Сделай Сам Свою Работу на 5

ОРИЕНТИРОВКА РЕБЕНКА В ПРОСТРАНСТВЕ





 

Как правило, ребенок 6-7 лет свободно ориенти­руется в малом пространстве - комнате, квартире.

Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в школе, он должен хорошо ориентироваться и в большом простран­стве.

Ребенок должен уметь ответить на следующие во­просы:

- В каком городе (поселке, деревне) ты живешь?

- Назови свой адрес. На каком этаже ты живешь?

- Сколько этажей в вашем доме? Сколько этажей над вашей квартирой?

- Сколько этажей под вашей квартирой?

- Какие улицы (проспекты) находятся рядом с домом?

- Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?

- Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?

- Как называются остановки транспорта, станции метро и т.д.?

- Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?

 


ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СЛОВЕСНОМУ ОПИСАНИЮ

 

Может проходить с помощью игры. Например, игра: "Помоги маме накрыть на стол".

Поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу. Справа — специи (соль, перец). Столовые приборы расположи по порядки — слепа направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева — вилку и т.д.



Вариант той же игры: "Накрой стол для завтрака".

 

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ,В КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

Игра: "Расположи мебель в комнате для кукол"

Во время прогулки вы предлагаете ребенку найти определенное дерево, клад по вашим указаниям: "Прой­ди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад" и т.д. Используйте игры "Найди иг­рушку", "Куда спрятались дети" и т.д.

Попросите ребенка определить расположение предме­тов относительно себя — впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, перед, за. Определи, что справа от тебя, что слева от тебя, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу).

Покажи направление от себя: вперед - впереди, на­зад сзади, направо — справа, налево - слева.

Во время прогулки попробуйте определить расстоя­ние до ближайшего дерева, строения и т.д. Побуждайте ребенка рассказать домочадцам, где вы с ним были, упот­ребляя новые слова. Уточните рассказ ребенка но наво­дящим вопросам.



 

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ
НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ

 

Понятиями большой — маленький дети обычно к этому возрасту хорошо владеют, правильно выделяют из множества вещей большие и маленькие предметы. Но не все дети могут сравнить предметы по величине.

 

УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ

 

Сравнение предметов по таким существенным признакам, как длинный — короткий, высокий - низ­кий, широкий узкий, толстый - тонкий, бывает зат­руднено. Во-первых, дети при определении признаков предмета заменяют их более общими (большой — ма­ленький). Внимательно прислушайтесь к речи ваших де­тей. Не говорят ли они — большая лента вместо длин­ная лента, маленькая лента вместо короткая, большой столб, маленький столбик вместо высокий и низкий.

В активном словаре детей обычно есть слова: высо­кий - низкий, длинный — короткий, широкий — уз­кий, но иногда они одно понятие заменяют другим. Вмес­то высокий говорят длинный, вместо тонкий — узкий, вместо широкий — толстый. Наблюдения показали, что дети чаще используют в речи понятия высокий, длин­ный, широкий, толстый, чем низкий, короткий, узкий, тонкий. Вызывает затруднения и сравнение предметов путем наложения. Необходимо объяснить ребенку и по­казать сравнение различных предметов по длине путем наложения. Соединить концы лент, полосок бумаги, тесь­мы и сравнить их только по длине. Затем сравнить пред­меты, отличающиеся двумя или тремя признаками. Какая дорожка длиннее? Почему? Что длиннее: ка­рандаш или линейка? Что короче: пальто или платье?

Ребенку предлагается найти среди своих карандашей все длинные или все толстые.



Затем знания о признаках величины закрепляются во время прогулок по улице, в парке, в лесу.

Так же ведется работа над формированием понятий

ГЛУБОКИЙ - МЕЛКИЙ РАВНЫЙ ПО ГЛУБИНЕ

Различение предметов по тяжести

ТЯЖЕЛЫЙ -ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЕЕ - ЛЕГЧЕ

Сравните вес пустого ведерка, ведерка с водой и ве­дерка с песком. Какое ведро легче ведерка с песком, а какое тяжелее, чем ведерко с водой?

Сравните килограммовые мешки соли и муки. Что тя­желее — килограмм песка или килограмм пуха?

Создание жизненных ситуаций, специальные игры способствуют развитию и совершенствованию понятий о величине, форме предметов, пространственных представ­лений детей, обогащают словарь и кругозор детей, разви­вают математическую речь.

 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

 

Если детям показать 4-5 больших шаров и 7-10 маленьких, то на вопрос: "Где шаров много, а где мало?", можно получить ответ, что много шаров там, где они большие, а мало там, где они маленькие (рис. 68).

Опыт работы показывает, что без развития количе­ственных представлении овладение понятием числа, нату­ральным рядом чисел бывает затруднено.

Развитие количественных представлений у ребенка начните с уточнения понятий: много, мало, несколько, не­много (рис. 69).

Введите в активный словарь ребенка слова было, ос­талось, стало, всего, вместе. Попрактикуйте детей в со­ставлении предложений со словами: мною, мало, немного, несколько.

