть достиг­нута, т.е. способ действия.

Учебные действия — это предметные действия, направленные на поиск и выделение общих способов ре­шения какого-то класса задач. Вся учебная деятельность состоит из учебных действий. Например, во время реше­ния учебных задач по математике дети учатся измерять предметы. Сначала они делают это с помощью веревки или палочки, а затем постепенно приходят к необходи­мости введения единицы измерения. Особый класс учеб­ных действий составляют действия самоконтроля и само­оценки. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ

 

Самоконтроль — это способность контролиро­вать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности:

1) при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;

2) в ходе непосредственного выполне­ния определенных действий;

3) после завершения деятельности, при сличении полученного результата с планируемым (по объему, по качеству и т.д.).

 

Действия самоконтроля у детей дошкольного возраста требуют специального формирования. И толь­ко при сформированных на определенном уровне действиях самоконтроля возможно успешное фор­мирование общей способности у учению.

 

Дети 5—6 лет уже обладают достаточно большими воз­можностями в регуляции своего поведения. В условиях лабораторного эксперимента установлено, что они спо­собны простоять в неподвижной позе «часового» доволь­но длительное время — до 12 минут. В условиях занятия, близкого к учебному (раскладывать кусочки цветной бу­маги по коробкам), дети способны помнить задание взрослого и выполнять его в среднем на протяжении 63 минут, в условиях игры — почти 72 минуты.

 

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

 

Еще одной важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сто­рону письма.

Содержательная сторона — это умение представ­лять звуковой состав слова, которое пишется. Как этому обучать мы рассказываем в главе «Как на­учить малыша читать?»

Двигательная сторона письма — это умение со­хранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движе­ния. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением.

Обучение письму — задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно вста­нет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ре­бенок применит к новой для него деятельности.

Каким же образом можно развивать «ручную уме­лость»? Этому способствуют такие виды изобрази­тельной деятельности, как рисование, лепка, ап­пликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других ма­териалов.

По мнению большинства специалистов наиболее важным из перечисленных видов деятельности все таки яв­ляется рисование.

 

Учеными установлено, что рисование требует согласо­ванного участия многих психических функций. Оно способ­ствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образ­ное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логичес­кое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психичес­кими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не про­сто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядо­чить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксиро­вать модель вес более усложняющегося представления о мире.

В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние, участки. Любопытно, что одним из таких важных «сосе­дей» подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тес­ной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способст­вуют активизации мышления, речи, а с ними и всех ин­теллектуальных процессов.

В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кис­точкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зритель­ный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо вла­деющие техникой рисунка, легче выучиваются пи­сать.

Дети рисуют инструментами, близкими по фор­ме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.

Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал ка­рандаш, кисть (между большим и средним пальца­ми, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инстру­мент на 3-4 сантиметра выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требова­ния и легко овладеет техникой письма.

Для письма важно, чтобы ребенок умел произ­водить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени реко­мендуется уделять таким узорам, которые характе­ризуются плавностью линий и рисовать которые нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных .для письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, аккурат­ность) раскрашивание картинок (в книжках-рас­красках). Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупны­ми изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть покрупнее.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.