Теоретические основы совершенствования деятельности предприятия с учетом факторов и условий финансовой устойчивости
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….....5
1. Теоретические основы совершенствования деятельности предприятия с учетом факторов и условий финансовой устойчивости…………………………………………….7
1.1. Понятие, содержание, задачи и принципы анализа показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………7
1.2. Методики и показатели анализа показателей эффективности финансово - хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………...9
1.3. Анализ имущественного положения и структуры капитала предприятия…………….12
1.4. Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………………………...14
1.5. Анализ производственной деятельности предприятия………………………………17
1.6. Анализ кадрового потенциала предприятия……………………………………………20
1.7. Анализ финансового состояния предприятия…………………………………………...22
1.8. Комплексный анализ бизнес - среды предприятия………………………………….27
2. Анализ показателей финансовой деятельности ТД «Энергомаш»…………………..32
2.1. Характеристика деятельности Торгового Дома «Энергомаш»……………………….32
2.2. Анализ показателей эффективности финансово – хозяйственной деятельности ТД «Энергомаш»……………………………………………………………………………………34
2.3. Анализ финансовой устойчивости ТД «Энергомаш»………………………………...50
3. Совершенствование деятельности ТД «Энергомаш» с учетом повышения финансовой устойчивости…………………………………………………………………….54
Заключение……………………………………………………………………………………..59
Список используемой литературы…………………………………………………………..62
Приложения…………………………………………………………………………………….64
Введение
Одним из существенных элементов анализа субъекта является анализ показателей финансовой устойчивости деятельности предприятия. В научной литературе известны различные подходы к определению понятия анализа финансовой устойчивости деятельности предприятия.
Четкого и ясного представления о структуре анализа показателей финансовой устойчивости деятельности предприятия пока не дано. Это, на наш взгляд, обусловлено тем, что исследования по данной теме осуществляются в рамках сложившихся направлений, таких как финансовый менеджмент, управление персоналом, логистика, бизнес-планирование и т. д. В результате накоплен богатый инструментарий анализа возможностей предприятия в различных сферах деятельности, но вместе с тем ощущается недостаток полноты охвата и систематизированного подхода в представлении структуры его коммерческой деятельности.
Для формализованного анализа и прогнозирования коммерческой деятельности предприятия можно основываться на бухгалтерской отчетности, представляющей собой некоторую модель коммерческой организации. Анализ коммерческой деятельности может производиться по двум направлениям: имущественное и финансовое положение. Имущественное положение характеризуется величиной, составом и состоянием активов (прежде всего долгосрочных, которыми владеет и распоряжается коммерческая организация для достижения своей цели).
Финансовое положение, безусловно, также определяется достигнутыми за отчетный период финансовыми результатами, приведенными в отчете о прибылях и убытках, и, кроме того, описывается некоторыми активными и пассивными статьями баланса, а также состоянием между ними. Обе стороны анализа коммерческой деятельности предприятия взаимосвязаны - нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения, и наоборот. Так изношенность оборудования, несвоевременная его замена могут привлечь за собой срывы в выполнении программы деятельности. Основываясь на изложенной идее анализа коммерческой деятельности предприятия, можно с той или иной степенью детализации выделить направления анализа и отобрать конкретные показатели для количественного анализа деятельности предприятия. В отличие от производственной и коммерческой, финансовая деятельность предприятия не связана с товарами, производимыми предприятием или с оказанием услуг. Но это не значит, что она второстепенна, напротив, в условиях рыночных отношений отслеживание движения финансовых ресурсов, в особенности наличности, приобретает исключительно важное значение, особую актуальность. Финансовая служба обосновывает выбор эффективных форм финансирования предприятия.
В настоящее время одним из важных разделов анализа является анализ финансовой устойчивости деятельности предприятия и на его основе разработка совершенствования дальнейшей деятельности предприятия, поэтому данная тема в настоящее время очень актуальна.
Целью написания дипломной работы является анализ финансовой устойчивости деятельности торгового предприятия ТД «Энергомаш» и совершенствование деятельности предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами нашего исследования являются:
- раскрыть вопросы анализа финансовой деятельности предприятия;
- показать анализ финансово- хозяйственной деятельности ТД «Энергомаш».
Предметом исследования в данной работе являются производственные отношения, связанные с оценкой эффективности финансовой устойчивости торгового предприятия.
Объектом исследования в данной работе являетсяпредприятие ТД «Энергомаш».
