Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы государственного финансового контроля.





Существуют два основных методов финансового контроля: это метод проверок и метод ревизии. Их определений нет в законе, выводятся доктринальным путём.

Проверка – это такой метод контроля, когда контроль сосредотачивается на каком-то одном направлении деятельности проверяемого субъекта.

К примеру, налоговый инспектор не проверяет всё подряд (скажем, из каких средств они платят премии, сколько на ремонт потратили…), он проверяет только как они уплатили налог – уплатили ли они налог и правильно ли они его уплатили.

Таким образом, ФНС осуществляет только проверку.

Федеральное казначейство также осуществляет проверки, так как он проверяет те документы, что ему приносят на соответствие запланированным расходам.

Ревизия – это такой метод финансового контроля, когда контроль охватывает самые различные направления финансовой деятельности проверяемого субъекта, а подчас и все направления финансовой деятельности проверяемого субъекта.

Финансовая служба финансово-бюджетного надзора осуществляет ревизии.

Счётная палата осуществляет главным образом ревизии, но может и проверки по некоторым направлениям деятельности.



Говорят, что Государственная Дума осуществляет некий последующий и поверхностный контроль, на основе данный Счётной палаты и т.д.

На муниципальном уровне тоже есть органы, которые осуществляют муниципальный финансовый контроль. Здесь Финансово-казначейское управление в местных администрациях есть, которые и занимается финансовым контролем за исполнением местного бюджета. А что касается поступления налогов в местный бюджет, то за этим следит ФНС – федеральный орган.

Понятие бюджета и бюджетного устройства РФ.

Бюджет (экономическое определение, такое же даётся в статье 6 БК РФ) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для задач государства и местного самоуправления.

Бюджет в таком определении – понятие экономическое.

Юристы дают своё определение:

Бюджет – это финансовый план, утверждаемый в форме закона или правового акта.

То есть, получается это план на бумаге. Если спор идёт в суде, то этот финансовый план можно принести в суд. И основные показатели плана утверждаются с помощью закона, поэтому бюджет и план, и в каком-то смысле закон.



На бюджет смотрят ещё и в зависимости от его системы.

В каждом государстве существует понятие «бюджетная система» (в федеративных более сложная, чем в унитарных).

Бюджетная система – это совокупность бюджетов, их градация в зависимости от формы государственного устройства.

Учитывая, что по форме государственного устройства РФ – федерация, необходимо сочетание интересов федерации и её субъектов.

Бюджетная система РФ является трёхуровневой. Бюджет – совокупность бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ даёт в статье 10 в главе 3 определённые бюджетные параметры, структура бюджетной системы.

В статье 11 говорится, что бюджет принимается на один финансовый год и принимается в правовой форме (с 1 января по 31 декабря – это финансовый год).

Принимается ФЗ о бюджете, там годовой бюджет – он исполняется. А ещё есть плановые бюджеты на следующие два года, но он является лишь ориентиром.

Всякий бюджет на всяком уровне бюджетной системы принимается всегда законодательным/представительным органом власти. Утверждает бюджет РФ в лице Государственной Думы. На уровне субъектов РФ субъекты реализуют суверенитет РФ.

Консолидированный бюджет – статья 6 (дефинитивная статья – в ней определяются понятия) БК РФ. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет Воронежской области – бюджет Воронежской области + все бюджеты муниципальных образований.

Консолидированный бюджет не принимается законом.



Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет РФ + консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Статья 5 БК РФ: если принимается бюджет парламентом, то он должен, чтобы с его помощью реализовались задачи, он должен вовремя вступить в силу. Законы о бюджете всегда действуют с 1 января по 31 декабря, если не предусмотрено иное Бюджетным кодексом. Такие случае – когда бюджет не принимался к 1 января.

Статья 10 БК РФ даёт понятие бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит:

1 уровень – Федеральный бюджет + бюджеты государственных внебюджетных фондов (бюджеты пенсионного фонда, федерального фонда медицинского страхования, социальное страхование).

