Сделай Сам Свою Работу на 5

ОТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ К СОЦИАЛЬНОЙ





МАМЕДОВ Н.М.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ

Допущено Министерством образования и науки в качестве учебного пособия для высших учебных заведений России

 

 

Москва: Ступени, 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ты разумом вникни поглубже, пойми,

Что значит для нас называться

людьми...

Земное с небесным в тебе сплетено;

Два мира связать, не тебе ли дано?

А. Фирдоуси

Человек с момента осознания себя непрестанно задавался вопросом: откуда он произошел и куда ведет его рок событий? Это вечный вопрос, на который пытались ответить во всех мифах и философских учениях. Ответ на него определяет не только миро­воззрение людей, но и влияет на понимание смысла человеческой деятельности.

Наука уже несколько столетий также пытается ответить на воп­рос: «Кем мы являемся?» И на этом пути получены значительные результаты. Но за пределами научного поиска до сих пор остают­ся основания, цели человеческой Деятельности! Классическая на­ука нейтральна по отношению'к человеку, она, по существу, не вскрывает ценности человеческого существования. Наука отвеча­ет на вопрос «как?» В мировоззренческих размышлениях не ме­нее важно ответить также на вопросы «зачем?» и «почему?» Со­временная наука не может, например, Ответить: зачем существует Человек? Почему возникла Вселенная? Можно, конечно, от подоб­ных вопросов отвлечься, считать их метафизическими, как это делали представители позитивистской философии. Но эти вопро­сы остаются, в них в завуалированной форме выражены неизвест­ные нам фундаментальные закономерности мироздания1.



Знания традиционной науки дают возможность создать могу­чие средства деятельности (современная техника), но не опреде­ляют, насколько разумна, обоснованна сама цель деятельности. На основе одних и тех же знаний можно создать и средство, исцеляющее человека, и оружие, способное его уничтожить Использо­вание в мирных или военных целях знании выходит за пределы традиционной науки.

Некоторые новые подходы к выходу из данной парадоксальной ситуации наметились в связи с развитием экологии. Понятие «эко­логия» используется сегодня при изучении качественно различных явлений. Говорят об экологии растений и животных, об экологии человека и общества, об экологии города и культуры. Но нетруд­но заметить, что об экологии говорят тогда, когда хотят обратить внимание на условия существования и развития чего-нибудь. Так, в круг экологических изысканий ныне входят причины и следствия исчезновения отдельных видов растений и животных, загрязнения природной среды, ухудшения качества жизни людей и т. Д. В це­лом экологические знания усиливают гуманистическую ориента­цию науки, содействуют гармонизации жизнедеятельности людей, их отношений с природой. Это достигается благодаря тому, что экологические знания не только объясняют действительность, но и выполняют существенную прогностическую и нормативную функции. Они могут в какой-то степени предсказать негативные последствия человеческой деятельности, в значительной мере пре­достеречь от необдуманного развития техники и преобразования природы. -



Для существования и развития человека нужна благоприятная природная среда. В результате длительной эволюции на поверх­ности нашей планеты установился строго определенный интервал изменений физических, химических и биологических параметров. Человеческий организм сформироэался и приобрел нынешние качества, приспосабливаясь к ним. И если, например, на поверх­ности Земли внезапно установятся отличные от существующих сейчас перепад температур, состав атмосферы, появятся другие виды бактерий, то люди не смогут выжить в этих условиях.

Тем не менее среда обитания человека не остается неизменной. Она может меняться в результате природных и военных катастроф, а также постепенно в ходе преобразующей деятельности самого человека.



Природные катастрофы неизбежны: не раз происходили и бу­дут происходить падения метеоритов, землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи и т.п. Сейчас известен ряд способов прогнозирования и ослабления воздействия некоторых природных катаклизмов на общество. Например, определены территории, наи-

более подверженные тем или иным природным катастрофам, осуществляется сейсмостойкое строительство, население опасных рай-онов оповещается о приближении ураганов, тайфунов, цунами. к Мировое сообщество пытается также уменьшить военную опас-ность, решать конфликты мирным путем, В значительной степе-ни уменьшена вероятность новой мировой войны, хотя продолжа-ют еще полыхать региональные войны. Развитие науки и техники уже сейчас может обеспечить иное, мирное поле военной деятельности, ориентируя ее на обеспечение безопасности общества от природных катастроф. Известна, например, схема предотвращения падения на Землю крупных астероидов, Их можно заблаговременно уничтожать ракетами в космическом пространстве.