Методы, применяемые в работе при анализе: аналитический, статистический и ряд других.
В работе используется финансовая отчетность предприятия ТД «Энергомаш».
Теоретическая часть работы написана на основе современной экономической литературе и справочниках.
Теоретические основы совершенствования деятельности предприятия с учетом факторов и условий финансовой устойчивости
1.1. Понятие, содержание, задачи и принципы анализа показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия
Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия представляет собой комплексное исследование действия внешних и внутренних факторов, рыночных и производственных факторов на количество и качество произведенной предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывает возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.
Проведение квалифицированного анализа работы предприятия требует знания многих наук: макро - и микро экономики, технологии, бухгалтерского учета, маркетинга, основ промышленной психологии; в основе всех аналитических процедур лежит знание аналитического анализа, статистики и эконометрики.
В современных условиях анализ невозможен без применения новейших компьютерных технологий. Основное направление анализа: от сложного комплекса - к составляющим его элементам, от результата - к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем. Схема анализа должна быть построена по принципу «от общего к частному». Смысл этого принципа совершенно очевиден; сначала дается описание наиболее общих, ключевых характеристик анализируемого объекта или явления и лишь затем приступают к анализу отдельных частностей.
Успешность анализа определяется различными факторами. С известной долей условности можно выделить несколько основных принципов, которые целесообразно иметь в виду, приступая к анализу.
Во-первых, необходимо составить достаточно четкую программу анализа коммерческой деятельности предприятия, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей, требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения. Анализ проводится на основе учетной информации, поэтому начинать его следует с отбора необходимых данных экспертизы материалов, предоставленных экспертом для анализа.
Во-вторых, при проведении аналитических процедур показатели деятельности предприятия всегда с чем-то сравнивают. Сравнения могут проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы, с одной стороны, выявить основные факторы, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров, а с другой стороны еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо, внести в нее изменения. Следует подчеркнуть, что последний аспект имеет особое значение - только путем постоянного анализа и корректировки можно наладить достаточно стройную систему планирования и поддерживать ее в актуальном состоянии.
В-третьих, завершенность и цельность любого анализа, имеющую экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (нормативы, тенденции). Отбирая показатели, необходимо формулировать логику их объединения в данную совокупность, для того чтобы была видна роль каждого из них и не создавалась впечатления, что какой-то аспект остался неохваченным или, напротив, не вписывается в рассматриваемую схему. Иными словами, совокупность показателей, которую, вполне возможно в этом случае трактовать как систему, должна иметь некий внутренний стержень, некую основу, объясняющую логику её построения.
В-четвертых, выполняя анализ, не нужно без необходимости гнаться за точностью оценок; как правило, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей.
Основная цель проведения анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: анализ результатов работы за прошедшие годы; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и ее финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности; разработка обоснованных планов и нормативов.
В процессе достижения основной цели анализа деятельности предприятия решаются следующие задачи[5, c. 126]:
¨определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период;
¨повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов;
¨объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции, работ, услуг;
¨определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
¨прогнозирование результатов хозяйствования;
¨подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.
В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, которые будут определять содержание процедур оценки деятельности предприятия. Содержательная сторона анализа деятельности предприятия включает следующие элементы (процедуры):
¨постановка и уяснение конкретных задач анализа;
¨установление причинно - следственных связей;
¨определение показателей и методов их оценки;
¨выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;
¨выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирования положительных.
1.2. Методики и показатели анализа показателей эффективности финансово - хозяйственной деятельности предприятия
Для анализа показателей эффективности финансово - хозяйственной деятельности используется система показателей (абсолютные, относительные, структурные, приростные), причем, с одной стороны, дается оценка показателей состояния финансов на предприятии, а с другой - успешного их применения. В первом случае речь идет о показателях, характеризующих состояние авансированного капитала (структура имущества, оборот капитала, формы амортизации), структуры привлекаемого капитала (структуры вложений, доля самофинансирования), ликвидность финансов. При этом используют следующие соотношения:
¨ собственных и заемных средств;
¨ привлеченных средств к общей сумме;
¨ собственных средств к общей сумме;
¨ суммы начисленного износа к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов (коэффициент высвобождения авансированных средств);
¨ неиспользованной части амортизационного фонда к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов;
¨ стоимости основных средств и нематериальных активов к стоимости общего имущества;
¨ стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств к стоимости всего имущества.
