Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «семья» и «молодая семья».





Содержание

Введение

Глава I. Теоретические сведения понятий

Понятие «семья» и «молодая семья»

Детско-родительские отношения в молодой семье

Типы семейного воспитания

Глава II. Эмпирические исследования отношений детей и родителей

Исследования родителей (тест Варга — Столина)

Исследования детей (тест «моя семья»)

2.3 Обработка данных____________________

Заключение______

Список литературы

Приложения_______

 

Введение

Проблема детско-родительских отношений в молодых семьях в наше время очень актуальна, ведь сейчас много проблемных семей. Несомненно, каждый родитель желает воспитать своего ребенка умным, образованным, воспитанным, однако, на пути к этой цели многие матери и отцы допускают некоторые ошибки. Например, повышают голос, не в состоянии сдержать эмоции, лишают самостоятельности, навязывают ребенку свое мнение или требуют слишком многого. И именно эта проблема актуальна в современности.

Теоретической основой семьи является ее исследование. Однако, семья изучает множество вопросов. Например, отношения между супругами или воспитания детей. Только поэтому эту сферу изучают разнообразные науки, такие как: социология, политология, биология, психология, статистика, педагогика и множество других научных отраслей, занимающиеся семейными отношениями, проблемами рождаемости и строением, в общем. Например, педагогика занимается воспитанием и обучением ребенка. Биология изучает зарождение, и развитие плода в утробе матери. Статистика занимается вычислением расчетных данных семей.



К сожалению, сейчас, в наше время, немногие осознают то, как правильно воспитывать ребенка. Как правило, ребенка легко воспитывать, а перевоспитать еще труднее. Именно эта проблема воспитания рассматривается в данной работе.

Объект: Молодые родители и их дети.

Предмет: Детско-родительские отношения в молодых семьях.

Гипотеза: В молодых семьях дети считают себя главными в семье, все вращается вокруг них, а родители признают приоритет ребенка, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную и второстепенную роль.



Цель: Выявить особенности и проанализировать детско-родительские отношения в молодых семьях.

Проблема:Детско-родительские отношения в молодых семьях.

Задачи исследования:

- выявление особенностей межличностных отношений детей к родителям.

- выявление особенностей межличностных отношений родителей к детям.

- анализ детско-родительских отношений.

Методы исследования:

- анкетирование

- тестирование


Глава I. Теоретические сведения понятий

Понятие «семья» и «молодая семья».

В психологии существует такое понятие, что семья — это первый социальный институт в жизни человека. А с точки зрения социологов существует несколько иное понятие то, что семья — это первичная ячейка общества, объединенная между собой взаимоотношениями.[1] Следовательно, семью можно считать и как социальный институт, и как малую группу. Как социальный институт — это, прежде всего, социализация членов общества, а как малая группа — это малочисленная социальная группа. Семью с точки зрения малой группы предложил рассмотреть социолог М. С. Мацковский. По мнению социолога, при анализе семьи как малой группы целесообразно выделить три основных типа характеристик:[2]

ü Характеристика малой группы в целом: цели и задачи семейной группы, состав и структура семьи, социально-демографический состав семьи, групповая сплоченность, групповая деятельность и характер группового взаимодействия семейной группы, структура власти, коммуникации в семье и т. д.

 

ü Характеристика связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами в рамках социальной структуры общества. Здесь, прежде всего, следует выделить функции семьи по отношению к обществу.




ü Цели, задачи и функции семьи по отношению к индивиду, групповая регуляция поведения и взаимодействия в семье, групповой контроль, групповые санкции, включенность индивида в семью.

По мнению российского психолога Владимира Николаевича Дружинина(1955 — 2001), семья для человека — это главный социальный институт, потому как именно в ней молодожены, заключившие брак рожают детей и воспитывают их.[3] В терминах общей теории систем, разработанной австрийским биологом Людвигом ван Берталанфи(1901 - 1972) «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое».[4] Однако психологи чаще всего рассматривают семью, с точки зрения малой группы, потому что в ней есть больше возможностей оказание психологической помощи.[5]

Кандидат психолого-педагогических наук В.М. Целуйко считает, что «семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью». Большой вклад в анализ теоретических схем и концепций исследования семьи внес американский социолог Р. Хилл(1795 — 1879). Согласно этому ученому существует 5 подходов к изучению семьи:[6]

1. Интеракционистский подход: В этом подходе исследуется взаимоотношение каждого члена семьи, занимающих определенные, связанные с соответствующими ролями позиции внутри семьи.

