Сделай Сам Свою Работу на 5

V. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ





 

Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сфор­мировать мотивацию к чтению.

Каким же образом следует это делать? Есть толь­ко два способа:

как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи, и

рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться чритать.

Перед тем как начать обучение чтению, очень важно выяснить, какие мотивы у ребенка уже сфор­мировались, а какие еще предстоит сформировать. Для этого желательно задать ему несколько вопро­сов. Например: «Как ты думаешь, зачем человеку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если прочитать какую-нибудь книгу?», «А ты бы хотел научиться читать?», «А для чего тебе это нужно?» и др.

Стремиться следует к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

1. Познавательны и мотив— желание на­учиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и птиц, динозавров, космонавтов, растения и т.п.).



2. Перспективный мотив— стремление научиться читать для того, чтобы было легко и ин­тересно учиться в школе.

3. Мотив личностного роста — желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали:

«Какой молодец наш Дима, уже читать умеет. Скоро он сам сможет прочитать книгу «Приключе­ния Буратино», которую мы ему подарили».

4. Деятельностный мотив — желание на­учиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, при­думывать разные увлекательные истории или сказ­ки и т.п.

5. Мотив общения со сверстниками —-стремление научиться читать для того, чтобы рас­сказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.

Когда вы увидите, что у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые из приведенных выше мотивов, можете смело начинать обучение чтению.

 

VI. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребен­ка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем пол­ноценнее будет приобретенная письменная речь.



У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школь­ными методами. Поэтому очень важно выявить даже са­мые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обу­чения грамоте.

Обязательной проверке подлежит следующее:

1. Правильность произношения звуков.

2. Умение различать звуки речи на слух.

3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.

4. Состояние словарного запаса.

5. Сформированность грамматических систем.

6. Владение связной речью.

 

ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

 

До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых зву­ков, причем особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (тина СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Та­кого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.



Правильность звукопроизношения проверяется по специально подобранным картинкам.

 

УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ.

 

Четкое различение на слух всех звуков речи явля­йся одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение опре­делить (то есть "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответ­ствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличенни на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть напи­сана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК.

Исследование слуховой дифференциации звуков про­водится по специально подобранным картинкам, назва­ния которых различаются только одним проверяемым звуком.

 

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ

 

Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющий его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анали­зом слов. Простейшие формы такого анализа становятся "доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.

 

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

 

Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять нс менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи существительные, глаголы, прилагательные, чис­лительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинитель­ные и подчинительные союзы. Должны присутствовать к словаре ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.), которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.

Для исследования словарного запаса применяется це­лый ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребенка определенных слов. Вот наиболее распространенные из этих приемов:

- называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлага­ется назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);

- нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов;

- подбор признаков к определенному предмету;

- подбор возможных действий к предмету;

- подбор предметов к заданному действию;

- подбор синонимов (слов, близких по значению);

- подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.

 

СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующи­ми в языке закономерностями словоизменения и сло­вообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов но различным грамматическим катего­риям (по родам, числам, падежам, временам и т ль) без изменения при этом основного .значения слова. На­пример, слова СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, по стол при этом так и остается столом. При словообразо­вании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, - образуются так называе­мые однокоренные слова. Так, слова СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.

Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования — лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.

Проверка сформированности у ребенка грамматиче­ских систем важна потому, что даже очень большой сло­варный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющи­мися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правиль­ного построения предложений необходимо умение грам­матически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевре­менно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности. При этом в одних случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в процессе специального исследования.

 

ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

 

Под связной речью принято понимать такие раз­вернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложении) высказывания, которые позволяю! человеку четко н последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школь­ного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необ­ходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятель­ной практической деятельностью ребенка в процессе ко­торой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связ­ная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепен­но формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4—5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода "материальная база" для нее — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, "перескакивает" на другую, с совершенно новым содер­жанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких "рас­сказах" выражены слабо или даже полностью отсутству­ют, что затрудняет их понимание.

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, пе­редают реальные события (факты), что делается или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого во­ображения, благодаря чему рассказ о реальных событи­ях может "обрастать" какими-то дополнительными дета­лями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными, и сюжетны­ми. Описательный рассказ заключается в простом описа­нии реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет ника­ких событии, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: "Медвежонок маленький, неуклюжий, лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост..." В сюжетном рассказе имеют­ся завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента), и заверше­ние "происшествия", или так называемая развязка; собы­тия здесь должны передаваться в определенной времен­ной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.

 

VII. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
(ПРОВЕРКА И РАЗВИТИЕ)

 

Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.

Как показали психолого-педагогические исследо­вания, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеоб­разовательной школы. В связи с этим одна из задач и Родителей, и педагогов — выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.

К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспита­ния и обучения в детском саду предусматривает разви­тие элементарных математических представлении. В соответствии с этой программой дети должны уметь:

- считать в пределах 10;

- правильно пользоваться количественными и по­рядковыми числительными:

- сравнивать числа в пределах 10, устанавливать, ка­кое число больше (меньше') другого, уравнивать неравное число предметов;

- сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возраста­ния (убывания);

- различать форму предметов;

- выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;

- ориентироваться на листе бумаги;

- знать дни недели, последовательность частей су­ток.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.