Налоговая система и налоговая политика РФ на современном этапе развития
Основу любой налоговой системы составляют налоги, сборы, пошлины и иные налоговые платежи, взимаемые в установленном законодательством порядке.
В различных странах налоговые системы отличаются друг от друга по видам налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, базе, льготам, фискальным функциям различных уровней власти.
Налоговая система представляет собой совокупность действующих в настоящее время в определенном государстве условий налогообложения.
Налоговые системы характеризуются существенными условиями налогообложения. Ими являются:
1) принципы налоговой политики и налогообложения;
2) система и принципы налогового законодательства;
3) порядок установления и ввода в действие налогов;
4) порядок распределения налогов по бюджетам;
5) система налогов, т.е. виды налогов и общие элементы налогов;
6) права и ответственность участников налоговых правоотношений;
7) порядок и условия налогового производства;
8) форма и методы налогового контроля;
9) система налоговых органов.
Налоговая система представляет собой форму проявления налоговых отношений, является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики.
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Значение и структура этой системы определяются социально-экономическим строением общества и государства.
В современных условиях налоговая система выполняет фискальные задачи, т.е. обеспечивает государство финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, а также служит важным инструментом экономической политики государства. Построение налоговой системы определяется уровнем экономического развития страны, государственной политикой, проводимой на различных этапах.
По своей структуре современная налоговая система РФ:
· базируется на правовой основе, т.е. все налоги, сборы вводятся и отменяются только органами власти;
· построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов;
· устанавливает четкие сроки налогов;
Налоговая система строится на единых принципах, которые регулируют налогообложение на всей территории страны. К ним относятся:
· однократность налогообложения;
· строгий порядок введения, установления и прекращения действия налогов и сборов, их ставок и льгот;
· точная классификация налогов, взимаемых на территории РФ;
· четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня.
Налоговую систему целесообразно рассматривать в разрезе федеральных (ст.13 НК РФ), региональных(ст.14 НК РФ) и местных(ст.15 НК РФ) налогов и сборов.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ.
Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах, а также нормативными правовыми актами представительных органов самоуправления. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой – не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Основными направлениями реформирования налоговой системы являются:
- построение единой стабильной налоговой системы;
- сокращение числа налогов;
- консолидация в федеральный бюджет внебюджетных фондов с сохранением их целевого характера;
- формирование понятийного аппарата, необходимого в налоговых отношениях;
- придание налоговой системе простоты, понятности и справедливости;
- отмена оборотных налогов;
- снижение налогового бремени;
- повышение уровня собираемости налогов;
- развитие налогового федерализма;
- сокращение числа льгот;
- установление процедурных и процессуальных норм;
- пересмотр состава налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, существенное снижение штрафов;
- перенос центра тяжести в налоговых отношениях с юридических на физических лиц;
- отказ от взимания тех налогов, уплату которых сложно контролировать;
- изменение структуры налогов;
- создание условий, при которых более выгодно платить налоги, а не экономить на их неуплате.
Одним из существенных условий налогообложения является налоговая политика.
Налоговая политика –это совокупность действий, система мер, которые осуществляет государство в сфере налогов и налогообложения. Реализуется посредством существующих в определенный временной период налогов, ставок, льгот и т.д. Налоговая политика является частью экономической политики государства.
Цели налоговой политики:
1) экономическая цель, заключающаяся в обеспечении регулирования экономической жизнедеятельности государства при помощи налогов и налогообложения. Посредством налогов решаются такие важные экономические задачи, как преобразование структуры экономики, стимулирование бизнеса, инвестиционной и инновационной активности, регулирование спроса и предложения;
2) фискальная цель, заключающаяся в формировании посредством налогов и сборов бюджетов различных уровней;
3) социальная цель, заключающаяся в выравнивании доходов граждан различных категорий, обеспечении социальной защиты нуждающихся;
4) контрольная цель, заключающаяся в проведении налоговых проверок для принятия органами государственной власти решений в сфере экономики и социальной политики.
Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:
первый тип – высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При этом пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней;
второй тип – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, т.к. обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на субъекта предпринимательства существенно смягчает, но социальные программы значительно урезаны, т.к. бюджетные доходы сокращаются;
третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества социальных гарантий и программ.
Проводимая сейчас в России налоговая политика характеризуется следующими чертами:
- выраженной регрессивностью налогового обложения;
- неравновесным возложением основного налогового бремени на производственные отрасли;
- тенденцией к расширению доли прямых налогов;
- исключением из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов.
Только в России существует тенденция предоставлять более льготные налоговые режимы для так называемых «мобильных» видов деятельности (финансовых операций, посреднических услуг, сделок с ценными бумагами и т.д.), которые легко могут быть перенесены за пределы территории страны, чем для видов деятельности и доходов, жестко привязанных к ее территории (производственная деятельность, добыча природных ископаемых, транспортные услуги и т.п.).
Обеспечение налогового равенства для налогоплательщиков – одна из важных проблем системного характера, которую предстоит решить при проведении налоговой реформы. Создание единого механизма льготирования, положенного в основу построения единой налоговой системы страны, – непременное условие целенаправленного влияния налоговых отношений на экономические процессы.
Налоговая реформа в России в целом ориентирована, прежде всего, на фискальную функцию налогов и соответственно – на инфляционные косвенные налоги. Российская налоговая система с момента ее образования в 1992 г. базируется в основном на косвенном налогообложении. Традиция косвенного налогообложения обусловлена рядом причин, важнейшей из которых являлось стремление реализовать, в условиях экономического спада, фискальную функцию налогов.
Все это говорит об антистимулирующем характере российских налогов: широкое распространение льгот и отсрочек ведет к тому, что выгоднее бороться за получение данных льгот и отсрочек, а не за увеличение сбыта товаров и развитие производства.
С другой стороны, доходы, которые государство получает при такой налоговой реформе в виде инфляционной ценовой надбавки, недостаточны для удовлетворения потребностей бюджета. Это обусловлено типом налогообложения, который снижает жизненный уровень потребителей конечной продукции, а, следовательно, повышает социальную нагрузку на бюджет. При такой политике снижение налогового бремени на производителей (весьма условное) и перенос его на потребителей (в виде ценовых надбавок) не дают положительного экономического эффекта. Объективно сокращаются внутренний потребительский спрос, а, следовательно, и возможности для роста объемов производства, работающего на внутренний рынок.
Реформа налоговой системы, направленная на оптимизацию и повышение эффективности налогообложения, должна обеспечить рационализацию структуры налоговой системы, которая не искажала бы побудительных мотивов деятельности предпринимателей. Ориентация налоговой системы на косвенное налогообложение эту задачу не решает.
Прямые налоги, взимаемые как доля налоговой базы (прибыль, доход), в меньшей степени, чем косвенные, способны к переложению. Прямое налогообложение непосредственно определяет как размеры изъятий, так и объем ресурсов, остающихся в распоряжении налогоплательщиков, в связи с чем, именно прямые подоходные налоги обладают наибольшим регулирующим воздействием. Активизация регулирующей функции налогов в аспекте стимулирования производства является одной из приоритетных задач экономической политики государства в ближайшие годы.
В последние годы был предпринят ряд мер, направленных на определенное снижение налоговой нагрузки на экономику. Прежде всего, введение плоской шкалы подоходного налога, регрессивной шкалы социальных отчислений, снижение налога на прибыль юридических лиц, ставки НДС, сокращение числа налогов и другое.
Таким образом, на сегодняшний день, главное достижение налоговой реформы – это все большая централизация в федеральном бюджете доходных источников субъектов Федерации для их последующего перераспределения из центра. В целом налоговая реформа не привела к оптимизации структуры налоговой системы, несмотря на некоторое упорядочение и определенные успехи, достигнутые в налоговом администрировании. Реально налоговые нововведения лишь сократили доходный потенциал бюджетной системы, усилив при этом дестимулирующее воздействие косвенных налогов на экономику.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|