Сделай Сам Свою Работу на 5

Национальное право Lex mercatoria





применяется в силу:

       
   
 


автономии воли сторон
действия права, применимогов отсутствие соглашения о применимом праве

 

Попытки определения договора международного франчайзинга и его регулирования предприняты такими известными и авторитетными международными организациями, как Международный институт по унификации частного права (далее - УНИДРУА), Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее - ВОИС), Международная торговая палата (далее - МТП).

Так, ВОИСв 1994 году подготовлено Руководство по франчайзингу (далее - Руководство), в котором содержится определение договора франчайзинга: это соглашение, по которому одно лицо (франчайзер), разработавшее систему ведения определенного бизнеса (франчайзинговая система), позволяет другой стороне (франчайзи) использовать данную систему в соответствии с указаниями франчайзера за определенное вознаграждение. Согласно п. 19 Руководства франчайзинговая система представляет собой комплекс прав интеллектуальной собственности, включающий одну или более марок, торговых имен, промышленных дизайнов, изобретений и объектов авторского права, а также ноу-хау и торговых секретов, используемых для продажи товаров или предоставления услуг конечным пользователям.



В 1998 году УНИДРУАбыло разработано Руководство к договорам международного мастер-франчайзинга. В данном документе унифицированы отношения по мастер-франчайзингу, которые строятся на основании соглашения между франчайзером и суб-франчайзером, позволяющего последнему заключать договоры франчайзинга с суб-франчайзи. Суб-франчайзер действует как франчайзер на территории иностранного государства, где ему предоставлено указанное право.

В 2002 году УНИДРУА был разработан Модельный закон о раскрытии информации, который охватывает преддоговорные отношения по раскрытию информации франчайзером и не регулирует собственно договорные отношения по франчайзингу. Указанный Закон может применяться как к внутреннему, так и к международному франчайзингу, к различным видам договора франчайзинга (единичный договор о франчайзинге, мастер-франчайзинг, соглашение о развитии) и к новым формам, которые могут появиться в будущем.



МТПподготовила Типовой контракт о международном франчайзинге, который может применяться к договорам международного франчайзинга. Этот документ охватывает только две разновидности франчайзинга: товарный и сервисный, и не регулирует производственный франчайзинг.

Определение договора франчайзинга сформулировано в Модельных правилах европейского частного права 2009 года (далее - Модельные правила): одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) право осуществлять за вознаграждение предпринимательскую деятельность (франчайзинг) в рамках франчайзинговой сети с целью предоставления определенного продукта в интересах и от имени франчайзи, а франчайзи имеет право и обязан использовать фирменное наименование и товарный знак, иные интеллектуальные права, ноу-хау и способ организации деятельности франчайзера (ст. IV.E.-4:101). Очевидно, под понятие продукта в правилах подпадают как товары, так и услуги.

Таким образом, в настоящее время международное регулирование франчайзинга представлено средствами его негосударственного регулирования, ни одно из которых не дает полной картины относительно правового регулирования указанного вида гражданско-правового договора на международном уровне. Указанные документы lex mercatoriaявляются как бы дополняющими друг друга.

Договор международного франчайзинга является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим.

С учетом изложенного, под договором международного франчайзинга предлагается понимать соглашение, по которому франчайзер предоставляет франчайзи, имеющему основное место деятельности в иностранном государстве, за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности франчайзи комплекс исключительных прав, включающих право на товарный знак, знак обслуживания, права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в том числе право на ноу-хау, а также оказывать услуги, связанные с введением франчайзи в сферу предпринимательской деятельности франчайзера и сопровождением деятельности франчайзи в процессе ее осуществления.



Его предметом выступает передача франчайзером комплекса исключительных прав, а также оказание услуг по введению франчайзи в сферу деятельности франчайзера и сопровождению его деятельности с целью ее осуществления так, как это делает франчайзер.

 

2.Одним из важных вопросов, связанных с заключением договора международного франчайзинга, является вопрос о преддоговорном раскрытии информации о франчайзере, которое позволяет франчайзи до заключения договора сделать выбор в пользу заключения договора франчайзинга либо отказаться от его заключения.

