Сделай Сам Свою Работу на 5

Налог на доходы физических лиц.





Предусмотрен главой 23 НК РФ, это федеральный налог.

Налог на доходы физических лиц есть во всех государствах.

Плательщики этого налога определены в главе 23 НК РФ.

Плательщиками этого налога являются: 1) лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) и лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговый резидент – понятие дано НК РФ.

Налоговый резидент – это физическое лицо, находящееся в РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд.

Не являющиеся налоговыми резидентами – физические лица, которые находятся менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд в РФ.

Налоговый резидент уплачивает налог со всех своих доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за её пределами (статья 209 НК РФ).

Объектом налогообложения для лиц, которые являются налоговыми резидентами, является доход, как полученный на территории РФ, так и за её пределами.

Для лиц, которые не являются налоговыми резидентами – у них объектом налогообложения являются только доходы, полученные от источников в РФ.

По данному налогу налоговой базой являются все доходы налогоплательщика, полученные им и в денежной, и в натуральной форме, право распоряжения на которых у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Статья 208 НК РФ.



Это следующие доходы:

1) дивиденды и проценты, полученные этим физическим лицом;

2) доходы от использования авторских прав;

3) доходы от сдачи в аренду имущества;

4) вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей;

5) доходы в виде страховых выплат при наступлении страхового случая;

6) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ;

7) доходы, полученные от использования любых транспортных средств в связи с перевозками в РФ;

8) пенсии, пособии и стипендии – в ряде случаев;

9) и так далее, перечень можно продлять – он достаточно большой.

Налогоплательщик, получив эти доходы, должен уплатить налог.

Налоговый период.

По налогам на доходы физических лиц налоговый период составляет один (1) календарный год, то есть, это значит, что по результатам календарного года определяется окончательная налоговая база. Но и по этому налогу производится в ряде случаев (не во всех, а только в ряде случаев) авансовые платежи (например, по вознаграждения, получаемым на работе, производятся авансовые платежи).



Ставка налога. Она твёрдая и составляет в большинстве случаев 13%.

В статье 224 НК РФ предусмотрены и другие ставки. Так, например, ставка 9% в отношении дивидендов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ.

Существует в ряде случаев ставка 35%.

Этот налог считается с учётом целого ряда налоговых вычетов.

Закон предусматривает «стандартные налоговые вычеты», «профессиональные налоговые вычеты», «имущественные налоговые вычеты» и «социальные налоговые вычеты».

Статья 218 НК РФ говорит о стандартных налоговых вычетах. Если налогоплательщик исчисляет налоговую базу по налогу, то прежде, чем он должен будет уплатить, он должен произвести налоговый вычет из налоговой базы.

Скажем, стандартный налоговый вычет 3 000 рублей в каждом месяцев налогового периода вычитываются у лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь, лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.д.

Налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода. Героям СССР и РФ, участникам Великой Отечественной Войны, инвалидов детства и инвалидов 1 и 2 группы…

Налоговый вычет в размере 400 рублей ежемесячно – этот вычет распространяется на все категории налогоплательщиков, которые не входят во всех предыдущие группы. Однако этот вычет действует до месяца, в котором доход наш превысил 40 000 рублей за один календарный год.

Скажем, в январе – 20 000 рублей, и вычет есть. В феврале – также. А в марте уже нет, так как его доход за год уже 60 000 рублей.



Налоговый вычет в размере 1000 рублей на каждого ребёнка налогоплательщика, на обеспечении которых находится ребёнок и которые являются родителями или супругом родителя…

«Социальный налоговый вычет».

При определении налоговой базы по данному налогу предоставляется социальный вычет налогоплательщику в сумме доходов, которые он перечислил на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и так далее.

Этот же вычет предоставляется лицу в каждом налоговом периоде в сумме, уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению, которые ему предоставлены медицинским учреждением, в соответствии с перечнем Правительства РФ (только установленными медицинскими учреждениями).

Налоговый вычет предоставляется в размере стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом, которые налогоплательщик приобрёл за свой счёт, но только в соответствии с перечнем лекарственных средств, установленных Правительством РФ.

Сумма, которая уплачивается налогоплательщиком за своё обучение в образовательных учреждениях, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в размере фактически произведённых расходов, но не более 50 000 рублей за каждого ребёнка.

 

 

Государственная пошлина.

