Сущность налогов, их функции и принципы налогообложения
Т.В. Синицына
Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией
экономического факультета 20 ноября 2009 г., протокол № 5
Ланцева Т.Г.
Л 22 Налоги и налогообложение [текст]: курс лекций / Т.Г. Ланцева.- Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУВПО «РГТЭУ», 2009.-74 с.
Автор Т.Г. Ланцева, к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита
Курс лекций включает в себя материалы для подготовки к сдаче междисциплинарного экзамена в рамках итоговой государственной аттестации выпускников специальности 080105 «Финансы и кредит» специализаций «Страхование», «Банковское дело».
УДК 336
ББК 65.261
© Кемеровский институт (филиал)
ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2009
© Ланцева Т.Г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение............................................................................................................................... 4
1. Сущность налогов, их функции и принципы налогообложения...................... 5
2. Налоговая система и налоговая политика РФ на современном этапе развития 7
3.Доходы страховых организации для целей налогообложения прибыли: их классификация, состав, методы определения (признания)........................................................................................................................ 11
4. Расходы страховых организации для целей налогообложения прибыли: их классификация, состав и методы определения (признания)........................................................................................................................ 15
5. Налог на прибыль страховых организаций: объект налогообложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты……
6. Доходы банков для целей налогообложения прибыли: их классификация, состав и особенности определения
7. Расходы банков для целей налогообложения прибыли: их классификация, состав и особенности определения
8. Налог на прибыль банков: объект налогообложения, налоговая база, порядок исчисления и уплаты
9. Налог на имущество организаций (страховых организаций), порядок его определения и уплаты 29
10. Налог на добавленную стоимость, порядок его определения и уплаты.. 31
11. Единый социальный налог, порядок его определения и уплаты.....................
12. Налог на доходы физических лиц: особенности определения налоговой базы по договорам страхования, ставка налога, порядок определения и уплаты................................................................................... 45
13. Госпошлина, порядок ее исчисления и уплаты............................................... 48
14. Налогообложение операций с ценными бумагами......................................... 55
Список рекомендуемой литературы.......................................................................... 63
Вопросы к экзамену........................................................................................................ 64
Введение
Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности «Финансы и кредит» призван обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе освоения учебного плана специальности в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми по каждой основной профессиональной образовательной программе.
К итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.
Итоговый междисциплинарный экзамен является составной частью государственной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов по специальности.
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080150 «Финансы и кредит» наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывает также требования к дипломированному специалисту, предусмотренные государственным образовательным стандартом и необходимые для получения квалификации.
В программу включены разделы основных специальных дисциплин, которые отражают основные направления подготовки высокопрофессиональных специалистов в области финансов и кредита.
Сущность налогов, их функции и принципы налогообложения
Согласно ст.8 Налогового кодекса РФ «Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».
Государство без налогов существовать не может, так как налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов
Налоги имеют материальную основу, то есть представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. Эта часть национального дохода образует финансовые ресурсы государства, которые используются для социально- экономических, военно-политических и других мероприятий.
Таким образом, налоги как экономическая категория выражают денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей.
Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:
а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица. Обязательность уплаты налога является следствием необходимости государства и общества в централизации финансовых ресурсов. Взимание налогов представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли. Признак обязательности налога напрямую закреплен в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
б) индивидуальная безвозмездность платежа;
в) денежная форма налога;
г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта. Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Переход прав на предмет налогового платежа от частного субъекта к публичному традиционно рассматривается в качестве признака налога. Уплачивая налог, плательщик тем самым отказывается от своего права собственности на объект налогового платежа в пользу публичного субъекта, и в этот момент происходит смена собственника.
д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, - участие в перераспределении национального дохода. Вместе с тем налоги имеют и свои отличительные черты, которые выделяют их среди прочих финансовых категорий, и эти отличительные черты являются функциями налогов. Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.
В настоящее время налоги выполняют следующие функции:
· фискальная функция. Является основной, характерной для всех государств, так как с ее помощью создаются государственные денежные фонды. Фискальная функция налогов - основная, изначально характерная для любых налоговых систем. Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций. В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. С ростом экономического развития общества возрастает и значение фискальной функции. Государство нуждается все в большем и большем количестве финансовых ресурсов для того, чтобы покрыть растущие расходы на экономические и социальные мероприятия. Рост расходов заставляет государство мобилизовывать все большие объемы денежных ресурсов, и эта мобилизация наиболее эффективно производится с помощью налогов. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.