В частности, Модельный закон УНИДРУА о раскрытии информации 2002 года (далее - Модельный закон) в целом посвящен вопросам раскрытия информации франчайзером до заключения договора с потенциальным франчайзи. В соответствии со ст. 3 Модельного закона франчайзер должен предоставить каждому потенциальному франчайзи документ о раскрытии информации, к которому должен прилагаться проект франчайзингового договора как минимум за 14 дней до наступления первого из следующих событий:

1) подписания договора о франчайзинге, за исключением договора о конфиденциальности уже предоставленной информации или информации, которая должна быть предоставлена франчайзером в будущем;

2) выплаты любых платежей франчайзеру или аффилированному лицу франчайзера в связи с приобретением франшизы, при условии, что такие платежи не подлежат возврату, за исключением обеспечительных платежей, выданных в связи с заключением договора о конфиденциальности информации.

В п. п. 1 и 2 ст. 6 Модельного закона приводится объемный перечень сведений, которые должны быть предоставлены франчайзером в рамках раскрытия информации.

Обязанность по раскрытию информации на преддоговорном этапе предусмотрена Модельными правилами. В общем виде указанное правило предусмотрено ст. IV.E.-2:101 "Обязанность по раскрытию информации на преддоговорном этапе". Указанные положения конкретизируются в ст. IV.E.-4:102 "Преддоговорная информация" Модельных правил применительно к договору франчайзинга, в соответствии с которыми франчайзер обязан предоставить франчайзи достоверную и оперативную информацию, в частности, о: a) компании и опыте франчайзера;

b) соответствующих интеллектуальных правах; c) характеристиках соответствующего ноу-хау;

d) секторе рынка и конъюнктуре;

e) особом способе ведения дел и его реализации;

f) структуре и размере франчайзинговой сети;

g) вознаграждениях, роялти или иных периодических платежах;

h) условиях контракта. Перечень предоставляемой информации не является закрытым.

В действующем законодательстве РФ правил о преддоговорном раскрытии информации нет, но предложение о введении подобных правил было выдвинуто в Проекте Федерального закона "О франчайзинге" (далее - Проект). По своему содержанию Проект представляет собой объемный перечень, состоящий из 23 пунктов, ряд которых совпадает с Модельным законом. При этом, учитывая то, что в Проекте используется термин "франчайзинг", а в п. 1 ст. 1027 ГК РФ - "коммерческая концессия", определения которых не совпадают полностью, вопрос о соотношении указанных дефиниций является открытым.

3.При подготовке к заключению договора международного франчайзинга возникают также вопросы о:

- передаче прав на товарный знак (знак обслуживания) и других исключительных прав в стране франчайзи,

- регистрации перехода прав в стране франчайзи,

- о защите передаваемых прав в стране франчайзи и другие подобные вопросы. Указанные вопросы решаются в соответствии с национальным законодательством страны, где испрашивается охрана, а также международными договорами.

В силу п. 2 ст. 1231 ГК РФ при признании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в соответствии с международным договором РФ содержание права, его действие, ограничения, порядок его осуществления и защиты определяются ГК РФ независимо от положений законодательства страны возникновения исключительного права, если таким международным договором или ГК РФ не предусмотрено иное. В данном случае основным коллизионным принципом в сфере регулирования товарных знаков выступает принцип lex loci protectionis.

Основные международные соглашения, применимые в целях охраны и защиты прав объектов интеллектуальной собственности, передаваемых, в том числе, в рамках договора коммерческой концессии:

· Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года

· Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 года

· Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 года

· Сингапурский договор по товарным знакам 2006 года.

4.Еще одним вопросом является определение существенных условий рассматриваемого договора. Помимо предмета, существенным условием договора франчайзинга является и цена. В этой связи договор международного франчайзинга должен содержать условия определения и выплаты вознаграждения франчайзеру.

5.Также вопросом, подлежащим рассмотрению в сфере международного частного права, является коллизионное регулирование договора международного франчайзинга. Например, в Регламенте (ЕС) N 593/2008 Европейского Парламента и Совета от 17.06.2008 о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам ("Рим I") предусмотрено правило о том, что в отсутствие соглашения сторон договор франчайзинга регулируется правом страны, где имеет свое обычное место жительства правообладатель (подпункт "е" п. 1 ст. 4).В ч. 3 ГК РФ в отношении договора коммерческой концессии (франчайзинга) в качестве основной используется другая привязка. Так, согласно п. 6 ст. 1211 ГК РФ в отношении договора коммерческой концессии применяется:

А)право страны, на территории которой пользователю разрешается использование комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав, либо

Б) если данное использование разрешается на территории одновременно нескольких стран, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности правообладателя.

В) нельзя исключать ситуацию, при которой правом, наиболее тесно связанным со спорной ситуацией, будет признано право другойстраны.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.