Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Общая характеристика российской организованной преступности. (2 ч.)





1. Состояние и тенденции организованной преступности в России.

Современное реальное состояние ОП как в мире, так и в России трудно оценить в силу чрезвычайно высокой латентности этого явления. В последнее время в открытой печати перестали публиковаться данные о числе группировок, состоящих на учете в органах внутренних дел. Известно лишь, что в нашей стране в 2001 г. на оперативном учете в МВД состояли 130 преступных сообществ (т.е. наиболее крупных и сплоченных преступных объединений в стране. – Прим. авт.), в которые входили 961 организованных преступных групп (ОПГ) общим числом около 8 тыс. участников.На март 2005 г.), по данным МВД России, на территории России действовали 116 преступных сообществ, каждое из которых объединяло десятки преступных групп с 4 тысячами наиболее активных участников. Под контролем названных ОПГ находились по меньшей мере 500 крупных хозяйствующих субъектов. Из этого числа 71 преступное сообщество специализировались исключительно на совершении экономических преступлений - на контроле за наиболее доходными секторами экономики. По данным МВД России, сейчас (на январь 2010 г.) на территории Российской Федерации на оперативном учете состоит 249 организованных преступных формирований. Общая их численность достигает 11 625 человек[12].



По некоторым оценкам, в целом в России сегодня фактически действуют более ста тысяч ОПГ. Преступные группы примитивного и среднего уровня, по данным опросов руководителей органов внутренних дел, распространены повсеместно. Преступные организации (мафиозного типа) преобладают на Юге страны, городах-гигантах, урбанизированных и свободных экономических зонах, а с 1991 г. стали появляться и в городах областного подчинения. Половина преступных сообществ имеют устойчивые межрегиональные связи[13].

Число выявленных преступных формирований (по официальным данным МВД) с 1989 года по 1998 год увеличилось с 485 до 12, 5 тысяч, или в 27,5 раза; в 1998 г. по сравнению с 1990 годом, когда было выявлено 785 формирований, - рост составил почти 16 раз. В 1991 году выявлено 952 указанных формирования, т.е. на порядок больше, чем в 1989 году. Число участников организованных формирований выросло с 14,9 тыс. в 1991 году до 75,5 тыс. в 1998 году, или в 5 раз. Стремительно возрастало число зарегистрированных преступлений, совершенных организованными формированиями: с 3 515 в 1990 году до 28 688 в 1998 году, или более, чем в 8 раз, тогда как общее число зарегистрированных преступлений всех категорий за этот период увеличилось лишь на 40%[14]. Численность преступлений, совершенных ОПГ, достигла своего пика в 2000 г. (36 тыс.) с небольшим постепенным снижением в последние годы (2001 г. – 33, 45 тыс., 2002 г. – 26 тыс.).Правда, в дальнейшем опять наметилась тенденция роста этой категории преступлений: в 2004 г. ОПГ было совершено уже свыше 28 тыс. преступлений, что превысило показатель 2003 г. на 9,7%. В 2008 г. в Российской Федерации было выявлено 36 601 лицо, совершившее преступление в составе организованных групп или преступных сообществ, естественный прирост этой категории лиц составил 5,1%. При этом абсолютное большинство из этого числа (34 939 чел.) совершили тяжкие и особо тяжкие преступления (5,7%). Значительная доля из них имеет корыстно-насильственный характер. В 2008 г. было выявлено и поставлено на оперативный учет свыше 11 тыс. участников организованных преступных объединений, в том числе более 700 лидеров, почти 3 900 активных участников, а также около 500 «авторитетов» преступной среды, из которых 118 «воров в законе» (в 2010 г. – 149)[15].



В последние годы в России увеличилось число фактов бандитизма (ст. 209 УК РФ): 404 в 2002г., 454 в 2003 г. и 522 в 2004 г. Правда, самое последнее время статистика фиксировала снижение: 348 в 2007 г., 262 – в 2008, и 231 – в 2009. Постоянно увеличивалось и число преступлений, впервые предусмотренных в УК 1996 г. – организация преступного сообщества (преступной организации) и участие в нем (ст. 210 УК РФ): 2001 г. – 118 преступлений, 2002 г. – 123, 2003 г. – 141 и 2004 г. – 224 (рост за год – почти 59%). В последнее время и здесь отмечалось снижение: 337 соответствующих преступлений было зарегистрировано в 2007 г., 325 – в 2008 г., и 247 – в 2009 г.[16].



