Сделай Сам Свою Работу на 5

СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ, ГАЗЕТАХ, ГЛАВЫ В КНИГАХ





Социальное развитие и местные Советы // Советское государство и право. 1970. № 12.

К вопросу о взаимосвязи субъектов и объектов социального управ­ления // Вопросы философии. 1974. № 7.

О содержании совершенствования аппарата государственного управления // Советское государство и право. 1975. № 2.

Некоторые методологические вопросы теории государственного управления // Вопросы философии. 1978. № 11.

Социалистическая демократия и научно-техническая революция // Конституция СССР — основа социалистической демократии. М.: Мысль, 1980.

Демократизм и эффективность советского государственного управ­ления (методологические аспекты) // Проблемы партийного и госу­дарственного строительства. М.: Мысль, 1981. № 1.

Ответственность перед обществом, ее роль в укреплении правовой основы // Укрепление правовой основы советской государственной и общественной жизни. К.: Политиздат Украины, 1984.

Совершенствование планирования экономического и социально­го развития // Политико-правовые проблемы развитого социализ­ма. М.: Мысль, 1984.

Социальное содержание государственного управления // Совре­менное государство: теория и практика (на англ. и франц. языках). М.: САПН АН СССР, 1985.



Типичное и уникальное в государственном управлении (теорети­ческие вопросы) // Советское государство и право. 1985. № 12.

Дисциплина в системе управления // Государственная дисципли­на и социалистический правопорядок. М.: Политиздат, 1985.

Управление научно-техническим прогрессом (некоторые вопросы перестройки) // Проблемы партийного и государственного строи­тельства. М.: Мысль, 1987. № 7.

Об эффективности управления общественными процессами // Коммунист Грузии. 1987. № 8.

Партийное руководство и государственное управление // КПСС и развитие советской политической системы. М.: Мысль, 1987.

Сущность организационной деятельности Советов народных де­путатов и критерии ее эффективности // Организационная работа местных Советов. Резервы повышения эффективности. М.: Совет­ская Россия,1988.

Что мешает перестройке? // Вестник АПН «Глобус». 1988. № 47.

Методы управления — экономические // Советы народных депу­татов. 1989. № 8.

Почему не экономичен наш труд? // Москва. 1989. № 11.



Демократизация управления, процесса принятия решений // Социалистическое самоуправление. К.: Политиздат Украины, 1989.

Новый договор: только ли полномочия? // Союз. Еженедельное приложение газеты «Известия». 1990, июль. № 30.

Суверенитет: чей и для чего? // Союз. Еженедельное приложение газеты «Известия». 1991, февраль. № 8.

Референдум и судьба Союза. // Правда. 1991. 16 апр.

На пепелище вырастает бурьян. // Рабочая трибуна. 1991. 4 июня.

Куда прислониться Президенту СССР? // Союз. Еженедельное приложение газеты «Известия». 1991, июль. № 27.

Коварная триада управления: депутаты, лидеры, аппарат (раз­мышления «аппаратчика») // Союз. Еженедельное приложение га­зеты «Известия». 1991, декабрь. № 52.

Политический процесс и государственная политика // Свободная мысль. 1991. № 18.

Основные положения концепции развития государственной службы в Российской Федерации. Доклад 28 апреля 1992 г. // Вестник государственной службы. 1992, июнь.

Государственная служба как сфера управления // Проблемы тео­рии и практики управления. 1992. № 4.

* Современная концепция государственного управления Россией // Государственное управление: проблемы теории, истории, практи­ки преподавания. Ростов-на-Дону, 1993.

Государственное управление: рациональность и эффективность его в период структурных перемен // Ракурс. Управление: теория, практика, поиск. Минск, 1993. № 1.

Реалии и иллюзии государственного управления // Экология че­ловека. VI Международный Соловецкий форум «Социальная рабо­та и социальное управление». Архангельск, 1994.

Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской Федерации; Государственная служба в системе государственного управления; Реформирование государственной службы: общественный смысл и некоторые направления // Государ­ственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспек­тива. М.: РАГС, 1997.



Нравственность и управление в современном российском государ­стве: Материалы первой Всероссийской конференции «Культура, нравственность и экономика». 1997.

Об идеологии российской государственности // Власть и нрав­ственность: согласие, благополучие, безопасность. М.: Славянский диалог, 1997.

О государственно-правовой природе федерализма // Проблемы и перспективы развития российского федерализма (первая Всерос­сийская научно-практическая конференция). М.: Совет Федера­ции, 1998.

Правление образуется из духа и совести народа // Государствен­ная служба (РАГС), 1998. № 1—2.

Сущность и истоки местного самоуправления // Муниципальный мир. 1998. № 2.

