|
ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «ГРУППИРОВКА»
Начинать обучение мнемическому приему «группировка» можно только тогда, когда ребенок овладеет мыслительным приемом «обобщение». Этапы обучения:
- первый этап — обучение запоминанию уже сгруппированных предметов. Показываются картинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко, груша, слива, банан, апельсин (группа «фрукты»), собака, медведь, тигр, коза, антилопа (группа «животные»), ребенок должен назвать эти группы соответствующими обобщающими словами («фрукты» и «животные»), запомнить сами картинки и отвернуться. После этого убирается одна группа и предлагается малышу вспомнить, какая это была группа и какие картинки в нее входили. Здесь дети еще не осуществляют самостоятельной группировки картинок, так как группы даны им в готовом виде. Однако для того, чтобы назвать группу, они должны сопоставить между собой элементы материала внутри группы, найти общий признак в предметах, изображенных на картинках, и отразить его в обобщающем слове. Эта мыслительная работа облегчает запоминание материала. Осознавая ' смысловые связи между картинками внутри группы и различия между элементами материала разных групп, дети легче понимают значение группировки материала в целях лучшего его запоминания.
Второй этап — обучение запоминанию с предварительной группировкой предметов, осуществляемой совместно со взрослым. Здесь раскладыва- ются картинки вперемежку так, чтобы группы не были разделены. Затем вместе с ребенком определяются и называются обобщающими словами имеющиеся группы картинок, и малыш их запоминает. После этого убираются 2-3 картинки одной группы и предлагается ребенку вспомнить, какие это были картинки. На этом этапе ребенок учится непосредственно перед запоминанием картинок проводить их группировку. Правда, пока с вашей помощью.
Третий, заключительный, этап — обучение запоминанию с предварительной самостоятельной группировкой предметов. Здесь вы делаете все то же самое, что и на втором этапе, только предоставляете ребенку возможность проводить группировку картинок самостоятельно. И делать это он должен обязательно вслух, называя обобщающие слова и картинки, входящие в группы. Сначала, если малыш будет забывать о проведении группировки, можете ему об этом напоминать. Однако в конечном итоге он должен научиться делать это без напоминания. Когда у него уже все будет получаться, можно переходить к проведению группировки «в уме», т.е. без называния обобщающих слов и картинок.
По мере перехода от одного этапа к другому понемножку увеличивайте общее количество картинок (до 15—20) и количество групп, в которые они могут быть объединены (до 4—5). После того как «группировка» будет освоена на материале реальных предметов или картинок, рекомендуется перейти к использованию этого приема для запоминания слов.
ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»
Как и в случае с «группировкой», обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение» следует начинать только тогда, когда ребенок овладеет смысловым соотнесением как мыслительным действием. Начать нужно с того, чтобы научить малыша использовать одни картинки для запоминания других. Сделать это можно так. Показываются ему сначала 5 «основных» картинок, а когда он их внимательно рассмотрит — еще 5 «дополнительных» картинок, каждая из которых имеет определенную смысловую связь с какой-нибудь «основной» картинкой (например, лыжи — лыжные палки, яблоко — груша, и т.п.). Затем идет подбор к «основным» картинкам «дополнительные» так, чтобы образовались сходные по смыслу пары. Когда малыш это сделает, убираются «дополнительные» картинки и предлагается ему вспомнить их, используя «основные» (они остаются перед ним). Таким образом, ребенок учится по «основным» картинкам воспроизводить «дополнительные». Это — первый этап обучения.
На втором этапе решаются те же задачи, что и на первом, только вместо «основных» картинок используются слова. Называются 7-8 слов и предлагается столько же «дополнительных» картинок. При этом картинки подбираются малышом сразу по ходу называния слов (вы назвали слово, он подобрал к нему картинку, сходную по смыслу). Затем картинки убираются, опять зачитывается последовательно каждое слово, а ребенок должен вспомнить, какую картинку к этому слову он подбирал. На этом этапе ребенок закрепляет навык использования одного объекта (слов) для воспроизведения другого (картинок). Следует отметить, что для дошкольников запоминание и воспроизведение слов труднее, чем картинок.
Следующий, третий, этап посвящен обучению обратной, в сравнении с предыдущими случаями, операции, а именно: использованию «дополнительной» картинки для воспроизведения «основной». Здесь сразу ставится перед ребенком задача — запомнить «основные» картинки, использовав для этого «дополнительные». Так, раскладывается на столе 8-9 «основных» картинок, а затем столько же «дополнительных». Ребенок к каждой «основной» картинке подбирает похожую по смыслу «дополнительную», после чего убираются все «основные» картинки и ребенок вспоминает их, ориентируясь на оставшиеся на столе «дополнительные». Этот этап является очень важным для обучения, так как он моделирует уже реальную ситуацию, в которой обычно применяется мнемический прием «смысловое соотнесение», — когда запоминание и воспроизведение основного материала происходит с опорой на смысловые связи, установленные с материалом дополнительным.
Четвертый этап аналогичен третьему, с той лишь разницей, что вместо «основных» картинок ребенок должен запоминать слова. Вы последовательно читаете 10 слов. После каждого слова ребенок подбирает «дополнительную» картинку, которая подходит по смыслу, и может облегчить запомнинание этого слова. Через 1-2 минуты после того, как подобраны все картинки, малыш назвает те слова, которые он запомнил. При воспроизведении слов он должен опираться на наглядно представленные «дополнительные» картинки.