Нужно сказать, что приведенные статистические данные очень мало отражают реальное состояние организованной преступности в силу известной ее высокой латентности. Специалисты отмечают наличие у организованной преступности специфических источников латентности, которые неизбежно и весьма существенно должны корректировать официально регистрируемую организованную преступность в сторону увеличения. Эти источники основаны на создании организованной преступностью системы защиты от социального контроля, от воздействия на нее со стороны правоохранительных органов и судов.

Во-первых, преступные организации, даже банды, тем более преступные сообщества имеют свою разведку и контрразведку, технические средства для этих целей;

во-вторых, устанавливают и поддерживают коррупционные связи с работниками различных ветвей власти, правоохранительных органов и судов;

в-третьих, представители организованной преступности проникают во властные структуры и имеют возможность влиять на отношение власти по поводу совершенных ими преступлений;

в-четвертых, имея огромные финансовые и материальные средства, организованная преступность имеет возможность нанимать высококлассных специалистов (адвокатов, нотариусов, экономистов, финансистов и т.д.) для обеспечения своей незаконной или легитимной деятельности, чтобы скрыть совершенные ее преступления;

в-пятых, организованная преступность осуществляет уголовный террор, подкуп, шантаж в отношении свидетелей, потерпевших, сотрудников контролирующих и правоохранительных органов с тем, чтобы добиться от них желаемых действий и показаний, применяется и физическое устранение лиц, представляющих опасность для организованной преступности, в т.ч. и участников, заподозренных в связях с правоохранительными органами или могущих совершить поступки, наносящие вред организации;

в-шестых, организованная преступность тщательно готовится к совершению преступлений, ею отрабатываются различные варианты, подбираются объекты, создаются ситуации, выстраивается цепочка как преступных, так и не преступных действий, что дают возможность «прикрыть» самое опасное преступление;

в-седьмых, для организованной преступности характерна изобретательность и изворотливость (здесь тоже налицо тщательная подготовка и использование воровского опыта) в поведении ее представителей на стадиях предварительного расследования и судебного рассмотрения, что обеспечивает латентизацию организованной преступности;

в-восьмых, в местах лишение свободы организованная преступность применяет известные способы «перекладывание» ответственности за совершенное преступление на лиц из числа не организованной преступности, используется эти способы и на свободе;

в-девятых, расследование преступлений по делам об организованной преступности (об этом свидетельствуют результаты изучения в процессе исследования уголовных дел о бандитизме, об организации преступного сообщества (преступной организации) требует значительного времени, неоднократных отсрочек по срокам расследования и содержания обвиняемых под стражей. В конце—концов следователи вынуждены некоторые преступления оставлять за рамками расследуемых дел. Кроме того, если в ходе расследования (имеются в виду дела, прежде всего, экономической направленности) в поле зрения следствия, наряду с обвиняемыми российскими гражданами, попадают граждане иностранных государств (незамедлительно выезжающие из России сразу же после возбуждения уголовного дела и задержания россиян) или иностранные организации, зарегистрированные за рубежом, причем в разных странах, да еще в нескольких, то проведение следственных действий и определение виновности этих лиц и законности деятельности организаций весьма проблематично, хотя бы в связи с огромными финансовыми затратами на проведение расследования. В результате вне учета остаются как преступления, так и лица, совершившие преступления в составе организованной преступности;

в-десятых, с введением в действие с 1 января 1997 года УК РФ, как известно, была усилена уголовная ответственность за совершение преступления, совершенного в составе организованной группы. Организованная преступность сделала из этого соответствующий вывод. Уголовная хроника свидетельствует, что лица, состоящие (по оперативным данным) в крупной преступной организации (преступном сообществе) в 1998—1999 годах совершили несколько общеуголовных корыстных преступлений, но совершали они их, ориентируясь на положения нового уголовного закона. Непосредственными исполнителями этих преступлений был или один человек, или два человека, т.е. ни о какой организованной преступной группе во время расследования речь идти не могла, хотя известно, что член организации, как правило, не может совершить преступления без ведома, одобрения, разрешения этой организации — дисциплина и боязнь «засветиться» обязывают. Кроме того, анализируя положение, можно сделать вывод, что обеспечением этих преступлений занималась организация, однако закрепить следственным путем причастность организации к преступлениям невозможно или весьма затруднено, что и на этот раз не повлечет официальную регистрацию преступлений как совершенных организованной преступностью[17].

