|
Глава II. Эмпирические исследования отношений детей и родителей.
2.1Исследование родителей:
Анкета для родителей
Анкета для родителей была разработана для того, чтобы выявить возраст родителей, длительность заключения брака, так как в моем исследовании могут участвовать родители, не достигшие тридцати лет и стаж семейной жизни не должен превышать восемнадцати лет. Далее при помощи анкеты мы выявили состав семьи, а так же совместное проживание семьи с бабушками и дедушками, так как это, в свою очередь, играет большую роль в воспитании детей.
Тест Варга — Столина
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) — это психодиагностический инструмент для выявления отношения родителя к ребенку, авторы этой методики А. Я. Варга, В. В. Столин.[44] Эта методика состоит из 5-ти шкал.
1. «Принятие - отвержение» Эта шкала представляет собой эмоциональное отношение к ребенку. И содержит в себе два полюса:
ü Родительское уважение к ребенку, то есть принятие его таким, каков он есть.
ü Родительское неуважение к ребенку, то есть родители, как правило, отвергают ребенка
2. Эмпатия со стороны родителей по отношению к ребенку: Эта шкала представляет собой заинтересованность родителей в планах ребенка.
3. Гиперопека: Эта шкала представляет собой тревогу за ребенка, восприятие его малышом, который еще только начинает ходить.
4. «авторитарная гиперсоциализация» Эта шкала представляет собой требования от ребенка дисциплинированности и послушности. Тип авторитарного родительского отношения.
5. «маленький неудачник» Эта шкала представляет собой постоянный контроль над действием ребенка.
Исследование детей
· Анкета для детей.
При помощи анкетирования с детьми устанавливаем контакт, а также выясняем эмоциональное отношение к членам их семей, реальный состав семьи.
1. С кем ты живешь?
| 8. Если ты захочешь новую игрушку, шоколадку, родители их сразу купят?
| 2. Тебе нравиться проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером домой?
| 9. Если тебя кто-нибудь обидит или ты просто расстроился, ты сразу пойдешь и все расскажешь маме? Папе? Никому не расскажешь?
| 3. Твои родители часто разговаривают с тобой?
| 10. Что ты больше всего любишь делать в субботу и воскресение?
| 4. Как они разговаривают: ласково или ругаются?
| 11. Часто ли вы вместе куда-нибудь идете или играете в выходные дни?
| 5. Тебе спокойно дома не страшно?
| 12. Какой последний подарок тебе сделан родителями?
| 6. Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет, читает книжки?
| 13. Если тебе пора спать, а ты хочешь еще поиграть, родители разрешают тебе или ругаются?
| 7. Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругаться? А папа?
| 14. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?
| · Тест «моя семья»
Опросник кинетический рисунок семьи (КРС) — это рисуночная методика, которая помогает выявить определенную ситуацию в семье, между детьми и родителями. Это проективная методика помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Данную методику разработали Р. Бернс и С. Кауфман в 1972 году.
Тест КРС состоит из двух частей — рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик. И требуется нарисовать свою семью так, чтобы каждый был занят своим делом.
В консультативной практике подробное диагностическое обследование психического развития ребенка всегда нуждается в дополнении более подробным психологическим обследованием его межличностных отношений, особенно сложившихся в семье.
Обработка данных
Итак, для изучения статуса семей, которые участвовали в нашем исследовании, была разработана анкета[45]. По результатам обработки анкеты получились следующие результаты.
В исследовании участвовало 20 семей.
Пункт №1 – Фамилия
Пункт № 2 - Состав семьи:
Количество людей в семье
| Количество семей
| 3 человека ( 2 родителя + 1 ребенок)
| 9 семей
| 4 человека (2 родителя +2 ребенка)
| 6 семей
| Многодетные, живущие отдельно
| 1 семья
| Семьи, живущие с дедушками и бабушками
| 4 семьи
|
Пункт №3 - Возраст членов семьи в моем исследовании не достигает 35 лет.
В среднем у мужчин получилось 30 лет, а у женщин 26 лет.
