Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ 1. Введение в институциональную экономику





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет

Имени Питирима Сорокина»

Институт менеджмента и предпринимательства

Кафедра экономической теории и корпоративного управления

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Институциональная экономика

Направление подготовки

“Экономика” 38.03.01

Профили подготовки

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр академический

Форма обучения

очно-заочная

 

Сыктывкар 2015

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет

Имени Питирима Сорокина»

Институт менеджмента и предпринимательства

Кафедра ЭТиКУ

УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

Комиссии ИМиП

«___» _____________2015г.



Протокол №____

Председатель УМК

Доцент

__________А.Н. Куликова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Институциональная экономика

Направление подготовки

“Экономика” 38.03.01

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр академический

Форма обучения

Очно-заочная

 

Блок дисциплин Б1. Базовая часть

Семестр_- 1

Очно-заочная форма обучения

Лекции - 10 часов

Практические занятия - 10 часов

Самостоятельная работа - 88 часов

Контроль -9

Промежуточный контроль – зачёт – 36 часов, 1 зачетная единица.

 

Сыктывкар 2015

 

Лист согласования и утверждения рабочей программы

 

Рабочая программа составлена и утверждена на основании ОПП ВПО по направлению подготовки 38.03.01 “Экономика” (квалификация – бакалавр)

 

Составитель рабочей программы:

Доцент. _______________В.В. Товмасян

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ЭТиКУ.

Протокол заседания №__________ от “____” октября 2015 г.

 

 

Заведующий кафедрой ЭТиКУ:

д.э.н., профессор _____________ А.П. Шихвердиев



 

 

Согласовано:

Председатель УМК Института менеджмента и предпринимательства

__________________________/ Куликова А.Н. /

 

 

2. Аннотация дисциплины

 

 

Институциональная экономика, с одной стороны, продолжает и развивает основные разделы неоклассической экономической теории, поэтому только обязательное освоение этой науки позволяет сформировать у студентов современное экономическое мышление. С другой стороны, в значительной части институциональная экономика является результатом междисциплинарных исследований, и в этом смысле представляет собой альтернативный основному течению подход, что расширяет возможности исследования реальных, а не абстрактных явлений и процессов в управлении и экономике.

Целью курса является ознакомление студентов с основными концепциями и состоянием исследований в области институциональной экономики, формирование навыков институционального анализа.

Задачи: выработка у них умений и навыков выявлять и анализировать институциональные проблемы, предлагать варианты их решений, ознакомить студентов с основными направлениями институциональных преобразований в России, показать их взаимосвязь и значимость для повышения эффективности функционирования экономики, ознакомить с проблемами и задачами дальнейшей теоретической разработки институционализма.

Результатом изучения дисциплины является формирование компетенций: способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3 ).

В результате изучения институциональной экономики студент должен:



Знать:общие методологические и инструментальные предпосылки институциональной экономики, основные понятия институциональной экономики (норма, институт, трансакция, оппортунистическое поведение, моральный риск, контракт, неблагоприятный отбор, внешние эффекты, и т.д.), основные теории институционализма: теорию прав собственности, теорию трансакционных издержек, теорию игр, теорию фирмы, теорию государства, теорию общественного выбора, теорию соглашений, теорию контрактов, теории институциональных изменений.

Уметь: используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные об институциональных единицах, проанализировать их и подготовить информационный обзор и /или аналитический отчёт. Должен уметь прилагать неоинституциональный подход к исследованию собственности, контрактов, рынков и фирмы, государства, сравнивать институциональные альтернативы и делать выбор исходя из поставленных целей, включая решение социально значимых проблем, прогнозировать варианты и эффективность институциональных изменений.

Владеть:навыками анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о состоянии и динамике институциональных единиц, выявлять проблемы их взаимодействия, анализировать и интерпретировать значения трансакционных издержек, их соотношения с трансформационными издержками, объяснять динамику количественной оценки трансакционных издержек, оценивать сравнительные преимущества различных систем собственности, внешних эффектов и институциональных альтернатив, обеспечивающих интернализацию данных эффектов.

Институциональная экономика является дисциплиной базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата, имеет шифр направления подготовки 38.03.01 "Экономика".

Содержание рабочей программы

3.1. Цели освоения дисциплины

Главной целью освоения дисциплины (модуля) "Институциональная экономика" является формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций, необходимых бакалаврам, готовящихся к работе в условиях социального рыночного хозяйства, в организациях любой организационно-правовой формы, в органах государственного и муниципального управления, в предпринимательских структурах.

Объект изучения дисциплины: развитие институтов и система взаимодействий институциональных единиц.

Изучение институциональной экономики направлено на достижение следующих задач:

• развитие экономического образа мышления; потребности в углублении и расширении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

• освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России и других стран для последующего изучения управленческих дисциплин из профессионального цикла;

• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для профессиональной деятельности; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности.

Учебная цель дисциплины - овладение знаниями по институциональной экономике в объёме, позволяющем сформировать общекультурную компетенцию ОК-3, (ОК-4) и создать методологическую основу для формирования с помощью других дисциплин профессиональных компетенций.

Методическая цель – заложить основы для расширения и углубления знаний по другим общественным дисциплинам, ознакомить с методикой написания докладов, рефератов по институциональной экономике.

Воспитательная цель – способствовать развитию экономической, управленческой и правовой культуры.

Развивающая цель – ознакомить студентов с закономерностями функционирования экономики, с методами институционального анализа и принятия управленческих решений, научить самостоятельно искать, анализировать и обобщать информацию по определённой проблеме, научить правильно готовить устные выступления и письменные работы, критически осмысливать научные работы и аргументировано отстаивать свою позицию.