Вследствие латентности, присущей организованной преступности, число преступлений, реально совершаемых организованными преступными формированиями, превышает число официально регистрируемых преступлений, совершаемых этими формированиями, как минимум в 12—15 раз[18].

Организованная преступность в современной России приобрела весьма существенный признак – она стала составной частью международной (транснациональной) преступности и, как вся преступность этой категории, сегодня представляет серьезную угрозу безопасности не только российского государства, но и мирового сообщества. В настоящее время российские преступные объединения действуют в 40- 50 зарубежных странах, более 200 выявленных преступных формирований имели связи с преступными организациями за рубежом. На основе анализа собранных данных С.В. Ванюшкиным сделан вывод о громадном числе действующих в России в конце 90-х годов ХХ века организованных преступных формирований (не менее 60—70 тысяч), их «штатной» численности (не менее 1 млн. человек, причем активных участников), численности лиц, вовлеченных организованной преступности в свою деятельность (не менее 5—6 млн.)[19].

Анализ имеющейся информации позволил специалистам сделать вывод, что в целом нынешняя криминальная ситуация в России характеризуется рядом крайне опасных тенденций:

- в системе ОП активизировалась международная составляющая, выход отечественного криминала за пределы российской территории;

- происходит рост, структурное усложнение, изменение направленности деятельности криминальных образований, действующих в российских регионах; преступность, наращивая устремления за пределы территории страны, не утрачивает, а напротив, усиливает свои позиции в ее регионах;

- отмечается дальнейшее укрепление материальной и финансовой базы криминальных структур, рост квалификационного потенциала их участников, расширение межрегиональных связей;

- возрастает активность и влияние по всей территории России «этнических» преступных формирований (главным образом чеченских и иных выходцев Закавказья); есть данные о целенаправленном инициировании такой криминальной экспансии из Чечни;

- ужесточаются формы и методы борьбы преступных организаций за сферы влияния, расширяется арсенал средств и методов совершения преступлений;

- усиливаются позиции преступных формирований в сфере аркобизнеса, растет их организованность[20].

По данным отечественных экспертов, в настоящее время в развитии организованной преступности проявляются следующие тенденции: а) основным направлением развития организованной преступной деятельности в России является преимущественно экономика (в большинстве западных стран – это наркобизнес, торговля оружием, незаконная миграция); б) дальнейшая криминализация экономики идет в тесной взаимосвязи с процессом криминализации власти; в) отечественный криминал вышел далеко за пределы российской территории, устанавливая контакты, как с криминальными структурами, так и вполне законно действующими субъектами экономики различных государств; г) постоянно увеличивается масштаб незаконных экспортных операций с энергоносителями, особенно с нефтью, другим стратегическим сырьем и материалами, причем в действиях, наносящих ущерб российским интересам, замешаны не только отечественные организации, но и их зарубежные партнеры; д) по всей территории России возрастает активность и влияние “этнических” преступных формирований, имеющих связи с диаспорой в ближнем и дальнем зарубежье (сферами их деятельности являются экспортно-импортные операции с сырьем и дефицитными товарами повседневного спроса, фальшивомонетничество, преступления в российском золото-бриллиантовом комплексе. Используя “челночный” способ совершения преступлений, прикрываясь языковым барьером, различиями в культуре, они являются трудно уязвимыми для правоохранительных сил любой страны); е) последовательно усиливаются позиции преступных формирований в сфере наркобизнеса, растет их организованность и взаимодействие с аналогичными структурами за рубежом;ж) угрожающие размеры приобретает контрабанда оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, их утечка с воинских объектов и заводов-изготовителей, из районов военных конфликтов (одновременно современное оружие западного производства контрабандным путем попадает в конфликтные точки России); з) происходит дальнейшее укрепление материально-технической и финансовой базы криминальных структур, рост профессионализма их участников за счет расширения международных связей.