Под государственной пошлиной понимается установленный законом и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Государственная пошлина входит в группу платежей федераль­ного уровня.Плательщиками государственной пошлины выступают физи­ческие лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и организации в тех случаях, когда они обращаются за совершением юридически значимых действий или выдачей до­кументов.Если такое обращение поступило одновременно от нескольких лиц, то государственная пошлина уплачивается в полном размере одним из них или несколькими лицами в согласованных между ними долях. При наличии у кого-то из них льготы, освобождаю­щей от уплаты государственной пошлины, другие лица уплачива­ют ее только соответственно своей доле.

Закон содержит перечень объектов, за которые требуется упла­та государственной пошлины.

Так, государственная пошлина взимается:

с исковых заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрис­дикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

за совершение нотариальных действий нотариусами государст­венных нотариальных контор или уполномоченными на то долж­ностными лицами органов исполнительной власти и консульских учрежденийРФ;

за государственную регистрацию актов гражданского состоя­ния и другие юридически значимые действия, совершаемые орга­нами записи актов гражданского состояния;

за выдачу документов вышеуказанными судами, учреждения­ми и органами;

за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобрете­нием гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, въездом в РФ и выездом из РФ, а также за совершение других юридически значимых действий, указанных в Законе РФ «О государственной пошлине».

Размеры (ставки) государственной пошлины установлены в За­коне в размерах, зависящих от видов совершаемых действий, в форме кратности от минимальной оплаты труда либо в процентах от суммы, содержащейся в документе (от цены иска, суммы дого­вора и т.п.).*

Размеры пошлины сильно дифференцированы. При определе­нии суммы платежа по государственной пошлине, установленной в размере, кратном минимальной оплате труда, последний учиты­вается на день уплаты пошлины.

Государственная пошлина уплачивается наличными деньгами в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления тре­буемой суммы со счета плательщика через банки. При оплате на­личными деньгами банки должны выдавать квитанцию установ­ленной формы. Иностранные лица могут уплачивать государствен­ную пошлину через уполномоченных представителей в России, имеющих рублевые и валютные счета.

По уплате государственной пошлины Федеральный закон уста­навливает широкий перечень льгот, касающихся всех объектов ее взимания (например, от уплаты государственной пошлины осво­бождены истцы по искам о взыскании алиментов, о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны военной службы, ветера­ны труда, обращающиеся в суды общей юрисдикции за защитой своих прав, установленных Федеральным законом «О ветеранах», граждане — за государственную регистрацию рождения, смерти, усыновления (удочерения), установления отцовства и т.п.).

Помимо этого, органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные льго­ты для отдельных категорий плательщиков за исключением льгот по уплате пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ. Названные суды вправе, исходя из имущественного положе­ния граждан (арбитражный суд — из имущественного положения сторон), своим решением освободить (уменьшить) от уплаты госу­дарственной пошлины, отсрочить или рассрочить платеж.

Федеральный закон от 19 июля 1997 г., внесший изменения в Закон РФ «О государственной пошлине»*, установил право орга­нов местного самоуправления устанавливать по уплате государст­венной пошлины, зачисляемой в местные бюджеты, за выполне­ние нотариальных действий и выдачу документов льготы для от­дельных плательщиков.

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами зачисляется в федеральный бюджет, в остальных слу­чаях — в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

 

Акцизы.

Глава 22 Налогового Кодекса посвящена акцизам.

Характеристику любого налога мы даём по элементам налогообложения.

Сначала говорим про налогоплательщиков. Они аналогичны плательщикам НДС: организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ, которые определены Таможенным Кодексом Союзного Государства (Россия, Белоруссия, Казахстан – это новый ТК, раньше был ТК РФ).

Предмет налогообложения – это понятия характерно для акциза, так как сначала нужно дать перечень подакцизных товаров, это ведь специфичные товары неширокого потребления.

Подакцизные товары. Статья 181 НК РФ даёт их перечень:

1. Спирт этиловый (кроме спирта коньячного). Это сырьё производственного назначения. Подлежит дальнейшей переработке.

2. Спиртосодержащая продукция, с объёмной долей этилового спирта более 9% (растворы, эмульсии, суспензии), это тоже сырьё, из которого что-то изготавливают.

3. Алкогольная продукция, водка, ликёроводочная изделия, коньяки, вино и так далее – с объёмной долей этилового спирта более 1,5% (полутора процентов).

4. Пиво (любое).

5. Табачные изделия.

6. Автомобили, легковые мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150-ти лошадиных сил.

7. Автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, премагонный бензин. Это – нефтепродукты, облагаемые акцизами.

Это – всё. Перечень исчерпывающий. Очень часто изменялся в нашей стране.

Акциз – налог универсальный, есть во многих странах. И единого перечня нет. Разные подакцизные товары бывают. В Голландии подакцизными являются билеты в оперный театр – так как товар неширокого потребления.

Объект налогообложения. Статья 182 НК РФ о нём говорит.

Объектом налогообложения является реализация подакцизных товаров на территории РФ лицами, производящими эти товары.

Также, как и в НДС, объектом налогообложения будет и реализация товара на безвозмездной основе.

Объектом налогообложения является передача произведённых подакцизных товаров из давальческого сырья.

Речь идёт о том, что если по договору подряда заказчик передал нефтеперерабатывающему заводу нефть и говорит сделать из неё премагонный бензин и завод сделал и передал заказчику, то в этом случае нефтеперерабатывающий завод является плательщиком акциза.

Объектом также является продажа лицами, которые получили подакцизные товары на основании приговоров, решений судов, конфискованные товары или бесхозяйные.

Объектом обложения также является ввоз подакцизных товаров на территорию РФ.

Налоговая база. Статья 187 НК РФ.

Самый распространённый случай – при реализации подакцизных товаров. В данном случае налоговая база определяется двумя основными способами:

1 способ. Как объём реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Это случай, когда не в стоимостном, а в физическом выражении выражается налоговая база. Скажем, для алкогольной продукция – определяется в литрах и ставка налога устанавливается за один литр. В этом случае ставка налога всегда будет твёрдая.

2 случай. Налоговая база может определяться как стоимость реализованных подакцизных товаров.

Налоговая база может определяться как стоимость, но в этом случае ставка налога будет всегда процентная, и для акцизов она называется «адвалорная».

Налоговый период – один месяц.

Статья 193 НК РФ – там целая шкала ставок на разные виды товаров, они достаточно часто меняются, и запоминать их не надо. Достаточно знать, что они бывают в твёрдом выражении, и бывают – в процентном.

Натуральное выражение для вина и так далее, шампанского там – 14 рублей 70 копеек за один литр акциз.

Сигары – 30 рублей примерно за 1 штуку. Налоговая база – в штуках.

Адвалорные ставки – они комбинированные с твёрдыми. Скажем, сигареты с фильтром – 250 рублей за 1000 штук + 7% стоимости исходя из максимальной цены, но не менее 305 рублей.

 

Земельный налог.

ЗНустан-ся НК РФ и н.п.а. представ.органов муницип. образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и н.п.а. представит. органов муницип. образований. Налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие, и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ, обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ.

П. 1 ст. 388 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками ЗН являются юр. и физ. лица, владеющие зем. участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками орг-ции и физ. лица в отношении зем. участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения являются зем. участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов фед. знач-я Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен ЗН.

При применении п. 2 ст. 389 НК РФ о непризнании объектом налогообложения зем. участков следует учесть, что наиболее полный перечень категорий зем. участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, приведен в ст. 27 ЗК РФ.

Налог.база определяется как кадастровая стоимость зем. участков, признаваемых объектом налогообложения, в соответствии с Постановлением Правительства от 08.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель». При этом самого определения кадастровой стоимости в НК РФ не дает, а содержит отсылочную норму к ст. 66 Земельного кодекса РФ.

Учитывая, что кадастр.стоимость зем. участка может изменяться в течение календарного года, для целей определения налог. базы берется кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

П. 3 ст. 391 закрепляет принцип сам-го исполнения обязанности по уплате налога субъектами предпринимательской деятельности, установленный ст. 45 ч. 1 НК РФ. Организации определяют налог.базу на основании сведений гос. земельного кадастра о каждом зем. участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Индивидуальные предприниматели определяют налог.базу сам-но в отношении зем. участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений гос. земельного кадастра о каждом зем. участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налог.база для частных лиц определяется налог. органами на основании сведений, кот. представляются в налог. органы органами, осуществляющими ведение гос. земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налог.база в отношении зем. участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого налогоплательщика пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налог.база в отношении зем. участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков в равных долях.