Пятый этап — заключительный. В нем продолжается обучение ребенка использовать «дополнительные» картинки в качестве опоры для запоминания и воспроизведения слов. Однако здесь появляется еще одно усложнение. После того как зачитываются все слова (а их количество на этом этапе можно довести до 15) и ребенок подобрал к ним картинки, эти картинки со стола убираются и ребенок восстанавливает слова. Таким образом, на этом этапе ребенок учится воспроизводить слова уже не с реальной, а с осмысленной опорой на картинки.
Вполне возможно, что достичь абсолютного успеха на пятом этапе ребенку 6—7 лет будет не просто. Тогда обучение и тренировки следует продолжать и в более старшем возрасте, поскольку без овладения данным приемом трудно будет освоить другие, более сложные приемы запоминания, обучение которым предполагается в 8—10 лет.
КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ?
Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памяти.
Если ребенок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление довольно распространенное, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс.
Первый метод — это метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала. Он позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Взрослым читается строка и он просит ребенка ее повторить. Строку из 4-5 слов не сложно повторить даже 5-летнему малышу. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы взрослый сам показал малышу, как это делать.
Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».
Второй метод предназначен для «перевода» словесной информации в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно. Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое экспериментирование является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.
Третий метод — это метод «пересказа» стихотворения своими словами. Читается все стихотворение и ребенк рассказывает, о чем в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь малышу наводящими вопросами. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.
В заключение еще несколько советов. Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
При заучивании стихотворения обращайте внимание ребенка на мелодию рифмы, а также на настроение и чувства персонажа, который в нем описан.
Обязательно надо делать перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не надо заставлять ребенка учить стихотворение, если он этого не хочет.
Если взрослому интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.
ВООБРАЖЕНИЕ
Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию...», «Вообрази себе, что ты...» или «Ну, придумай же что-нибудь!» Так вот, для того чтобы все это делать — «представлять», «воображать», «придумывать», — нам необходимо воображение. К этому лаконичному определению понятия «воображение» следует добавить лишь несколько штрихов.
Когда человек воображает (конечно, в хорошем смысле этого слова), в его сознании возникают разнообразные психические образы. И в зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое). Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания. Например, при чтении книги воображение помогает представить себе ситуацию, в которой находится главный герой, «увидеть» на основе словесного описания его лицо, одежду. Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются человеком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание. Если попробовать придумать какую-нибудь интересную историю, но чтобы она не была похожа на уже известные сюжеты,то станет понятно, о чем идет речь, поскольку среди образов, которые у вас при этом возникнут, будут и образы творческого воображения.
Воображение — это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия (синоним понятия «воображение») позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.
Различают пассивное и активное воображение.
Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели.
Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).
Репродуктивное воображение отличается тем, что создает образы, соответствующие описанию. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздает то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах. Когда воссоздаются образы объектов, для которых важное значение имеют пространственные характеристики, говорят еще о пространственном воображении.
Продуктивное воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Продуктивное воображение является неотъемлемым элементом творческой деятельности.
У КОГО ВООБРАЖЕНИЕ БОГАЧЕ: У ВЗРОСЛОГО ИЛИ РЕБЕНКА?
Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие.
Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения.
Именно поэтому воображение ребенка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребенок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя.
Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный» период для такого развития — это дошкольный возраст. «Воображение, — как писала психолог Дьяченко О.М., детально изучавшая эту функцию, — это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний».
Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребенка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не. участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве «для себя», к ней не предъявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к предстоящему творчеству в будущем.
ЧТО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?
Рекомендуется особое внимание уделять развитию следующих имажинативных (от английского «imagination» — воображение) способностей и умений:
1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3—4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6—7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку — лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Произойдет интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.
2. Осуществлять «опредмечивание» неопределенного объекта.
Способом «опредмечивание» дети начинают пользоваться еще с 3—4 лет. Он состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре усматривать определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределенного изображения он может, например, круг превратить в колесо для машины или в мячик, треугольник — в крышу домика или в парус для кораблика, и т. д. К 6—7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также научиться добавлять к «опредмеченному» рисунку разнообразные детали.
3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения.
Эта способность очень важна для предстоящей учебной деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги (образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (образное представление предмета, когда полностью он не виден, а видна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом, чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для развития этой способности можно использовать задания, в которых ребенок должен:
а) создавать образ предмета по его словесному описанию;
б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.
4. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов (пространственное воображение).
Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности детям шести лет можно предложить игры двух типов:
а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,
б) па представление взаимного 'расположения нескольких предметов в пространстве.
5. Подчинять свое- воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла.
Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (рисунки, истории, конструкции и т.п.).
Обучение этому умению должно включать следующие этапы:
I — этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план (схему) готового произведения (конструкции);
II — этап самостоятельного «чтения» плана: ребенок учится «читать» составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведение;
III — этап самостоятельного составления плана:
ребенок сам составляет план (схему) собственного произведения.
Познавательные процессы были рассмотрены более подробно, но нельзя не упомянуть и о других навыках, которые в той или иной степени должны быть развиты в ребенке к обучению в школе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|