Организованная преступность в той или иной степени проникла в большинство жизненно важных отраслей экономики страны. Прежде всего, это характерно для металлургического и лесопромышленного комплексов, добычи биоресурсов, сферы интеллектуальной собственности, производства и реализации алкогольной и табачной продукции, автомобильного бизнеса. На потребительском рынке криминалитет диктует свою ценовую политику, от которой страдает и производитель, и население. В качестве наиболее доходной сферы преступные сообщества продолжают рассматривать топливно-энергетический комплекс страны. О масштабах такого проникновения в главную бюджетообразующую сферу государства свидетельствуют многочисленные факты незаконной разработки месторождений нефти, использования сотен законсервированных нефтяных вышек, уклонения от уплаты налогов и хищения бюджетных средств в особо крупных размерах. Для создания благоприятных условий осуществления преступной деятельности организованный криминалитет проявляет повышенный интерес к установлению коррупционных отношений и проникновению в органы власти и управления.

Основные особенности российской организованной преступности.

Многими криминологами отмечалось, что российская организованная преступность последнего десятилетия ХХ века, наряду со многими общими чертами, свойственными организованной преступности вообще, имеет и существенные отличия. Как отечественные специалисты, так и специалисты зарубежные, в т.ч. предприниматели-иностранцы неоднократно подчеркивали, что в России подчас нельзя отличить законное и незаконное предпринимательство, легальную и теневую деятельность. На это положение в первые годы реформ обращали внимание все исследователи, однако в последние годы оно стало настолько устоявшимся, что о нем почти не упоминается. Произошло привыкание к незаконному, к ежедневным «заказным» убийствам, существованию преступных организаций, вымогательским «крышам», воровскому жаргону, сборищам авторитетов преступного мира, лояльному отношению у части молодежи к занятию проституцией, потреблению наркотиков и т.д. Все эти перечисленные элементы несет в себе организованная преступность. Таким образом, под ее настойчивым влиянием, в условиях государственного непротиводействия ей, на коротком временном отрезке, – пять—семь лет, – произошло изменение менталитета части населения. Пожалуй, как верно писал С. В. Ванюшкин, это самая большая опасность для общества со стороны организованной преступности[21].

Существенной особенностью российской организованной преступности является ее доминирование в экономике страны. Вместе с тем в настоящее время происходит и следующий этап криминализации общества. Криминализация экономики в России происходит в тесной взаимосвязи с процессом криминализации власти. К числу основных способов проникновения организованной преступности в политическую сферу относятся: выдвижение своего кандидата на выборах в законодательные и исполнительные органы власти, финансовая и иная поддержка сторонних кандидатов с целью дальнейшего использования, подкуп членов избирательных комиссий, а также государственных и муниципальных служащих. Кроме того, нельзя не учитывать возможность воздействовать на неугодных государственных и политических деятелей с помощью методов уголовного террора, подразумевающих их физическое устранение или устрашение. Целями проникновения криминала во власть являются лоббирование интересов в экономике и доступ к бюджетным средствам, легальный выход на международную арену и защита от уголовного преследования.

Отличительными особенностями российской организованной преступности (РОП) в сравнении с классическими зарубежными «партнерами», на наш взгляд, являются:

1) захват командных высот в легальной экономике (теневая экономика составляет около половины ВВП страны); за рубежом ОП главным образом паразитирует на нелегальных видах деятельности;

2) сравнительно большее сращивание с государством; РОП является «более мафиозной» (если руководство страны до недавнего времени находилось под сильным влиянием олигархов, то руководство регионов нередко попадает в большую зависимость от лидеров преступных групп или сообществ);

3) исключительная «непатриотичность» (в то время, когда итальянские и колумбийские «грязные деньги» так или иначе инвестируются в национальную экономику, российские капиталы безостановочно и безнаказанно покидают страну; за 10 лет с 1991 г. из России вывезена сумма, эквивалентная примерно 300—400 млрд. долларов);

4) правоохранительные органы России гораздо больше знают, чем делают (причина такой пассивности заключается не только в их определенной коррумпированности, хотя и это, конечно, есть; действующее законодательство содержит и, к сожалению, множит довольно крупные прорехи, через которые ускользают правонарушители).

По оценкам известного американского криминолога проф. Луиз Шелли, организованная преступность в бывшем Советском Союзе проявила себя с такой силой и разнообразием видов деятельности, что ее не сравнить ни с одной из транснациональных группировок на международной арене[22].