Интеллектуальные основания управленческой драмы России в XX веке // Правовое обеспечение предпринимательской деятель­ности в России и СНГ: Материалы научно-практической конферен­ции (16—17 декабря 1999 г.). М.: МГУК, 2000.

Модернизация государственного управления (теоретико-методо­логические основания). М.: РАГС, 2001.

О целостности государства и государственного управления (до­клад). Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2001.

Наука, власть, общество // Государственная служба (РАГС), 2001.2/12.

Синергетические аспекты государственного управления // Глоба­лизация: синергетический подход. М.: РАГС, 2002.

Современные проблемы теории государственного управления // России — управленческие знания. М.: РАГС, 2002.

 

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Автократия — неограниченное властвование одного лица по собственному усмотрению.

Авторитаризм — политический режим осуществления власти одним лицом, обосновываемый идеологией либо заслугами, особы­ми качествами правителя, его харизмой.

Авторитет — влияние суждений, мнений и поступков одних людей на других, осуществляемое на уважении к ним.

Административный проступок — противоправное деяние с негативными последствиями, нарушающее общеобязательные правила (нормы) ведения определенных государственно и общест­венно значимых дел.

Администрация — производное от латинского administratio, что в переводе означает управление, руководство, орган, структу­ра, группа людей, осуществляющих управление.

Аппарат — институт постоянного осуществления функций власти и управления. Отсюда: государственный аппарат; аппарат управления, аппарат государственного органа.

Бюрократия— форма осуществления власти (прежде всего госу­дарственной), при которой происходит подмена общей воли орга­низации (общества, граждан) волей группы лиц. Производное: бю­рократизм.

Власть — взаимосвязь между людьми, в том числе посредством публичных институтов, в процессе которой одни личности в силу разных причин — материальных, социальных, интеллектуальных, информационных, родственных и т.п. — добровольно (осо­знанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершают те или иные поступки и действия, строят свою жизнь.

Государственная власть — право и возможность государства регулировать общественные отношения, определять правила (нормы) поведения и деятельности человека и создаваемых им струк­тур.

Государственная должность — постоянное юридическое уста­новление в государственном органе, характеризующее объем, со­держание и ресурсы деятельности по реализации компетенции по­следнего.

Государственная политика — совокупность целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом.

Государственная служба — практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государ­ственной должности, определенной в конкретном государственном органе.

Государственное управление — практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную (публич­ную) и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядоче­ния, сохранения или преобразования, опирающиеся на его власт­ную силу.

Государственный орган — единичная структура власти, фор­мально созданная государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций.

Государственный служащий — гражданин, занимающий адми­нистративную государственную должность на профессиональной основе (постоянно и за плату).

Государство — публичная и легитимно (нормативно-выражен­ная) властная сила общества.

Гражданин — человек, состоящий в юридической взаимосвязи с государством, субъект прав и свобод, гарантированных Конститу­цией.

Гражданское общество — сфера свободной, творческой жизне­деятельности личности, коллективов и общностей людей.

Демократия — власть народа, иными словами, такая организа­ция и условия жизнедеятельности государства, при которых люди могут спокойно, безопасно и свободно (кстати, и по отношению друг к другу) заниматься созидательным трудом и обустройством своей частной и общественной жизни.

Дисциплина — форма общественной связи, свидетельствующая о признании и практическом соблюдении человеком согласован­ных норм, правил поведения, общения, ведения определенных (по­рученных ему) дел.

Закон — принятый в конституционно установленном порядке нормативный правовой акт по основным вопросам жизни государ­ства и общества, непосредственно выражающий общую государ­ственную волю и обладающий высшей юридической силой (после Конституции).

Законность— система юридических правил, норм, средств и га­рантий с соответствующими им государственными структурами, призванная обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов.

Законодательная власть — подсистема государственной влас­ти, основными функциями которой являются представительство интересов граждан (избирателей) и принятие законов, иных право­вых и политических актов.

Законодательство — система законов и определенных норма­тивных правовых актов.

Идеология — совокупность или система взглядов, идей, сужде­ний и представлений групп людей, отражающая их потребности, интересы, идеалы, ценности и цели жизнедеятельности. Информатизация — организационный социально-экономиче­ский и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на ос­нове формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информацион­ных технологий, в том числе с использованием средств вычисли­тельной техники и связи, реализующих информационные процес­сы.

Информационные качества — сгусток информации, заключен­ный в решении, отражающий определенную управленческую ситу­ацию, задачу, проблему и содержащий «заряд» (потенциал) управ­ляющих воздействий, призванный перевести их на новый уровень.

Информационные процессы — процессы создания, сбора, обра­ботки, накопления, хранения, поиска, распространения и потреб­ления информации.

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдель­ные массивы документов, документы и массивы документов в ин­формационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация управленческая — часть социальной информа­ции, которая выделена из ее общего массива по критериям пригод­ности к обслуживанию процессов формирования и реализации управляющих воздействий.