2. Структурно-функциональный подход: Подход, для которого характерен анализ семьи как социальной системы. С этой точки зрения семья состоит из индивидов, которые имеют свои статусы и роли.

3. Ситуационный подход: Этот подход фиксирует внимание не на взаимодействиях между членами семьи, а на ценностях и нормах в сфере брачно-семейных отношений, рассматривает последние как социальную ситуацию, определяющую функционирование различных типов семей.

4. Институционально-исторический подход: Этот подход связан с наиболее ранними понятиями «семьи» и «брака». И поэтому близок к культурно-историческому анализу брачно-семейных отношений.

5. Дивелопменталистский подход: Этот подход анализирует жизненный цикл семьи.

Основоположник науки о семье считается американский социолог Льюис Генри Морган (1818 — 1881), который основал произведение «Древнее общество», и который занимался изучением проблем семьи в полевых условиях, исследуя быт индейских племен. Он выделил несколько последовательно сменивших друг друга форм семейно-брачных отношений – от группового брака до моногамии.[7] Представления Моргана о семье зародились еще в древнем обществе. Всю историю человеческого общества Морган делит на 3 эпохи: дикость, варварство, цивилизацию, в свою очередь, подразделяя каждую из них на этнические периоды, сообразно с успехами в производстве средств существования. Он четко разделял понятия род от семьи, показав, что он является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Значит, первобытный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, первой формой рода является материнский, основанный на коллективном хозяйстве и на брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Морган отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования. А также, он выделял 5 последовательных стадий семьи:

1. Кровнородственная семья — древнейшая форма групповой семьи, при которой брачные отношения между родственниками разных поколений были запрещены, но разрешались между братьями и сестрами всех степеней родства.

2. Пуналуальная семья — поздняя форма группового брака, исключающая половую связь между единоутробными братьями и сестрами, а также братьями и сёстрами более дальних степеней родства.

3. Синдиасмическая (парная) семья — возникновения на основе отдельных пар, но без сожительства. В таком случае продолжительность союза зависела от воли сторон.

4. Патриархальная семья — брак одного мужчины с несколькими женщинами, которые вели затворнический образ жизни.

5. Моногамная семья — вступление в брак, отдельной пары раз и навсегда.

Основными типами семей являются кровнородственная, пуналуальная и моногамная.

Немецкий философ Ф. Энгельс (1820-1895) считает, что периоду дикости соответствует групповой брак. Огромный вклад в теорию науки о семье и родстве внес швейцарский этнограф и юрист И. Я. Баховен (1815-1887). Он разработал концепцию гетеризма как состояние, через которое прошли все народы в направление к индивидуальному браку и семье, который основан на высоком положении в обществе. Опираясь на эту теорию, шотландский юрист Мак-Ленан (1827-1881) ввел понятие «экзогамия». Он также как и Баховен внес огромнейший вклад в теорию науки о семье и родстве.[8] Главная идея ученых состоит в том, что в ходе истории формы брака и семьи изменялись от матриархата к патриархату.

По определению российского психолога В.В. Столина (дата р. 1947 г.), семья — это «открытая система, подверженная внешним воздействиям» и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия».[9] Стоит обратить внимание на молодые семьи.

Молодая семья

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Молодые люди должны иметь определенные знания, умения и навыки, необходимые для семейной жизни.

Итак, молодая семья — это установление и развитие отношений между супругами. С одной стороны, супруги, заключившие брак, должны поддерживать внутрисемейные коммуникативные отношения. С другой стороны, они должны создать семью. Семья является молодой, прожившая в браке 18 лет и, не достигшая 30. Цель семьи - создание семейного контакта между супругами, родителями, а также и детьми. При заключении брака важно знать, из какой семьи молодой человек берет жену, или в какую семью родители отдают своих детей. К тому же и сами молодые люди должны хорошо знать друг друга до брака. Однако стоит определить схождения и расхождения понятий «брак» и « семья».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.