Организованная преступность в России периода реформ, прежде всего последних лет ХХ века, характеризуется – по оценке ведущих российских криминологов - тем, что она все больше представляет из себя силу более значимую, чем сила власти, ее законов, контролирующих и правоохранительных органов, судов.

Характерные для организованной преступности деяния, о которых в соответствующих статьях УК РФ в качестве квалифицирующего признака указано совершение преступления организованной группой, составляют, по данным С.В. Ванюшкина, 56 % от общего числа всех зарегистрированных преступлений, более 50 % от общего числа выявленных лиц, 57 % от общего числа всех осужденных, 97,8 % от общего числа осужденных за совершение преступления в группе, и 100 % осужденных за совершение преступления в организованной группе[23].

Наиболее распространенными и наиболее опасными проявлениями современной организованной преступности в России, по мнению отечественных экспертов,являются:терроризм, «заказные» убийства (убийства по найму), наркобизнес, похищение людей, захват заложников, посягательства на чужое имущество с признаками промысла, торговля людьми и проституция, подделка денежных знаков, незаконный оборот оружия,взрывчатых веществ, боеприпасов, незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней, жемчуга, незаконная торговля предметами культуры и их кража, незаконная миграция, посягательства на интеллектуальную собственность, фальсификация товаров и их сбыт, подкуп должностных лиц, преступный монополизм и преступное ограничение конкуренции, легализация (отмывание) преступно нажитых доходов, финансовые аферы (мошенничество, лжепредпринимательство, лжебанкротство), браконьерство в виде промысла и незаконная торговля дикими животными, контрабанда, порнография. В последние годы в стране заказные убийства постепенно стали заменяться на «убийства экономические» - широко распространившиеся по стране рейдерские захваты предприятий и организаций.

Сегодня, как утверждают многие специалисты, в стране не осталось ни одного сколько-нибудь прибыльного вида хозяйственной деятельности, которая бы в большей или меньшей степени не была бы криминализирована. Не менее 70% доходов субъектов хозяйственной деятельности обращается в сфере теневого и криминального предпринимательства[24].

Сегодня мы сталкиваемся с тем, что организованная преступность стала, по выражению В.С. Овчинского, формой социальной организации жизни общества[25]. Она диктует порядок функционирования целым отраслям экономики, а свои нормы криминального поведения - отдельным местностям. Некоторые города и районы в буквальном смысле попали под власть преступных сообществ, поглотивших и местные администрации, и представительные и правоохранительные органы.

2. Особенности причинного комплекса организованной преступности.

Общие положения. Социальное и правовое противодействие организованной преступности может быть успешным только при условии глубокого и полного выявления ее социальных и экономических корней, ее специфического причинного комплекса.

Разумеется, причины, порождающие возникновение и разрастание ОП и причинный комплекс преступности, в целом во многом общие и в теоретическом исследовании можно лишь сделать предположение о том, к каким именно элементам причинного комплекса преступности "тяготеет" преступность организованная.

В свое время причинный комплекс преступности нами был определен как комплекс деформаций экономического, социального, политического и духовного развития общества, который порождает отчуждение определенной части населения от ценностно-нормативной системы общества, его деморализацию и провоцирует преступность. Деформации, с нашей точки зрения, это такие отклонения в общественных отношениях которые тормозят социальный, экономический и духовный прогресс общества, препятствуют всестороннему, полному проявлению и развитию личности, реализации ее прав и свобод.

Глубинные деформации были характерны для нашего общества в период пресловутого "построения социализма и коммунизма".

Тоталитарный политический строй, огосударствление экономики, отчуждение граждан от собственности и управления, всесилие и произвол партгосноменклатуры не только прямо провоцировали рост бездуховности, аморализма и преступности, но и, в конечном счете, привели государство к закономерному кризису.

Попытки преодолеть деформации общества в период "перестройки" привели к новым, уже "перестроечным" деформациям. Это, прежде всего, относится к явно непродуманной кооперативной политике. Новые проблемы, не менее серьезные, были порождены распадом СССР, борьбой суверенитетов, законов, ветвей власти и т.п.

Рыночные реформы и преступность. Происходящая трансформация российского общества в новое экономическое, социальное и политическое качество и соответствующая государственная политика, направленная на рыночное реформирование экономики, породили серьезнейшие проблемы.