Однако человечество столкнулось ныне с принципиально иной опасностью. Она заключается в неизмеримом возрастании угрозы, создаваемой производственной, «созидательной» природопре-образующей деятельностью человека. Это связано с тем фундаментальным обстоятельством, что положение самого человека в этом мире двоякое. С одной стороны, он как биологический вид является составной частью природы нашей планеты. С другой стороны, в отличие от иных живых существ человек имеет и небиоло-гические, так называемые социально-культурные потребности и механизмы развития. Он создает технику, новые искусственные вещества, строит здания, прокладывает дороги и для этого черпает из природной среды минеральные и горючие ресурсы, которые ранее ни одно живое существо не потребляло, возвращает в природу массу чуждых ей отходов.

Вследствие ускоренного развития экономики, материального производства во второй половине XX столетия наметились изме нения в естественных параметрах биосферы. В невиданных ранее масштабах стала загрязняться окружающая среда, истощаться природные ресурсы. С учетом различных прогнозов развития че ловечества сейчас, в эпоху глобализации, весьма остро стоит воп рос о том, что нас ждет - гибель от экологической катастрофы или выживание. Современное общество нуждается во всестороннем обосновании и поддержании экологической безопасности. А это, прежде всего, предполагает формирование нового мировоззрения, нового отношения к природе, новой материальной и духовной культуры на основе соответствующих знаний; Необходимо опре делить и реализовать такую стратегию социально-экономическо го и экологического развития, которая гарантировала бы выживанне человечества. Обширный круг вопросов, связанных с поста-новкой и решением данной проблемы, отражается сейчас в той или иной степени на предмете самых различных наук и определяет необходимость формирования и интенсивного развития новой области знаний - социальной экологии.

Возникновение социальной экологии обусловлено как практи­ческой необходимостью, так и внутренней логикой научного по­знания, ориентирующейся на переход от фрагментарного отобра­жения действительности к всестороннему, целостному отображе­нию.Понятие «социальная экология» было предложен"о представи­телями чикагской социологической школы в 20-е годы прошлого столетия в качестве названия направления в социологии, изучаю­щего влияние урбанизированной среды на поведение отдельного человека и социальных групп. Однако данное понятие, начиная с 60-х годов XX столетия, используется в совершенно другом смыс­ле, как название комплексного научного направления, которое должно выявить предпосылки и условия гармонизации взаимодей­ствия общества и природы на локальном, региональном и глобаль­ном уровнях. В эпоху глобализации социальная экология стано­вится методологической основой согласования различных облас­тей человеческой деятельности с возможностями природы.

Социально-экологические знания приобретают особый смысл и значение в связи с необходимостью решения проблем перехода современного общества к устойчивому развитию.

В 1992 г. Организация Объединенных Наций (ООН) в Рио-де-Жанейро провела конференцию по окружающей среде и развитию, в которой представители 179 государств приняли «Повестку дня на XXI век». На конференции был сделан вывод о необходимости перехода человечества на путь так называемого устойчивого (под­держиваемого) развития. В самом широком смысле стратегия устойчивою развития направлена на достижение социальной гар­монии и гармонии между обществом и природой.

«Повестка дня на XXI век» была подтверждена и конкретизи­рована в 2002 г. на саммите ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Было принято обращение к правительствам всех стран с призывом в предстоящее десятилетие обеспечить всесто­роннее просвещение населения по вопросам устойчивого разви­тия и сохранения окружающей среды и предпринимать в национальных масштабах необходимые практические действия в это, можно сказать, что основой понимания проблем устойчивого развития является экологическое образование. Экологические знания не только объясняют характер взаимодействия различных живых организмов, человека и общества с природной средой, но и определяют допустимые границы преобразовательной деятельности человека. Владея экологическим знанием, человек начинает понимать значение многих, раньше казавшихся второстепенными, связей и отношений в природе. Как в свое время открытие Коперника изменило представление людей о порядке мироздания, так и знание экологических закономерностей меняет представление о системе жизни на Земле. Приходит понимание того, что этот у порядок не случаен, он необходим для существования и развития человека, для продолжения человеческого рода. И люди обязаны считаться с ним в своей деятельности, не привносить в него нарушений, И по готовности к таким изменениям можно судить о человеческих качествах, о характере культуры эпохи. В этом случае можно считать, что «человек разумный» становится «Человеком мудрым».

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие основывается на на опыте преподавания данного курса в Московском го-сударственном педагогическом университете и Российской Академии государственной службы при Президенте РФ. Некоторые , обсуждаемые вопросы, например основания экологии, целесообразность выделения общеэкологических понятий, содержание экологической

проблемы и некоторые другие, являются дискуссионными.

Здесь они освещены преимущественно на основе работ автора. Всё замечания и пожелания в этой связи будут с признательностью

приняты.

 

Лекция 1 ГОРИЗОНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ:

ОТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ К СОЦИАЛЬНОЙ

Не то. что мните вы, Природа:

"Не слепок, не бездушный лик.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.