Для ЗН налоговым периодом устанавливается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ). Отчетными периодами для организаций и физ. лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 1 ст. 55 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются н.п.а. представительных органов муницип. образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Ст. 394 НК РФ установлены предельные размеры налог.ставок, применяемые в зависимости от принадлежности зем. участка к той или иной категории земель и разрешенного использования зем. участка. НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования зем. участка. Данная норма позволяет при введении ЗН на территории муницип. образования учитывать значимость тех или иных земель, чтобы не допустить препятствия реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Порядок исчисления налога и авансовых платежей устанавливается в ст. 396 НК РФ. Под исчислением налога понимается деятельность налогоплательщика и иных лиц, направленная на определение суммы. По общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налог.периода как соответствующая налог. ставке процентная доля налог. базы. Согласно указанной статье при исчислении суммы налога принимаются во внимание налог.период, налог. база, налог. ставка и налог. льготы. В случае установления дополнительно к налог.периоду по конкретному налогу отчетных периодов, необходимо исчислять и уплачивать авансовые платежи. В конечной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет по истечении налог.периода, учитываются суммы авансовых платежей, уплаченных по итогам отчетных периодов.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физ. лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налог.базы и установленной н.п.а. представительных органов муницип. образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налог. ставки в размере, не превышающем 1/2 налог. ставки в случае установления одного авансового платежа, и 1/3 налог. ставки в случае установления двух авансовых платежей.

Если отчетный период определен как квартал, суммы авансовых платежей исчисляются по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налог.периода как 1/4 соответствующей налог. ставки процентной доли кадастр. стоимости зем. участка по состоянию на 1 января года, являющегося налог. периодом.

ЗН и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и в сроки, которые установлены н.п.а. представительных органов муницип. образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

П. 2 ст. 17 НК РФ устанавливает, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Случаи освобождения от налогообложения перечислены в ст. 395 НК РФ.

Кроме того, ст. 391 НК РФ предусматривает налоговые вычеты для целого ряда категорий налогоплательщиков.

 

Транспортный налог.

-относится к регион.налогам, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на терр-рии соответствующего региона. Вводя налог, регион.законодат. (представит.) органы определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. Кроме того, субъекты РФ могут предусматривать налог.льготы и основания для их использования.

Налогоплательщиками признаются лица, на которых зарегистрированы ТС, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др. самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные ТС.

Перечень ТС, не подлежащих налогообложению, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ (весельные лодки, промысловые морские и речные суда, ТС, находящие в розыске и др.)

Налог.база п.с. стоимостную, физ. или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Причем в отличие от объекта налогообложения налог.база не порождает обязанности налогоплательщика уплатить налог, она необходима только для расчета и уплаты в бюджет конкретных сумм налога.

Налог.база по регион. налогам, к которым относится и ТН, устанавливается НК РФ и не м.б. изменена правовыми актами представит. органов субъектов РФ (п. 2 ст. 53 НК РФ).

В отношении ТН налог.база установлена в ст. 359 НК РФ, и при этом порядок ее определения различен в зависимости от вида ТС, являющегося объектом налогообложения.

Налог.периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. В п. 3 ст. 360 НК РФ указано, что при установлении налога законодат. (представит.) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды. Пунктом 6 ст. 362 НК РФ законодат. (представит.) органам субъектов РФ дано право при установлении налога предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налог.периода.

Налог.ставки устанавливаются в твердо фиксированной сумме в зависимости от:

· мощности двигателя или валовой вместимости ТС;

· категории ТС в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя ТС, одну регистровую тонну ТС или единицу ТС.

П. 3 статьи 361 НК РФ предусмотрено право субъектов РФ устанавливать дифференцированные налог.ставки с учетом категорий и срока полезного использования ТС на конец налог. периода.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физ. лицами, исчисляется налог.органами на основании сведений, которые представляются в налог. органы органами, осуществляющими государственную регистрацию ТС на терр-рии РФ.

Сроки и порядок уплаты налога предусмотрены в ст. 363 НК РФ. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения ТС в сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Налог.льготы. В отношении льгот по ТН письмом МНС России от 6.11.2002 г. № НА-6—21/1704 «О транспортном налоге» разъяснено следующее. Закон субъекта РФ может как устанавливать налог.льготы, так и не устанавливать их. При установлении налог.льгот д.б. четко определена категория тех налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории ТС. При этом недопустимо установление индивидуальных налог.льгот.

Практически в каждом субъекте установлены льготы по ТН: чаще всего, в одной из статей закона субъекта «О транспортном налоге» иногда принимаются отдельные законы, посвященные только льготам. Также в ряде субъектов налог.льготы устанавливаются на конкретный год.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.