Детско-родительские отношения в молодых семьях
Как правило, каждый ребенок стремиться быть взрослым, нуждаясь в родительской помощи. Даже маленький ребенок может не только играть в игрушки, но и помогать взрослым, по хозяйству, например.
Итак, воспитание детей начинается в семье. Поэтому уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения, семейные традиции имеют решающее значение в воспитании ребенка. Для того, чтобы возникли отношения ребенка с родителями нужно, чтоб сам ребенок появился на свет. Эти отношения, как правило, создают сами же родители, хотя и не всегда осознанно. Рождаясь, дети еще не представляют того, что такое любовь. Они учатся этому от своих родителей.
Наши отношения с детьми в точности копируют родителей в детстве. И если родители во времена своего детства не прожили адекватно какой-то возраст, не решили какую-то важную возрастную задачу, то и своим детям с большой долей вероятности они не позволят сделать это. Если, конечно, не проработают над своими ошибками. и не проработают то, что по каким-то причинам им не удалось сделать в свое время. Известный французский поэт и писатель Антуан сент-экзюпери (1900-1944) писал: «Каждый взрослый когда-то был ребенком. Только мало кто об этом вспоминает». Для того, чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающиеся в ней взаимоотношения между супругами и их детьми. Полноценные взаимоотношения это такие отношения, которые имеют в наличии все типы взаимоотношений.
Далее, предлагаю рассмотреть то, что представляет понятие «отношение». Итак, в психологии, а также и социологии отношение — это система взаимодействия между людьми. Именно семейные отношения представляют собой межличностные, так как они основаны на неких чувствах и эмоциях.
Детско-родительские отношения определяют множество понятий. Родительское отношение, позиции, установки и соответствующие им типы поведения, типы отношений «мать – ребенок» и «отец-ребенок», типы позитивного и ложного родительского авторитета, семейные роли ребенка, стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе параметры воспитательного процесса. Эти отношения как важнейший фактор определяют множество характеристик:[23]
¾ эмоциональная связь: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка, а со стороны ребенка - эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений в сравнении с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
¾ мотивы воспитания и родительства;
¾ степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения, то есть, то какие отношения и как воспринимаются в той или иной семье.
¾ удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя.
¾ стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
¾ способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;
¾ социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество, способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления), родительский мониторинг;
¾ степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Родительское отношение, его типы, установки и позиции
Родительское отношение — это взаимодействие родителя и ребенка. По мнению отечественных исследователей А.Я. Варга и В.В. Столина такое отношение определяет систему разнообразных чувств по отношению к детям. Эти исследователи разработали тест-опросник для выявления родительского отношения к ребенку, состоящий из 5-ти шкал, который будет описан и применен в моей работе.[24] Эти родительские отношения, в первую очередь, состоят из поведения самих же родителей, ведь то, как родитель относится к ребенку, зависит воспитательный процесс. Следовательно, какие у ребенка родители, а соответственно какое воспитание, то таков вырастит и он сам. В психологии выделяется 3 типа родительского отношения:
ü Эмоциональный: Этот тип определяет совокупность переживаний, связанных с ребенком
ü Когнитивный: Этот тип дает родителям представления о характере, потребностях, интересах и ценностях ребенка.
ü Поведенческий: Это тип показывает обращения с ребенком.
Таким образом, было рассмотрено три типа родительского отношения, в которых может отразиться то или иное поведение самих же родителей к детям.
Понятия «родительская позиция» и «родительская установка» используются как синонимы, но отличаются степенью осознанности.[25] Родительская позиция связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями. Это целостное образование, реальная направленность воспитательной родительской деятельности.[26] Такое понятие описывала еще доктор психологических наук нашего времени А. С. Спиваковская, считая, что это совокупность родительских установок. Она выделяла 2 типа родительских позиций:[27]
- Оптимальная: Эта позиция родителей требует адекватность, гибкость и прогностичность.
ü Адекватность может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.
ü Гибкость рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.
ü Прогностичность означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а, наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требование независимости воспитания.
- Неоптимальная: Эта позиция основана на взаимоотношениях, которые, в свою очередь, строят эмоционально-негативный фон, а также трудности взаимопонимания и взаимопринятия.[28]
Именно эта позиция формирует тип воспитательной деятельности, о которых будет идти речь в следующем параграфе.
По мнению отечественных психологов нашего времени А. А. Бодалева (1923 - 2014) и В. В. Столина (1947) родительская позиция представляет собой систему эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ребенком и способов поведения с ним. А также А. Я. Варга и В. А. Смехов считали, что родительскую позицию определяет образ ребенка глазами родителя.[29] Другими словами, позиция — это родительское представление. Оно бывает двух видов:[30]
ü Описательные — развитие ребенка.
ü Инструментальные — достижение наивысших целей в воспитании ребенка.
Теперь стоит взглянуть на родительские установки.
Родительские установки
Итак, родительские установки — это правила поведения, выражающиеся в практических действиях. В родительских установках принято выделять три компонента:[31]
ü Оценочный подход: Оценка родителями воспитательного процесса.
ü Когнитивный подход: состоит в системе знаний или идей, которые рассматриваются как достоверные и используются для построения стратегии и тактики воспитания ребенка
ü Интенциональный (поведенческий) подход: Этот подход заключается в конкретной практике в воспитании ребенка.
Кроме этих трех базовых компонентов установок, выделяют еще ценности родителей, восприятие ребенка родителем и восприятие родителями самих себя.[32] Ценности часто используются как синоним установок. Эти установки рассматриваются как целевая абстракция воспитательного действия. Восприятие ребенка родителями связано с реакциями на его поведение. Следовательно, то, как родители относятся к детям и воспитывают их, то так и отразится на ребенке. Установки относительно воспитания также связаны с удовлетворенностью браком. К примеру, матери в счастливых браках показывают большую теплоту по отношению к детям, больше поощряют детей к независимости и меньше раздражаются по поводу негативного поведения детей.
Установки доступны осознанию только при определенных усилиях со стороны родителя. Как правило, роли взаимоотношений в семье описываются ребенком. Ведь главным наблюдателем в ней является ребенок.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|