Назначение дисциплины – заложить теоретическую основу для изучения закономерностей функционирования экономики, включая переходные процессы; для понимания принципов принятия и реализации экономических и управленческих решений.

 

3.2. Место дисциплины в структуре программы бакалавриата

Блок 1. "Дисциплины (модули)". Институциональная экономика относится к базовой части блока 1. программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 "Экономика". Для овладения курсом необходимо иметь базовую подготовку по всем разделам экономической теории.

 

Ясное понимание того, что такое институциональная экономика, необходимо для решения проблем взаимодействия между экономическими субъектами, принятия управленческих решений, разработки форм и способов повышения конкурентоспособности и социальной ответственности бизнеса, а в более общем плане – для понимания механизма функционирования современной экономики, особенностей внешней и внутренней институциональной среды и выработки путей её развития.

Институциональная экономика логически и содержательно-методически в той или иной степени связанасо всеми базовыми дисциплинами всех трёх циклов.

Знание истории необходимо для того, чтобы отслеживать появление новых институтов, оценивать их эффективность, разрабатывать траектории дальнейшего институционального развития.

Институциональная экономика настолько тесно связана с правоведением, что даже существует такое направление институционализма как экономика права, в рамках которого более детально рассматривается взаимосвязь экономики и права.

Математика особенно необходима при использовании теории игр как важнейшего метода институциональной экономики. Без статистики невозможно выявлять изменения институциональной среды и закономерности поведения институциональных единиц.

В профессиональном цикле особенно важна институциональная экономика для таких дисциплин, как "Управление человеческими ресурсами", "Стратегический менеджмент", "Лидерство", "Деловые коммуникации", "Управление изменениями" и других, так как позволяет проводить институциональный анализ взаимодействия людей, принимать управленческие решения с учётом трансакционных издержек, выявлять необходимость изменения рамок, структурирующих поведение экономических субъектов, прогнозировать результаты изменения формальных и неформальных институтов.

3.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3 ).

Знать:основные понятия и методы старого институционализма, понятия, инструменты, модели, возможности и ограничения новой институциональной экономической теории, взаимосвязь и различия между институциональной экономикой и другими общественными науками, знать место институциональной экономики в экономической теории.

Знать: основные нормативные правовые документы, формирующие институциональную среду экономических субъектов, регулирующих их взаимодействие.

 

Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные методы экономической теории, старого и нового институционализма, других гуманитарных, социальных и экономических наук в профессиональной деятельности;

Уметь анализировать процессы и явления, происходящие на разных уровнях экономики; применять методы институционального анализа для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

 

Владетьнавыками целостного подхода к анализу проблем взаимодействия экономических агентов на разных уровнях экономики;

Владетьэкономическими методами и методами институционального анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства.

 

-

 

3.4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.

1 зачетная единица соответствует 36 часам.

3.4.2. Календарно-тематический план

Наименование разделов, тем (краткое содержание) семестр неделя Количество часов по учебному плану Формы текущего контроля по теме, разделу Формируемые компетенции
Максимальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практич. работа Семинар Лаборатор. работа
Раздел 1. Введение в институциональную экономику (институциональный анализ)                    
1. Тема 1 Институциональные рамки неоклассики. Предмет изучения институциональной экономики и ее место в современной экономической теории. Методология институциональной экономики.       (опрос); (Выполнение творческих заданий в мини-группах) (ОК-3; (ОК-4);    
Тема 2 Институты. Нормы и правила.       (Проверка творческих заданий) (ОК-3); (ОК-4);  
Тема 3. Теория игр как метод институционального анализа       (опрос); (Выполнение творческих заданий в мини-группах) (ОК-3);  
II Основные теории институционализма                    
Тема 4. Тема 4 Трансакции и трансакционные издержки.           (опрос); (Выполнение творческих заданий в мини-группах) (ОК-3);    
Тема 5 . Теория прав собственности       (Проверка творческих заданий) (ОК-3); (ОК-4)  
Тема 6. Теория контрактов       (опрос); (Выполнение творческих заданий в мини-группах) (ОК-3);  
Тема 7. Тория государства         (Проверка творческих заданий) (ОК-4);  
Тема 8 Изменение институтов во времени         (опрос); (Выполнение творческих заданий в мини-группах) (ОК-3);    
III Институциональный анализ организации и бизнеса                    
Тема 9 Теория организации. Теория фирмы       (опрос); (Выполнение творческих заданий в мини-группах) (ОК-3);  
Тема 10. Анализ организации: прикладные аспекты         (Проверка творческих заданий) (ОК-3); (ОК-4);  
Тема 11 . Историко-культуральный анализ бизнеса         (опрос); (Выполнение творческих заданий в мини-группах) (ОК-3);  
Тема 12 Институциональный анализ корпоративного управления.       (Проверка творческих заданий) (ОК-3); (ОК-4);  
13. Тема 13. Финансовые контракты и корпоративное управление       (Проверка творческих заданий) (ОК-3); (ОК-4);  
14. Тема 14. Институциональный анализ малого бизнеса       (Проверка творческих заданий) (ОК-3); (ОК-4);  
  Тесты, индивидуальные самостоятельные практические задания, экзамен           контрольная работа; экзамен   (ОК-3); (ОК-4);  
  Контроль Контрольная работа Вид итогового семестрового контроля               ; зачёт   (ОК-3); (ОК-4);  
                       
  Итого часов     - -  
  Итого зач.ед     0,28 0,28     3,37 0,25  
                       

3.4.3. Тематическая структура и содержание дисциплины "Институциональная экономика"

РАЗДЕЛ 1. Введение в институциональную экономику

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.