Какой должна быть новая рыночная экономика России, никто точно
по сей день сказать не может. Ясно лишь одно, что современная экономическая основа страны остается глубоко деформированной, монополистичес­кой, очень мало конкурентной. Главная особенность причинного комплекса преступности, точнее, его "экономического блока", в СССР дорыночного периода заключалась в том, что преступность в значительной мере провоцировалась отчуждением народа от собственности, а значит, глобальной бесхозяйственностью и массовыми должностными злоупотреблениями.

Однако и современная экономическая политика, проводимая правительством, вопреки ожиданиям, ничуть не сбила волну преступности, в том числе экономической, а напротив, привела к мощному ее всплеску. Процесс приватизации, в том виде, в каком это проходило в нашей стране, привел к распродаже за бесценок объектов государственной собственности, баснословному обогащению хозяйственных руководителей и дельцов теневой экономики, обману рядовых тружеников. Более 70% основных фондов страны при рыночной стоимости 400 млрд. дол.были проданы по цене, в 80 раз дешевле. Проф. М.И. Пискотин расценил такие итоги приватизации как «самое крупное в истории преступление, совершенное государственной властью против имущественных интересов своей страны, своего народа»[26]. Без сомнения, торопливая приватизация огромного массива государственной собственности за бесценок и использование власти для предоставления узкому слою людей возможностей для быстрого и легкого обогащения за счет государства и общества стала одной из основных причин огромного роста преступности, в том числе организованной, и коррупции.

Сфера предпринимательства все больше поражается криминальной активностью, уходит в зону "теневой экономики". Произошла тотальная криминализация и финансово-кредитной системы. Все больше разрастается так называемый "черный сектор" теневой экономики. Во многом все это результат ошибочной экономической политики, слепого копирования западных моделей и рецептов Международного валютного фонда, результат того, что переход в рынок осуществляется без надлежащей социальной, правовой и криминологической защиты.

Вопреки убежденности многих экономистов в том, что рыночный механизм хозяйствования автоматически решит все ключевые проблемы экономики, да и общества, следует признать, что это оказалось очередной иллюзией. Сам по себе рынок социально нейтрален, действие рыночных регуляторов в хозяйственной жизни может приводить как к социально положительным, так и к социально негативным последствиям, если дополнительно не будут приведены в действие и социально-правовые регуляторы. Социальное регулирование экономики должно избегать двух крайностей - как "зажатости", монополизированности, уничтожающей рынок, так и наоборот, "разгула анархии".

Экономические реформы социально приемлемы в той мере, в какой они стимулируют экономическое, социальное и духовное развитие общества и личности и неприемлемы тогда и постольку, когда и поскольку они наносят вред личности и обществу, создают препятствия для их взаимного развития, вызывают отчуждение человека от общества и самого себя.

Главной базой, экономической основой организованной преступности является, бесспорно, "теневая" экономика (ТЭ). В литературе последняя определяется как "фактически не контролируемое государством производство, распределение обмен и потребление- товарно-материальных ценностей и услуг", как "совокупность неформальных социально-экономических отношений в рамках легального производства, распределения, сферы услуг", как "нелегальные экономические деформации", как экономика, "вовлекающая людей в деструктивные, дефективные и криминальные отношения, деформирующая их интересы и экономическое поведение" и т.п.

На Западе ТЭ главным образом связана с сокрытием доходов и
противоправными способами их извлечения. Спецификой же отечественной ТЭ и, соответственно, главной особенностью причинного комплекса ОП в России, является то, что такая экономика "вырастает" прямо на экономике легальной что, в свою очередь, связано с ее чудовищной монополизацией и бюрократизацией. Громоздкий аппарат распределитель­ной системы исказил до неузнаваемости нормальные экономические взаимосвязи.

"Серая" экономика, в отличие от "черной" экономики, те., криминального сектора ТЭ, характеризуется тем, что не платит налоги, не регистрируется, не оформляет юридически своих сделок. Но поскольку речь идет об экономике, которой как бы не существует, которая не может заключить договор, обратиться в арбитраж, официальным путем потребовать, возвращения долгов, охраны товаров и помещений, постольку вся эта система вынуждена прибегать к услугам соответству­ющего "теневого арбитра". Это как раз та экономическая и социальная почва, на которой тут же возникает в огромных масштабах рэкет. По некоторым оценкам, в настоящее время около 40% в удельном весе экономики России приходится на ТЭ[27].

