Глава VII. Игры четырех лиц с нулевой суммой
Структура каждой главы даёт более полное представление о содержании книги и о том, что эта книга является полноценным исследованием по экономической теории.
• Глава I
• Формулировка экономической задачи § 1. Математический метод в экономике 1.1. Вводные замечания 1.2. Трудности в применении математического метода 1.3. Необходимые ограничения целей исследования 1.4. Заключительные замечания § 2. Качественное обсуждение проблемы рационального поведения 2.1. Проблема рационального поведения 2.2. Экономика «Робинзона Крузо» и экономика общественного обмена 2.3. Число переменных и число участников 2.4. Случай многих участников. Свободная конкуренция 2.5. Лозаннская школа § 3. Понятие полезности 3.1. Предпочтения и полезности 3.2. Принципы измерения. Предварительные рассмотрения 3.3. Вероятность и численные полезности 3.4. Принципы измерения. Подробное рассмотрение 3.5. Принципиальная структура аксиоматического рассмотрения численных полезностей 3.6. Аксиомы и их интерпретация 3.7. Общие замечания об аксиомах 3.8. Роль понятия маргинальной полезности § 4. Структура теории. Решения и нормы поведения 4.1. Простейшее понятие решения для одного участника 4.2. Обобщение на всех участников 4.3. Решение как множество дележей 4.4. Нетранзитивное понятие «превосходства», или «доминирования» 4.5. Точное определение решения 4.6. Интерпретация нашего определения в терминах «норм поведения» 4.7. Игры и общественные организации 4.8. Заключительные замечания
Ситуации выбора называются играми.
Типичная задача теории игр – по описанию условий игры предсказать, какие решения примут игроки и каким будет исход игры.
Решение игрока – это стратегия.
Виды игр:
1) КООПЕРАТИВНЫЕ
Ситуации, в которых возможен обмен информацией между участниками и формирование коалиций
2) НЕКООПЕРАТИВНЫЕ
Ситуации, в которых исходным пунктом в анализе является индивидуальный участник, причём обмен информацией между участниками и формирование коалиций исключены
Игра может быть представлена
1. в стратегической (матричной форме)
2. в развёрнутой форме
В качестве примера рассмотрим так называемую «дилемму заключённого», которая иллюстрирует проблему кооперации.
Двое преступников, А и Б, попались примерно в одно и то же время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый получает минимальный срок за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет). Однако полных доказательств их вины у следствия нет. Если оба молчат, их деяние квалифицируется как неоказание помощи следствию, и они приговариваются к 2 годам. Если оба свидетельствуют против друг друга, они получают по 5 лет. Каждый заключённый выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт?
• Дилемма появляется, если предположить, что оба заботятся только о минимизации собственного срока заключения.
Представим рассуждения одного из заключённых. Если партнёр молчит, то лучше его предать и получить минимальный срок. Если партнёр свидетельствует, то лучше тоже свидетельствовать против него, чтобы получить 5 лет (иначе — 10 лет). Стратегия «свидетельствовать» строго доминирует над стратегией «молчать». Аналогично другой заключённый приходит к тому же выводу.
С точки зрения группы (этих двух заключённых) лучше всего сотрудничать друг с другом, хранить молчание и получить по 2 года, так как это уменьшит суммарный срок заключения. Любое другое решение будет менее выгодным. Это очень наглядно демонстрирует, что в игре с ненулевой суммой Парето-оптимум может быть противоположным равновесию
| Признавать вину
| Не призна-
вать вину
| Признавать вину
| 5 лет; 5лет
тюрьмы
| 1год; 10лет
тюрьмы
| Не призна-
вать вину
| 10лет; 1 год
тюрьмы
| 2года; 2года
тюрьмы
|
«Полезность» различных сроков осуждения обратно пропорциональна их величине:
1 год тюрьмы – 3 единицы полезности
2 года тюрьмы – 2 единицы полезности
5 лет тюрьмы – 1 единица полезности
10 тюрьмы – 0 единиц полезности
Первый
Подоз-рева-
мый
|
| Признавать вину
| Не призна-
вать вину
| Признавать вину
| 1; 1
| 3; 0
| Не призна-
вать вину
| 0; 3
| 2; 2
| Главные отличительные черты теории игр как метода исследований:
1. Занимается анализом ситуаций, в которых поведение индивидов взаимообусловлено: решение каждого из них оказывает влияние на результат взаимодействия, и, следовательно, на решения остальных индивидов.
2. Теория игр не требует полной рациональности индивидов.
3. Не предполагает существования единственной точки равновесия и совпадения её с Парето-оптимальностью во всех взаимодействиях.
Главный аргумент в пользу того, чтобы строить модели институтов с помощью теории игр, заключается в способности теории игр описывать ситуации, характеризующиеся взаимозависимостью действий индивидов, рассматривать проблемы координации и согласовывать действия. Именно институты призваны решать эти проблемы.
Функции институтов в контексте теории игр.
• Создание предпосылок (структурных, когнитивных, организационных) для фиксации одного из исходов игры в качестве равновесного.
• Особенно эта задача актуальна, если равновесие по Нэшу отсутствует или оно не единственно
Типы равновесий:
1. Равновесие доминирующих стратегий
2. Равновесие по Нэшу
3. Равновесие по Штакельбергу
4. Равновесие по Парето
1. Равновесие доминирующих стратегий
• Доминирующая стратегия – план действий, который обеспечивает участнику максимальную полезность вне зависимости от действий другого участника.
• Равновесие доминирующих стратегий – пересечение доминирующих стратегий обоих участников, план действий, который обеспечивает максимальный выигрыш обоим участникам.
• Равновесие доминирующих стратегий может отсутствовать
2. Равновесие по Нэшу
• Ситуация, в которой стратегия каждого из игроков является лучшим ответом на действия другого игрока. Иными словами, это равновесие обеспечивает максимум полезности игрока в зависимости от действий другого игрока.
• Отсутствие равновесия по Нэшу означает, что нет варианта действий, в котором индивиды могут согласовать свои действия, т.е. существует проблема совместимости интересов.
3. Равновесие по Штакельбергу
• Возникает когда существует временной лаг в принятии решений участниками игры: один из них принимает решение, уже зная, как поступил другой
• Это ситуация, когда максимизируется полезность игроков при условии, что одному игроку известно решение другого.
4. Равновесие по Парето
• Этот вид равновесия существует всегда
• Ситуация, когда нельзя улучшить положение ни одного из игроков, не ухудшая при этом положения другого
Восемь базовых моделей игр
1.Модель выбора студентами места встречи
2.Модель конфликта между супругами с доминирующей стратегией
3.Дилемма заключённых
4.Модель конфликта между супругами
5.Модель «Проблема разоружения»
6.Модель с двумя читателями
7.Модель «Коробочка и колодец»
8.Модель «Государство и инвестор»
Эти модели отличаются количеством точек равновесия по Нэшу и их совпадением или несовпадением с точками равновесия по Штакельбергу и по Парето.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|