2 уровень бюджетной системы – это бюджеты субъектов РФ и региональный фонд медицинского страхования (на уровне субъектов только один внебюджетный фонд, фонд формируется централизовано за счёт дотаций).

3 уровень – бюджеты муниципальные, или местные бюджеты. Этот уровень подразделяется на два:

1 подуровень: бюджеты муниципальных районной, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

2 подуровень: бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты все разные – по объёмам и т.д. Но они едины за счёт единых принципов, на которых это всё строится.

 

Понятие бюджетного права.

Бюджетное право представляет собой подотрасль финансового права, имеет особый предмет правового регулирования.

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств бюджетов всех уровней.

Если более детально, то Бюджетное право включает в себя следующие группы правовых норм:

1) Нормы, устанавливающие бюджетную систему и её принципы.

2) Нормы, устанавливающие структуру бюджета и требования к его сбалансированности.

3) Нормы, устанавливающие бюджетную компетенцию субъектов бюджетного права.

4) Нормы, регулирующие порядок осуществления бюджетных расходов.

5) Нормы, регулирующие межбюджетные отношения.

6) Нормы, регулирующие бюджетный процесс.

С учётом всего этого, можно дать определение бюджетного права

Бюджетное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих бюджетную систему и её принципы, бюджетную компетенцию, структуру бюджета, порядок осуществления бюджетных расходов и бюджетный процесс, а также регулирующих межбюджетные отношения, устанавливающих порядок осуществления бюджетного контроля и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Специальным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс.

Общими источниками являются Конституция, Закон «О правительстве», законы о бюджетах.

Кроме того, в каждом субъекте РФ существует региональный закон о бюджетном процессе в данном регионе.

Все вышеперечисленные нормативные акты включены в структуру бюджетного законодательства, в которой приоритет отдаётся Бюджетному Кодексу. То есть при коллизии какого-либо акта с положениями Бюджетного Кодекса, руководствоваться следует именно положениями Бюджетного Кодекса.

Кроме того, источниками бюджетного права являются подзаконные акты в виде указов Президента, постановлений Правительства, приказов Министерства Финансов.

Большая часть бюджетно-правовых норм имеет регулятивный характер, однако присутствуют и охранительные нормы.

То есть, это значит, что в БК предусмотрен ряд составов бюджетных правонарушений и процедура проведения бюджетного контроля и ответственность за эти бюджетные правонарушения.

Расходы бюджета.

Понятие расходов закреплено в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ.

Расходы бюджета многообразны и в первую очередь классифицируются по функциональному признаку. Выделяют расходы на содержание государственного аппарата, расходы на обеспечение безопасности и правоохранительную деятельность, расходы социально-культурного назначения и т.д.

Следует различать два понятия: расход и расходные обязательства.

Расходная часть бюджета любого уровня формируется на основании расходных обязательств, принятых соответствующим общественно-территориальным образованием.

Расходные обязательства – это обязанности государства, региона или муниципалитета предоставить из бюджета средства каким-либо лицам.

Расходные обязательства возникают на основании нормативного акта либо на основании договора.

Имеется в виду: когда мы говорим о расходном обязательстве, мы говорим о каком-то отношении, это обещание заплатить.

НО! Взять на себя обязательство не обязательно уплатил.

Каким образом берёт на себя расходное обязательство государство: принятием закона (скажем, есть армия – обязаны содержать), из договора (заключили договор, нам поставили товар – необходимо оплатить).

Не все расходные обязательства находят своё отражение в бюджете.

Государство, регионы и муниципалитеты ведут реестры расходных обязательств, на основании которых составляются расходные части бюджетов.

Расходное обязательство, предусмотренное (включенное) соответствующей расходной частью бюджета называется «бюджетным обязательством».

По ходу бюджетного года государство осуществляет платежи по бюджетным обязательствам, таким образом производит бюджетные расходы.