Как известно, особенность ТЭ заключается в том, что она не столько перераспределяет. Это дополнительный мощный слой посредников "с ложкой", между тем, кто "с сошкой", и потребителем. Отечественная мафия не создавала ТЭ, а использовала ее и расширила ее масштабы. Там же, где появляются возможности для получения сверхприбылей, неизбежно появляется и ОП.

Любопытно признание одного из итальянских мафиозо. Он вспоминает, что во времена контрабанды сигарет, если какой-нибудь комиссар или судья начинали слишком надоедать, никому в голову не приходило отправлять его к праотцам. Из-за небольших денег это просто не имело смысла. "Но с этими бешеными деньгами (которые появились от операций с наркотиками – В.Н.) разве кто хоть на секунду станет задумываться, прежде чем спустить курок?".

Специфической экономической причиной является, надо полагать, массовый вывоз капитала за рубеж. В некоторые годы утечка эта составляла в среднем 20 миллиардов долларов в год. Фактически Россия инвестировала экономику Запада, лишая себя крайне необходимой валюты. Все это позволило сказочно обогатиться молодой российской компрадорской буржуазии, банкирам, торговцам, криминальным "авторитетам". Огромные состояния в мгновение ока были сколочены "из воздуха" на спекуляциях валютой и банковскими кредитами.

В этих условиях, когда вся экономическая система государства оказалась криминализированной, экономика и политика страны неизбежно попадает во все большую зависимость от криминальных структур.

Проблема усугубляется тем, что происходящие в России реформы пока оставили в неприкосновенности административно-бюрократическую систему. Чиновники по-прежнему делят денежные и сырьевые ресурсы. Собственность и власть по-прежнему слиты. Псевдосоциализм советской власти сменился обществом, которое политологи довольно точно назвали "номенклатурным капитализмом". В политической сфере мы по-прежнему наблюдаем полное отчуждение власти от избирателей, отсутствие всякого самоуправления на любых уровнях. Такая система выгодна правящей элите, но неэффективна экономически, несправедлива социально, опасна политически.

Монополизм власти неизбежно ведет к созданию ситуации неподконтрольности, вседозволенности и произвола в действиях представителей элиты. Монополизация, огосударствление экономики в сочетании с командно-бюрократической системой политической власти поставили чиновников в положение, объективно чреватое высокой вероятностью их подкупа, коррумпирования.

К сожалению, в последние годы в политической жизни страны все более отчетливо проявляется тенденция авторитаризма, когда произвольно толкуемая политическая целесообразность берет верх над соображениями законности. Эта тенденция отчетливо прослеживалась и в "параде суверенитетов", и августовском (1991г.) путче, и в кровавом столкновении двух ветвей власти в 1993 г. и в последующих известных изменениях в законодательстве

Резкое имущественное и социальное расслоение общества, появившаяся массовая безработица создали социальную базу для рекрутирования в ряды "бойцов" криминального мира немалого числа молодых людей, которые в поисках заработков нередко попадают и в мафиозные сети. И это не случайно. Россия все больше становится страной социальных контрастов.

Глубокое социальное расслоение в нашей стране, пожалуй, имеет мало аналогов в мире. За 15 лет в России выращено 44 долларовых миллиардера – больше, чем во всей Европе. Их состояние приближается к суммарному доходу всего остального населения страны. По этому показателю Россия находится в тройке мировых лидеров, а по т.н. «индексу развития человеческого потенциала» – на 70 месте. Основными средствами производства у нас владеет 1% населения[28].

Нельзя не сказать и о существенной роли, которую играют деморализация общественного сознания, и, в частности, это "коммерческая" деформация. На общем фоне снижения престижа права, законности, норм морали, правового нигилизма активно разрастается своеобразная психология "продажности". В условиях, когда все продается и покупается, некоторые граждане приходят к выводу, что в нашей стране "все куплено" и поэтому индивидуальная задача каждого если уж продаваться, то подороже.

Разумеется, очень важной причиной разрастания ОП является процесс ее самовоспроизводства, самоорганизации. Не встречая должного социального и правового противодействия со стороны государства, организованные преступные формирования быстро расширяют свою преступную деятельность вширь и вглубь, проникая все дальше и дальше в экономические и политические структуры общества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.