Исполнительная власть — подсистема государственной влас­ти, основными функциями которой являются обеспечение и веде­ние непосредственного управления общественными процессами, сознанием, поведением и деятельностью людей.

Компетенция органа государства — совокупность функций и полномочий по управлению определенными управляемыми объек­тами (процессами, отношениями, явлениями, поведением и дея­тельностью людей).

Компетентность лиц — профессиональная подготовленность людей в определенном виде деятельности.

Конституция— основной учредительный акт государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, обяза­тельный для всех граждан, государственных и общественных ор­ганов.

Конфликт социальный, управленческий — столкновение по­требностей, интересов и целей противоположных сторон, разреша­емое часто в процессе борьбы.

Критерии эффективности — признаки, грани, стороны, прояв­ления управления (управленческой системы), посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его со­ответствие потребностям и интересам общества.

Культура — совокупность сознания, поведения и институтов, сформированных исторически и определяющих способ жизнедеятельности людей.

Легитимность — правомерность, законность власти, ее реше­ний и действий, полученные вследствие доверия граждан внутри страны и вне международного сообщества.

Менеджмент — вид управления, в котором субъектом является собственник, занятый непосредственно или через наемный аппарат (менеджеров) предпринимательством и бизнесом.

Местное самоуправление — право и способность жителей посе­лений и небольших административных территорий непосредствен­но или через создаваемые ими органы вести вопросы своего место­жительства, или часть государственных полномочий, переданных им.

Методы управленческой деятельности — способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования право­вых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и свя­зях.

Муниципальное управление — часть местного самоуправления, связанная с управлением муниципальной собственностью и вводом ее в рыночные отношения.

Народ — собирательное, обобщающее (абстрактное) понятие; он состоит из множества конкретных людей, когда-то живших, если подходить к нему с историческими мерками, и ныне живущих, со­ставляющих современное поколение.

Нормативный аспект — разработка и юридическое (в актах госу­дарственных органов) закрепление (установление) норм (правил) по­ведения людей и ведения определенных общественно значимых дел.

Обращения граждан — юридическая форма реализации гражда­нами своих прав и свобод, их взаимодействия с государственными и общественными органами.

Общественное мнение — совокупность свободно выраженных суждений, взглядов, позиций и точек зрения множества людей.

Объективация — превращение субъективности государственно­го управления в реальную жизнь, в состояние управляемых объек­тов, измерение и оценка того, что же получилось в итоге, в каком объеме и качестве достигнуты поставленные цели.

Объективизация — процесс насыщения субъективности государ­ственного управления (управленческих решений) объективными требованиями и закономерностями жизнедеятельности людей, потребностями и интересами управляемых объектов.

Операция — однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели; вы­полняется одним или несколькими исполнителями.

Ответственность — отношение, обеспечивающее интересы и свободу взаимосвязанных сторон и гарантированное обществом и государством.

Организационные формы — способы согласованного коллектив­ного поиска оптимального решения какой-либо управленческой проблемы.

Организация— расположение людей в пространственной (тер­ритория, сооружения) и функциональной (социальные роли, виды работ) координатах, соединение их с орудиями и средствами труда, обеспечение их взаимодействия и взаимообмена в труде и общест­венной жизни.

Отчеты государственных органов — информация органов и их руководителей о результатах управленческой деятельности, имею­щая официальный характер.

Планирование — процесс постановки и достижения строго опре­деленных, главным образом, стратегических целей.

Политика— реализуемая сущность государства, система обще­ственных отношений, связанная с формированием и управлением государством (и его институтов). Осуществляется обществом по от­ношению к государству.

Политический режим — совокупность способов, средств и мето­дов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной власт­ной воли.

Право— нормативное (волевое) выражение глубинных потреб­ностей и интересов людей в упорядочении общественной и частной жизнедеятельности.

Правовая норма — отдельное, установленное государственными органами, правило поведения, состоящее обычно из гипотезы, дис­позиции и санкции.

Правовая система — совокупность внутренне согласованных, логически взаимосвязанных правовых актов.

Правовое регулирование — деятельность государства (уполно­моченных им органов) по изданию юридических норм (правил) по­ведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивает­ся возможностями общественного мнения и государственного аппа­рата.

Правовой акт — принятый государственными органами доку­мент (решение), содержащий правовые нормы.

Правопорядок— система стабильных правовых связей и отно­шений, существующих в государстве, обществе, между людьми, обеспечивающих их потребности, интересы и цели, способствую­щих гармонизации общественного развития.

Преступление — особо опасное деяние, подрывающее конститу­ционный строй и нарушающее права и свободы граждан.

Принцип государственного управления — закономерность, от­ношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (система он­тологических элементов), выраженная в виде определенного науч­ного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности лю­дей по управлению.