· регулирующая функция. Означает, что налоги как активный участник распределительных процессов оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Суть этой функции заключается в том, что налоги как эффективный инструмент перераспределительных процессов оказывают огромное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества. Внутри регулирующей функции можно выделить стимулирующую, дестимулирующую подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения.
Стимулирующая подфункция заключается в том, что государство посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая подфункция реализуется через систему различных льгот или иных преференций, предусмотренных для определенной категории налогоплательщиков. В отдельных главах части второй Налогового кодекса РФ дан перечень налоговых льгот, которые используются в российской налоговой системе для реализации стимулирующей функции налогов. Льготы могут предоставляться путем изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т.п. Таким образом, государство обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.
В противовес стимулирующей подфункции налоги имеют еще и дестимулирующую подфункцию. Эта подфункция проявляется в том, что государство, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжелое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков.
· распределительная функция. Означает, что налоги являются одним из главных рычагов первичного распределения и перераспределения национального дохода;
· контрольная функция. Означает, что с помощью налогов осуществляется контроль за ведением хозяйственно – финансовой деятельности, соблюдением финансовой и налоговой дисциплины, целевым расходованием средств и т. д.
Учет всех функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.
Науке с древних времен известны идеальные принципы налогообложения. Философия постигает саму природу категории «налог», ее глубинное родовое начало. Именно с философских позиций следует рассматривать принципы налогообложения: справедливость, равномерность, удобство, дешевизна.
Они были сформулированы еще в XVI в., через 200 лет их конкретизировал А..Смит (1723-1790), а еще через столетие с лишним они были дополнены А. Вагнером (1835-1917). Принципы, впервые названные задолго до А..Смита, служили философским ориентиром движения налогообложения к идеальному варианту. Именно указанные принципы определяют внутренний потенциал экономической категории «налог».
А.Вагнер в разработке принципов построения системы налогообложения руководствовался как классическими установками, так и финансово-хозяйственными соображениями о рациональности налоговой системы. Он сформулировал девять основных правил, которые объединил в четыре группы.
Первая группа — это финансовые принципы организации налогообложения, предопределенные теорией коллективных потребностей: достаточности и эластичности обложения.
Вторая группа — народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника обложения или решение вопросов:
а) должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целом;
б) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и с условиями их переложения.
Третья группа — этические принципы, или принципы справедливости: всеобщность обложения и равномерность.
Четвертая группа — административно-технические, или принципы налогового управления: определенность обложения, удобство уплаты налога и максимальное уменьшение издержек взимания.
Национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Одни из них определяют фундамент налоговых отношений вне зависимости от пространства и времени. Другие определяют условия построения и функционирования в конкретной стране и в конкретных исторических условиях. В связи с этим весь комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы.
1. Классические, или общенациональные, принципы. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на их основе использования, то ее можно считать оптимальной.
2. Организационно-экономические (правовые), или внутринациональные, принципы. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.
Каждая новая реформа национальных систем налогообложения приближает их к состоянию, наиболее полно отвечающему вышеназванным принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две сферы.
1. Всеобщие, или фундаментальные, принципы, которые так или иначе используются в податных системах стран мирового сообщества.
2. Функциональные, или экономические организационно-правовые, принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством.
Классические принципы налогообложения:
1. Экономико-функциональные принципы:
¨ Стабильность, устойчивость, запрет обратной силы налоговых законов;
¨ Стремление к универсальному налогообложению;
¨ Включение налоговых форм перераспределения доходов;
¨ Однократность взимания налогов;
¨ Нейтральность, прозрачность, дискретность налогообложения;
¨ Равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налогового права;
¨ Стремление к достижению относительного равновесия между налоговыми функциями;
¨ Эластичность налоговой техники и предупредительность налогового производства;
¨ Стремление к обеспечению относительного равновесия экономических интересов;
¨ Недопущение репрессивного характера действий налоговых администраций.
2. Организационно-правовые принципы:
¨ Принцип децентрализации;
¨ Принцип единства.
Перечень рекомендуемой литературы [4, 5,7, 9 , 11, 12]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|