Во втором случае для анализа результативности финансовой деятельности используют показатели структуры прибыли и затрат, рентабельности капитала, Оценка эффективности производственной деятельности основывается на анализе отчета о прибылях и убытках. С этой целью производится так называемый вертикальный анализ данного отчета, смысл которого состоит в вычислении процентного соотношения между статьями затрат и валовой выручки после осуществления всех выплат с выручки (налом с продаж, скидки и так далее). Различные варианты соотношений затрат и валового дохода позволяют судить о степени эффективности производственной деятельности в разных условиях ее ведения. Для характеристики и оценки результативности текущей производительной деятельности применяется ряд показателей.
Важнейшими из них являются: объем товарной продукции, уровень издержек производства, качество продукции, производительность труда.
Объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности, ее возможности и вычисляется по формуле №1:
Qt=Pn*N, (1)
Где Qt - объем товарной продукции (руб.);
Р n- цены предприятия одной единицы продукции (руб./шт. кг);
N - количество единиц готовой продукции (шт., т.).
Уровень издержек производства определяется степенью использования производственной базы, уровнем прогрессивности организации производства и труда, его технической оснащенности. Снижение уровня издержек производства является важнейшим условием повышения конкурентоспособности продукции и получение большей прибыли.
При оценке уровня издержек производства необходимо иметь в виду, что измерить данный показатель довольно сложно. Это связано, прежде всего, с тем, что в область его измерения входят расходы на сырье и материалы, топливо, рабочую силу, амортизацию и многое другое, которое определяется по-разному. Важным показателем, эффективности работы производственных служб является количество выпускаемой продукции. Ведь рост качества продукции - одно из условий повышения цены изделия, что ведет к увеличению дохода, и повышения его конкурентоспособности. Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения.
Важнейшим показателем, характеризующим уровень результативности производственной деятельности, является производительность труда, увеличение которой ведет к снижению издержек производства, а главное - способствует достижению запланированного выпуска продукции при минимуме затрат на их производство.
В текущей производственной деятельности значительная роль принадлежит и большой группе технико-экономических показателей. Они характеризуют технико-экономическое и организационное состояние производства на определенный момент времени. Кроме того, важны и такие показатели, как уровень использования, степень механизации и автоматизации производства, прогрессивности технологии и организации труда, квалификации кадров. Сложность их использования состоит в определении степени влияния каждого из них и всех вместе на уровень экономического состояния предприятия в целом.
Показатели оценки результатов коммерческой деятельности. Основным показателем здесь является объем продаж, который определяется по формуле №2:
Q=P*N (2),
где Q — объем продаж (руб.);
Р - рыночная цена за единицу товара (руб./шт.);
N- количество единиц готовой продукции (шт./т.).
Проблема измерения данного показателя состоит в том, что он подвержен сильному влиянию инфляционных процессов, поэтому очень важно сделать правильный выбор периода, за который он подсчитывается (неделя, месяц, квартал, год). При выборе длительного периода его рассчитывают, как правило, в неизменных ценах, а для нужд бухгалтерского учета и текущего планирования в текущих. Однако показатель результативности применяется не только для оценки результативности. В США, например, по нему судят степени значимости компании на рынке данного товара. С этой целью там ежегодно публикуется информация об объемах продаж у 1000 крупнейших компаний.
В оптовой и розничной торговле в соответствии с указанным показателем осуществляется стимулирование труда. Уровень организации работы коммерческих служб характеризуют также и другие важные показатели:
1) Рентабельность продаж (Кпр), определяется по формуле №3:
Кпр = Мч/Q * 100 % (3),
где Мч - чистая прибыль (руб.);
Q - объем продаж (руб.).
Рентабельность продаж характеризует величину прибыли, приносимую каждым рублем, полученным от продажи продукции, а, следовательно, отражает эффективность работы коммерческих служб.
2) Коэффициент оборачиваемости активов (Коа), рассчитывается по формуле №4:
Коа = Q/Acp (4),
где Q - объем продаж (руб.);
Аср - средняя величина текущих активов.
Этот коэффициент показывает, сколько активов необходимо использовать для получения каждого рубля от продажи продукции. В оценке потенциала предприятия используется также группа дополнительных показателей, позволяющих судить об эффективности различных ее сторон. К ним относятся: доля на рынке товаров продукции, производимый предприятием; объем товаров, продаваемых в кредит; процент возврата товаров; затрата на единицу реализованных товаров; количество каналов сбыта по объему продаж и так далее.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|