Процедура — набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии.

Процесс — последовательная смена состояний, явлений, извест­ная совокупность решений, действий, событий, приводящая к опре­деленному результату, итогу.

Публичное — относящееся к общественной жизнедеятельности людей и выражающее в ней всеобщее; ассоциируется прежде всего с государством, государственным.

Рабочее место — вид и объем деятельности по обслуживанию, вспомогательному обеспечению управленческих процессов в государ­ственном органе (содержание в порядке помещений, связь и техни­ческое обслуживание информационных систем, транспорт и т.д.).

Регулирование — процесс установления и практического испол­нения определенных правил (норм) поведения.

Решение управленческое — социальный акт, в котором в логи­ческой форме (текстуальная модель) выражены воздействия управляющих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые объекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удов­летворения соответствующих потребностей в управлении.

Система государственного управления — совокупность взаи­модействующих субъекта государственного управления (государ­ственных органов) и управляемых объектов (общественных эле­ментов и взаимосвязей), подвергаемых государственно управляю­щим воздействиям.

Социальное государство — государство, проводящее политику обеспечения благосостояния и развития всех своих граждан.

Социальный механизм формирования и реализации государ­ственного управления — совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) «схватывает» потребности, интересы и цели общества в управляю­щих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решени­ях и действиях и практически проводит их в жизнь, опираясь на государственную власть.

Стадии управленческой деятельности — этапы управленче­ской деятельности со своим особым набором форм и методов.

Стиль государственного управления — система социально эф­фективных и постоянно развивающихся способов, средств, форм и методов функционирования должностных лиц и в целом органов государственной власти и местного самоуправления.

Стратегия — способ мышления и управления, ориентирован­ный на качественное изменение состояния жизни, управляемых процессов, сравнимое с лучшими мировыми показателями.

Структура государственного органа — совокупность под­разделений, должностей государственного органа, схема распре­деления между ними функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих подразделений и долж­ностей.

Субъект государственного управления — совокупность граж­дан и государственных органов, участвующих в формировании и реализации государственно управляющих воздействий. Субъектом является государство в целом.

Субъективный фактор — совокупное сознание людей в действии, определенное «материализованное» слияние мысли­тельного и практического процессов.

Суверенитет — верховенство, независимость и самостоятель­ность государства в его внутренних делах и внешних отношениях. Судебная власть — подсистема государственной власти, основ­ными функциями которой является осуществление правосудия (разрешение конфликтов на основе законов).

Теория — форма научного знания, дающая логически системати­зированное и достоверное отображение исследуемых явлений. Вы­веряется практикой.

Управление — целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосред­ственно (в формах самоуправления), так и через специально со­зданные структуры (государство, общественные объединения, пар­тии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.).

Управленческая деятельность — набор (совокупность) вырабо­танных историческим опытом, научным познанием и талантом лю­дей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Управленческие функции государственных органов — юриди­чески выраженные управляющие воздействия государственных органов, которые они вправе и обязаны осуществлять в отношении управляемых объектов и управленческих структур. Закрепляются в их компетенции.

Управленческие цели — цели, связанные с разработкой и прак­тическим осуществлением управленческих решений и действий по реальному удовлетворению общественных потребностей и интере­сов в управлении.

Управляемые объекты — деятельность людей (общества) по воспроизводству материальных и духовных продуктов и социаль­ных условий жизнедеятельности людей. На «выходе» управляе­мых объектов возникают потребительские ценности.

Управляющее воздействие — целенаправленное, организующее и регулирующее влияние одних людей или государственных и общественных институтов на сознание, поведение и деятельность других.

Федерализм— способ распределения государственной власти, принадлежащей народу, по вертикали, в результате которого орга­ны власти структурных единиц государства обладают значитель­ной самостоятельностью на своей территории.

Федерация — государство, образованное на основе принципа — федерализма.

Формы управленческой деятельности — внешние, постоянно и типизированно фиксируемые выражения (проявления) практи­ческой активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности.

Функция государственного управления — конкретный вид управляющего воздействия государства в целом, отличающийся предметом, содержанием и способом сохранения либо преобразова­ния управляемых явлений.

Функция управления— реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последние реагируют и воспри­нимают.

Экономическая эффективность государственного управле­ния — отношение стоимости объемов предоставленных услуг к сто­имости привлеченных для этого ресурсов.

Эффект— польза, приносимая людьми (обществу) разницей между затратами и результатами, и способность этой разницы удовлетворять жизненные потребности общества, людей.

Эффект социальный — совокупный и общий положительный результат, который получает общество как в процессе производ­ства того или иного продукта (услуги) или выполнения определен­ного рода работы, так и при потреблении соответствующих матери­альных, социальных и духовных ценностей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.