Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «воспитание» и «семейное воспитание», типы семейного воспитания и функции.





В предыдущих двух разделах речь шла о том, что такое молодая семья, а также о схождение и расхождение понятий брака и семьи, а также о семейных кризисах. Далее шла речь о детско-родительском отношении и детских возрастных кризисах. А в данном разделе будут рассмотрены понятия воспитания и семейного воспитания, а также стили и типы воспитания в семье. Для начала рассмотрим понятие воспитание.

Воспитание — это важнейшее и ответственное дело. Это целенаправленное воздействие на развитие личности. Воспитательным процессом занимаются в семье, детском саду и школе, но больше всего в семье. Ведь именно в этом социальном институте закладываются все стороны, как моральные, так и нравственные. Именно семейное воспитание закладывает самые первые жизненные уроки человеку с самого рождения.

Итак, семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально - экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания дома, отношение к ребенку. Все это ограничено переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по - разному. В семье родители, в первую очередь, должны давать ребенку любовь и заботу, так как малыш должен знать, что его любят и помогут в трудную минуту. Чтобы это воспитание было удовлетворенным, то стоит обратить внимание на стили семейного воспитания. Они бывают как положительного, так и отрицательного характера.



По мнению доктора педагогических наук В.М. Миниярова говорилось, что под стилем (типом) семейного воспитания следует понимать наиболее характерные типы и способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия. Этот ученый выделил 5 типов семейного воспитания:[40]

1. Попустительский: Это тип, где нет четких границ, установленных для поведения ребенка. Родители лелеют ребенка с любовью и вниманием, но не упрекают его за неисправное поведение. Они не наказывают ребенка за любые проступки и правонарушения, они так же не исправляют поведение ребенка. Такие родители твердо убеждены, что ребенок должен делать свой собственный выбор, и как родители, они должны полностью поддерживать такое решение. Он влечет за собой испорченность ребенка. Так как преобладает чрезмерной снисходительностью своих родителей.



2. Рассудительный: Этот тип предполагает ровные взаимоотношения как между равными личностями. Однако это не фамильярные взаимоотношения между ребенком и родителями. Последние постоянно держат дистанцию взрослого заботящегося и любящего родителя.

3. Состязательный: родители видят в своем ребенке сверхличность. Их не интересуют человеческие качества ребенка, главное – как он выглядит в обществе, чтобы не оказаться последним на иерархических ступенях социума.

4. Сочувствующий: родители никогда не делятся с ребенком теми трудностями, которые им приходится испытывать, не обсуждают и тем более не осуждают тех людей, кто доставляет им неприятности. Все тяготы жизни они разделяют с ребенком, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических.

5. Контролирующий: Чрезмерное увлечение системами воспитания требует от родителей, чтобы они придерживались строгих правил и предписаний. Родители считают, что явно проявляемая любовь к ребенку балует его, делает неуправляемым.

В.Н. Дружинин указывает, что особенно чувствителен к аномалиям в воспитательном процессе подростковый возраст, потому как именно при подростковом возрасте возникают трудные отношения с родителями. А также, по мнению исследователей таких как: советского психиатра А.Е. Личко (1926 - 1994) и психотерапевта Э.Г. Эйдемиллера, выделены типы воспитания. Рассмотрим эти типы взаимодействия родителей с детьми:[41]



ü Гиперопека: Данный тип воспитания проявляется в чрезмерной, избыточной заботе о ребенке. Она выражается в том, что один из родителей стремится окружить ребенка постоянным повышенным вниманием, готовностью защищать его от любого негатива, сражаться вместо него с любой, даже надуманной, неприятностью. При таком стиле воспитания ребенок вырастит эгоистом, себялюбом и лентяем.

ü Гипоопека: Ребенок предоставлен самому себе, переживая свою заброшенность, неудовлетворенность потребности в родительской любви, не включенность в жизнь семьи могут приводить к асоциальному поведению.