Обратите внимание на слова столько же, поровну, одинаково,.

Спросите ребенка:

Сколько цветов в вазе?

Много или мало? — Много.

Сколько карандашей в коробке? — Много.

Сколько в корзинке грибов? В корзинке много грибов. Мама достала из корзинки несколько грибов.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧИСЛЕ

 

Для проверки представления детей о числах им могут быть предложены следующие последовательно ус­ложняющиеся задания.

1. Счет предметов в группе.

2. Счет однородных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке. Назвать цифру, обозначающую их количество.

3. Счет от 1 и далее, сколько ребенок сможет. Счет в обратном порядке, в соответствии с возможностя­ми ребенка, от 5, 10, 20, 100.

4. Счет от заданного числа до заданного. Например, от 2 до 8, от 10 до 7 и т.д.

5. Сравнение чисел. Какое число больше (меньше)?

Если результаты выполнения ребенком этих заданий •вас не удовлетворяют, предлагаем обратить серьезное внимание на следующий раздел, где будет подробно рас­сказано, как помочь ребенку справиться с этими сложно­стями.

 

НУМЕРАЦИЯ.
ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЕТ.
СЧЕТ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
ЗНАНИЕ ЦИФР

 

Попросите ребенка посчитать. При этом обратите внимание на то, чтобы называние числительных совпада­ло с показом предметов. Например, ребенок называет: "пять", а показывает четвертый или шестой предмет. Иногда дети затрудняются при пересчете предметов, если они расположены вертикально, наклонно, вразброс. Мо­жет вызвать затруднения и просьба пересчитать предме­ты не традиционно слева направо, а справа налево. Для разрешения этого затруднения предложите ребенку под­няться по лесенке с цифрами с одной стороны, а спус­титься с другой стороны.

Поставь на стол 5 тарелок. Сколько тарелок ты поставил на стол?

Принеси маме 4 картофелины, 3 моркови, 2 свеклы. Сосчитай, сколько овощей ты принес? Сколько картофелин мама уже начистила?

Сколько конфет осталось в коробке? Сколько фруктов в вазе? и т.д.

Как ты думаешь, кто стоит не на своем месте?

Найди место каждого футболиста. Назови соседей числа 5, 7 и т.д.

Между какими числами находится число 3, 8? и т.д.

Используйте жизненные ситуации для закрепления детьми места числа в числовом ряду (путем присчитыва-ния и отсчитывания по одному), для сравнения предмет­ных множеств и чисел, установления отношений равен­ства и неравенства между множествами и числами (боль­ше. меньше, равно).

Каждый раз после пересчета предметов спрашивайте:

"Сколько?.."

Сначала пересчитывают однородные предметы: пуго­вицы, листочки, карандаши, затем (на прогулке) раз­нородные: сколько деревьев (сосен и берез) стоит в ряду? Далее дети ирмсчитыпают по одному, а затем от­считывают по одному, потом считают равными группами по 2. 5, 3, 4,

Счет в обратном порядке более труден, поэтому сна­чала можно отсчитывать конкретные предметы, а зачем уже отвлеченно.

Пример:

Сосчитаем, карандаши. Всего 6 карандашей. Уберем один карандаш в коробку. Осталось 5 карандашей. Уберем еще один карандаш. Оста­лось 4 карандаша, и т.д.

Тренироваться в счете ребенок может в разных игро­вых ситуациях. Можно прыгать и считать вслух, хлопать в ладоши и считать и т.д.
Важно, чтобы ребенок мог считать от заданного числа вперед и обратно. Таким образом, дети должны понять, что каждое число образуется из предшествующего путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

Обратите внимание на слова: ПЕРЕД, МЕЖДУ, ЗА, ОКОЛО

Перед числом 3 находится число 2. Цифра А находится между цифрами 3 и 5. За числом 5 идет число 6.

Тактично, исподволь обращайте внимание детей на из­менение порядковых числительных по родам. Надо под­бирать такие предметы, при пересчете которых нужно употреблять числительные разного рода.

Карандаш — один, два, три... Тарелка — одна, две, три... Яблоко — одно, два, три...

 

ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ

 

Мальчики: первый, второй, третий... Девочки: первая, вторая, третья... Окно: первое, второе, третье...

Особое внимание обратите на числительные среднего рода, так как oни чаще всего неправильно употребляются детьми.

 

ЦИФРЫ

 

После того, как дети усвоили, как образуются чис­ла, можно познакомить их с обозначением чисел цифра­ми, как печатными, так и рукописными.

Цифру надо внимательно рассмотреть вместе с ребен­ком; подыскать предметы, с которыми можно сравнить цифру по форме. Цифру можно вылепить из глины, из пластилина, выложить из камешков, косточек, написать па снегу, па песке. Очень полезно прочитать ребенку стихотворение С.Маршака "Давайте познакомимся"'. В непринужденной обстановке ребенок усвоит элементар­ные математические знания намного быстрее и с удо­вольствием.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.