Сделай Сам Свою Работу на 5

Внешнеторговая деятельность как предмет правового регулирования.





Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (ст.2 ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности).

Внешнеторговая деятельность опосредуется двоякого рода отношениями: 1) внешнеторговыми отношениями, связанными с совершением внешнеторговых сделок (предмет внешнеторгового права, являющегося суть международным коммерческим правом);2) публичными отношениями, связанными с государственным и международным регулированием и контролем внешнеторговой деятельности (предмет публичного права). Нормы, регулирующие отношения, связанные с публичной организацией внешнеторговой деятельности, являясь нормами публичного права, не составляют содержания международного коммерческого права (внешнеторгового права).

Стоит учитывать, что современные международные торговые отношения могут быть трех видов: 1. Международные (межгосударственные) торговые отношения, например, ВТО, системы Всемирного Банка); 2. Диагональные торговые связи частных лиц и государств (например, в случае заключения госконтракта); 3. Трансграничные торговые отношения (между частными лицами – внешнеэкономические сделки).



Внешнеторговая деятельность в части внешнеторговых отношений характеризуется следующими основными признаками: 1) это деятельность по осуществлению трансграничных торговых сделок. При этом для определения сделки как торговой не имеет значения критерий их выделения: субъективный — сделки совершаются между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием; объективный (содержательный) — сделки являются торговыми независимо от того, кто их совершает — предприниматели или лица, не являющиеся предпринимателями; главное – частноправовой характер сделки! 2) это деятельность, опосредуемая отношениями между лицами разной государственной принадлежности (деятельность с участием иностранцев) - трансграничных характер! Для юр лиц он определяется не только place of bгsiness, но и фактический статус иностранного партнера, его место деятельности по исполнению контракта. 3) в таких отношениях встает вопрос применимого права – колизия права.



Понятие внешнеторговой деятельности уже понятия внешнеэкономической деятельности. Последняя включает наряду с внешнеторговой (предпринимательской) деятельностью также деятельность в сфере международного общения, но не связанную с извлечением прибыли.

Если говорить о внешнеторговой сделке, то стоит учитывать, что она является наиболее узким понятием среди таких понятий как сделка международного характера (трансграничная сделка, которая является наиболее широким понятием), международная коммерческая сделка (к международным коммерческим сделкам можно отнести сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств) и внешнеторговая сделка (которые касаются исключительно торговли).

Правовое регулирование (смотри следующий вопрос), особенность в сочетании источников государственного регулирования: международные договоры и национальное право, и источников негосударственного регулирования ( lex mercatoria, soft law, обычаи международной торговли и контрактные условия).

 

2. Система правового регулирования внешней торговли: международно-правое регулирование, национально-правовое регулирование. Lex mercatoria.

Правовое регулирование внешней торговли осуществляется посредством международно-правового регулирования (многосторонние договоры, двусторонние договоры), национально-правового регулирования и негосударственного (неправового) регулирования (в частности lex mercatoria). Также мы можем провести деление на государственно-правовое регулирование (международный договор и национальные источники права) и негосударственные источники (lex mercatoria, soft law, обычаи международной торговли и контрактные условия).



1) Национальное законодательство представлено внутригосударственными актами, регулирующими комплекс правоотношений по МКК. В России к числу таких актов относится ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08 декабря 2003 г., целями которого являются обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защита экономических и политических интересов России (п. 1 ст. 1). Закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью (п. 2 ст. 1). Закон устанавливает закрытый перечень методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включающий: 1) таможенно-тарифное регулирование (путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин); 2) нетарифное регулирование (путем введения количественных ограничений и иных запретов, а также ограничений экономического характера); 3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Согласно ст. 27 Закона для защиты экономических интересов российских производителей товаров могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров. Данный вопрос регулируется отдельным ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" от 08 декабря 2003 г., который устанавливает детальные требования к применению и общие принципы применения специальных защитных мер, под которыми понимаются меры по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины, вводимые по решению Правительства РФ (Глава 2); антидемпинговых мер, под которыми понимаются меры по противодействию антидемпинговому импорту посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером, вводимые по решению Правительства РФ (Глава 3); компенсационных мер, под которыми понимаются меры по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в т.ч. предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза ин. государств) или экспортером, вводимые по решению Правительства РФ (Глава 4).

Часть 6 ГК РФ, посвященная международному частному праву. Можной найти и другие, но этого вполне достаточно.

2) Международные договоры объединяют большой массив документов как регионального (в рамках интеграционных группировок государств), так и универсального характера. К числу региональных договоров можно отнести заключенную государствами - членами Европейского Союза Римскую конвенцию 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам, которая содержит унифицированные коллизионно-правовые нормы, позволяющие выбрать соответствующую правовую систему для регулирования контрактных обязательств сторон, включая и коммерческие сделки. Также заключенные государствами - членами СНГ Ташкентское соглашение 1992 г. о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности и Киевское соглашение 1992 г. об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ, которые заложили основы правового регулирования международных торговых отношений в рамках СНГ.

Важнейшим МД универсального характера в области МКП выступает Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров, проект которой был разработан ЮНСИТРАЛ. Конвенция - результат унификации материально-правовых норм, регулирующих коммерческие сделки, причем такая унификация носит истинно универсальный характер. Подавляющее большинство норм Конвенции носит диспозитивный характер, что означает возможность отступить от их содержания по взаимному согласию сторон конкретного МКК. Конвенция разрешает ряд вопросов, имеющих принципиальное значение в сфере международного коммерческого оборота: 1) юридическое понятие договора международной купли-продажи товаров (МКК); 2) порядок заключения таких контрактов между отсутствующими сторонами; 3) форма контрактов; 4) основное содержание прав и обязанностей продавца и покупателя; 5) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.

Институт исковой давности получил самостоятельное закрепление в отдельном нормативно-правовом акте, разработанном в рамках ЮНСИТРАЛ, в Нью-Йоркской конвенции ООН 1974 г. об исковой давности в международной купле-продаже товаров., Россия подписала, но не ратифицировала, следовательно, к отношениям по МКК с участием российских ЮЛ и ФЛ применяется не специальный срок исковой давности, установленный Конвенцией в 4 года, а общий срок исковой давности, который будет определен применимым национальным правом (по российскому законодательству - 3 года). Была изменена Протоколом 1980 г., принятым одновременно с Венской конвенцией ООН 1980 г. с целью приведения ее положений в соответствие с нормами последней. В измененной версии Нью-Йоркской конвенции ООН 1974 г. участвует 18 государств.

А также Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года, Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами иностранными лицами 1965 года, Yjm.-Йоркская конвенция 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений и тд.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.