То есть имеется в виду, что если государство взяло на себя обязательство – скажем, по договору. Для того, чтобы сторона договора была уверена, что с ним рассчитаются, эта выплата должна быть предусмотрена в бюджете, то есть это не просто расходное обязательство, а должно быть бюджетное обязательства.

Кроме того, даже если предусмотрено на бюджет этого года, то должна быть бюджетная роспись – когда конкретно запланирован платёж (может быть, в этом году, но числа 31 декабря).

Расходы осуществляются в форме бюджетных ассигнований.

Бюджетный Кодекс предусматривает следующие виды бюджетных ассигнований:

1) На оказание государственных услуг. Подразумеваются все выплаты на финансирование всех государственных органов в совокупности.

2) Ассигнования на социальное обеспечение населения.

3) Ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций. Бюджетные инвестиции – имеется в виду, что кроме финансирования бюджетных организаций, государство может финансировать и других – типа ООО или ОАО, если они занимаются нужной деятельностью.

4) Ассигнования на субсидии производителям товаров, работ или услуг. Государство может осуществлять меры по поддержке какого-либо производства – скажем, сельское хозяйство и прочее, всякие там народные промыслы…

5) Межбюджетные трансферты в нижестоящие бюджеты.

6) Выплаты на обслуживание государственного долга. Два вида – выплаты текущий платежей и если подходит срок выплаты по государственным ценным бумагам.

7) Платежи и членские взносы в различные международные организации.

8) Ассигнования на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации. Законодательство предусматривает возможность предъявить иск к РФ – субсидиарная ответственность по отношению к бюджетным организациям или за действия должностных лиц во время исполнения их своей полномочий.

 

Дефицит бюджета.

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над доходами.

Дефицит федерального бюджетаутверждается фед. законом о федеральном бюджете на очередной фин. год и плановый период. Он не может превы­шать размера нефтегазового дефицита федерального бюд­жета, определенного в соответствии со ст. 96.7 БК.

Дефицит бюджета субъекта РФне должен превышать 15% утвержденного законом о бюджете субъекта РФ обще­го объема доходов бюджета субъекта РФ.

Дефицит местного бюджетане должен превышать 10% утвержденного законом о бюджете общего годового объема доходов местного бюджета (без учета объема безвозмезд­ных поступлений и поступлений налоговых доходов по до­полнительным нормативам отчислений).

Дефициты бюджетов покрываются за счет источников финансирования дефицитов бюджетов. Последние являют­ся одной из самостоятельных частей каждого бюджета как фин. плана наряду с доходами и расходами.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета и дефицитов бюджетов субъектов РФ подразде­ляются на внутренние и внешние.

Внутренние источники финансирования дефицитов этих бюджетов однотипны. К их числу относятся:

— средства от размещения гос. ценных бумаг;

— кредиты кредитных организаций;

— бюджетные кредиты;

— кредиты международных фин. организаций;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

— иные источники внутреннего финансирования дефи­цита.

Кредиты ЦБ РФ, а также приобретение ЦБ РФ гос. ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерально­го бюджета (ст. 92 БК).

Источниками внешнегофинансирования дефицитов бюджетов являются:

—средства от размещения гос. займов в иностранной валюте;

— кредиты иностранных банков в иностранной валюте;

— иные источники внешнего финансирования.

Что касается источников финансирования дефицита местного бюджета, то они складываются только за счет источников внутреннего финансирования дефицита мест­ного бюджета. Последние однотипны с источниками внут­реннего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за исключением такого источни­ка, как кредиты международных фин. организаций.

Бюджетные кредитыкак источники финансирования дефицитов бюджетов выделяются на условиях, предусмот­ренных ст. 93.2 БК. К их числу относятся следующие:

— бюджетный кредит предоставляется субъекту РФ, муниципальному образованию, которые не имеют просро­ченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образо­ванием);

— бюджетный кредит предоставляется на условиях воз­мездное™, если иное не предусмотрено БК или соответст­вующим законом о бюджете, и возвратности;

— в том случае, если заемщиком является РФ или субъект РФ, бюджетный кредит не требует обеспечения;

— бюджетам субъектов РФ из федерального бюдже­та и бюджетам муниц. образований из бюджетов субъектов РФ бюджетные кредиты могут предоставляться на срок до одного года.