ü Потворствующая гиперпротекция: Проявляется в стремлении удовлетворить все желания и потребности ребенка, в чрезмерном восхищении его минимальными успехами. Ребенку отводится роль кумира семьи, культивируется его эгоизм. В результате у ребенка формируется неадекватный, завышенный уровень притязаний, не соответствующий его возможностям.

ü Эмоциональное отвержение: Проявляется в непринятии ребенка во всех его проявлениях, потребности его полностью игнорируются. Выделяют следующие формы отвержения:

1 - Явное эмоциональное отвержение: К примеру, «Ты мне надоел», «Не лезь ко мне», «Уйди».

2 - Скрытое эмоциональное отвержение проявляется по-разному: в виде иронии, высмеивания; в виде стремления завуалировать реальное отношение повышенной заботой. Таким образом, эмоциональное отвержение влияет на отклонения в развитии детей.

ü Авторитарный тип воспитания (жесткие меры): Жестокие взаимоотношения с детьми могут проявляться по-разному: открыто, явно в виде насилия, побоев; скрыто в виде эмоциональной враждебности и холодности.

ü Повышенная моральная ответственность: проявление высоких требований к ребенку с пониженным вниманием его потребностям со стороны родителей. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого.

Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на типологию стилей семейного воспитания:

ü Авторитарный стиль: все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физиологическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными. Робкие, неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим детям матери склонны реализовать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

ü Демократический стиль: родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

ü Попустительский стиль: ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Например, мать мальчика, которому 5 лет, воспитывающая его совсем одна, так как отец является алкоголиком и никакого воспитания к ребенку не проявляет, а только и делает, что сдувает с него каждую пылинку.

ü Хаотический стиль: это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Однако существует множество разнообразных подходов к семейному воспитанию и множество ученых, описывающих типы воспитания. У каждых ученых авторов свои перечни типов семейного воспитания.

Воспитание ребенка это очень уникальное искусство, так как, во-первых, дает уроки воспитания, а во-вторых, семейное воспитание дает очень хорошие результаты, но не всегда.

Вернемся к такому выдающемуся ученому как Карл Густав Юнг. О котором речь шла в предыдущем параграфе. Этот ученый выдвинул типологию бессознательного воспитания. И выделил 3 типа воспитания:[42]

ü Воспитание через пример: Это, кода ребенок подражает родителю, то есть повторяет те же действия что, и взрослый. Например, взрослый выразил какую-то мысль, а ребенок за ним же повторил.

ü Сознательное коллективное воспитание: Это, когда ребенок находится в социуме (в кругу общения) и учится быть интеллигентом. К примеру, на улице.

ü Индивидуальное воспитание: Его главная цель – развитие человеческой индивидуальности в противоположность задаче коллективного воспитания, которое нивелирует и унифицирует индивида. Все дети и воспитуемые вообще, которые успешно сопротивляются коллективному воспитанию, нуждаются в индивидуальном подходе.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание, прежде всего, на то, что оправдывает его отношения с ребенком.[43]

Вывод по I главе: В данной главе мы разобрали, что такое «семья» и «молодая семья», что такое брак, возрастные семейные кризисы, детско-родительские отношения и детские возрастные кризисы, а также в главе было сказано о типах семейного воспитания.

Итак, взгляд на понятие семьи и брака очень разнообразен. Эти понятия рассматривали и древнегреческие мыслители и ученые советского времени, а также и современности. Такие мыслители как Платон, Геродот говорили о понятиях семьи и брака. А также ученые советского и нашего времени: В. Н. Дружинин, Людвиг Ван Берталанфи, М. С. Мацковский, В. М. Целуйко, Р. Хилл, А. Г. Морган, В. В. Столин, З. Фрейд, А. Г. Харчев, А. И. Антонов, А. И. Захарова, К. Г. Юнг. Опираясь на этих ученых, мы делаем вывод о том, что семья проходит ряд стадий, так называемых семейных кризисах. В настоящее время существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.