Пункт №4 - Дата заключения брака
Количество семей
| Стаж семейной жизни
| 2 семьи
| Брак не зарегистрирован, но живут совместно.
| 7 семей
| 6 лет
| 3 семьи
| 7 лет
| 3 семьи
| 5 лет
| 1 семья
| 8 лет
| 1 семья
| 18 лет
| 1 семья
| 11 лет
| 1 семья
| 2 года
|
Пункт №5 - Отношение к заключенному браку:
М
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| -
| -
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| Ж
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| -
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| В результате обработки этого пункта выявилась одна семья, в которой у обоих супругов отрицательное отношение к браку, и они находятся в стадии развода. И еще 1 семья, в которой, только у мужа отрицательное отношение к браку, жена старается сохранить семью. В остальных 18 семьях преобладает положительное отношение к браку, как у мужчин, так и у женщин.
|
Пункт №6 - Атмосфера в доме
+
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| -
| -
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| В 2-х семьях в доме атмосфера отрицательная, а в 18 семьях атмосфера в доме положительная.
|
Пункт №7 - Отношение родителей к детям
|
| +
|
|
|
|
| +
| +
| +
|
| +
| +
| +
|
|
| +
| +
| +
| +
| В 11-ти семьях присутствует, безусловно, положительное отношение к детям.
|
Пункт №8 - Отношение детей к родителям
+
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| Абсолютно во всех семьях дети относятся к своим родителям положительно.
|
По результатам обработки анкеты для родителей у нас получились следующие данные: все семьи соответствуют критерию – «молодая семья», во всех семьях есть дети. Выявилось 2 семьи, которые сами понимают, что у них существуют семейные трудности, и стараются их разрешить, ради сохранения семьи.
Обработка опросника Варга – Столина.
№
| 1 шкала
| 2 шкала
| 3 шкала
| 4 шкала
| 5 шкала
| Фамилии
| 1)
|
|
|
|
|
| Любивые
| 2)
|
|
|
|
|
| Густокашины
| 3)
|
|
|
|
|
| Коростовы
| 4)
|
|
|
|
|
| Быковы
| 5)
|
|
|
|
|
| Тыщенко
| 6)
|
|
|
|
|
| Сибогатовы
| 7)
|
|
|
|
|
| Пятковы
| 8)
|
|
|
|
|
| Бобровы
| 9)
|
|
|
|
|
| Петряевы
| 10)
|
|
|
|
|
| Тикины
| 11)
|
|
|
|
|
| Полуэктовы
| 12)
|
|
|
|
|
| Парьевы
| 13)
|
|
|
|
|
| Гарифулины
| 14)
|
|
|
|
|
| Дауткины
| 15)
|
|
|
|
|
| Массон
| 16)
|
|
|
|
|
| Прочухан
| 17)
|
|
|
|
|
| Кочневы
| 18)
|
|
|
|
|
| Стратилатовы
| 19)
|
|
|
|
|
| Кузнецовы
| 20)
|
|
|
|
|
| Савины
| | | | | | |
|
В результате обработки теста-опросника для родителей получились следующие результаты:
По шкале «Принятие - отвержение» выявилось что, большинство молодых родителей (19 семей), считают своего ребенка неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей; часто испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду; не доверяют ему и не уважают его.
По шкале «Кооперация» родители (16 семей) не заинтересованы в делах и планах ребенка, не стараются помочь ребенку, не сочувствуют ему. Родители не оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, не испытывают чувство гордости за него. Они не поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, не стараются быть с ним на равных. Родители не доверяют ребенку, не стараются понять его точку зрения в спорных вопросах.
По шкале «Симбиоз» большинство родителей (18 семей) ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни; постоянно ощущают тревогу за ребенка. Ребенок кажется родителям маленьким и беззащитным, поэтому проявлять самостоятельность ребенку не позволяется.
По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» в отношении родителей (16 семей) к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере.
По шкале «Маленький неудачник» в родительском отношении (17 семей) преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся детскими, несерьезными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость, в связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Таким образом, получается, что в молодых семьях родители считают своего ребенка не приспособленным, неудачливым, не видят в нем индивидуальность, стараются оградить от реалий жизни, самостоятельность не приветствуется, стараются во всем навязать ему свою волю, требуют послушания и дисциплины. С другой стороны, родители ощущают себя единым целым с ребенком, поэтому стараются удовлетворить все его потребности, тем самым дают понять ребенку, что он главный и все его желания должны безоговорочно выполняться. Отсюда вытекают противоречия в воспитании – ребенок чувствует вседозволенность и быстро начинает «давить на рычаги» родительского самолюбия, тем самым выводя большинство родителей из себя.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|