Источники финансирования дефицита бюджета субъ­екта РФ и местного бюджета однотипны (ст. 95, 96 БК). Ими являются:

— гос. или, соответственно, муниц. займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— поступления от продажи имущества, находящегося в гос. или, соответственно, муниципальной собственности;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ или, соответственно, местного бюд­жета.

23. Правовой режим межбюджетных отношений.

принципы:

— распределение и закрепление по уровням бюджетной системы РФ;

— разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;— равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав МО;— выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и МО;— равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с фед.бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Для реализации принципов используются различные способы разграничения доходов внутри бюджетной системы; в частности, к ним относятся:

1) разграничение конкретных доходов и налогов по уровням бюджетной системы;

2) распределение (квотирование) поступлений от налогов путем закрепления за каждым уровнем бюджетной системы конкретной доли налога в пределах единой ставки или процентных отчислений от налога;

3) установление территориальных надбавок к федеральным налогам.

Доходы, которые передаются из вышестоящего бюджета бюджетной системы в нижестоящий на вышеперечисленных условиях, называются регулирующими доходами. Процесс - «бюджетное регулирование». Бюджетное регулирование внутри бюджетной системы РФ связано и с долговременным квотированием (разделением) либо ставки налога, либо дохода, поступающего за налоговый период.

Варианты: бюджетного регулирования 1)-установление территориальных надбавок к федеральным налогам..

2) формы финансовой помощи нижестоящим бюджетам, которые предоставляются на определенных условиях. Оказание финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ может быть осуществлено в следующих формах:

— предоставление дотаций на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

— предоставление субвенций и субсидий на финансировании отдельных целевых расходов;

— предоставление бюджетных кредитов;

— предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.

Дотация— это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субсидии— бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Согласно ст. 136 БК РФ субвенции и субсидии предоставляются субъектам РФ на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно:

— расходов по федеральным целевым программам;

— капитальных расходов;

— расходов, передаваемых из бюд. других уровней бюджетной системы РФ;

— иных целевых расходов.

Бюджетный кредит— форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда— бюджетные средства, предоставленные другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не бЬлее шести месяцев в пределах финансового года.

Важнейшую роль в межбюджетных отношениях играет Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР),

Понятие «бюджетные трансферты» означает перевод средств в любой форме в нижестоящие бюджеты в виде нормативно-долевых дотаций, рассчитываемых на основе формул, согласованных с субъектами Федерации.

Трансфертная форма перераспределения средств между бюджетами компенсировала различия в стартовых условиях социально-экономического развития регионов, различные уровни затрат в социальной сфере и обеспечила большую прозрачность в межбюджетных отношениях.

Система бюджетных трансфертов,ее цель — выравнивание социально-экономического развития территорий.

Фонд компенсации связан с выделением из федерального бюджета дополнительных средств для социальной защиты населения регионов, право на которые они получили в связи с принятием некоторых федеративных законов и программ.

Фонд регионального развития был создан в федеральном бюджете на 2001 г. для финансирования федеральных программ развития регионов. Основная цель этого фонда заключается в предоставления на конкурсной основе инвестиционных субсидий на развитие региональной производственной и социальной инфраструктуры. Одновременно с этим он должен объединить существующие региональные и федеральные инвестиционные программы. Кроме того из средств Фонда оказывается дополнительная финансовая помощь высокодотационным субъектам РФ.

Фонд развития региональных финансов предусмотрен в составе расходов федерального бюджета в 2000—2001 гг,, формируется за счет внешнего займа. Фонд предназначен для поддержки реформ на региональном уровне.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.