Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8: Социально-экономическая стратификация общества





2. Собеседование по вопросам:

1. Что такое социальная стратификация? Чем она отличается от социальной дифференциации? Перечислите основания на которых базируется социальная стратификация.

2. Выделите основные аспекты общественного разделения труда. Какие типы разделения труда существуют в современном обществе?

3. Как проявляется закон разделения труда в различных формах социально-экономической организации общества?

4. Раскройте содержание понятий «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа». Каковы различия между ними и границы их применения.

5. Укажите ведущие и дополнительные признаки (критерии), выделения социальных слоев общества. Что на ваш взгляд является объективным, а что субъективным измерением экономической стратификации?

6. Что дает нам право говорить о бедности как субкультуре? Каковы ее основные признаки? Какие подходы к проблеме бедности существуют в социологии?

7. Можно ли говорить о субкультуре богатства? Если да, то почему? Выделите ее характерные особенности.

8. Выделите основные факторы действия закона перемены труда. Какова роль образования в социальной мобильности личности?



9. Каковы особенности структурной мобильности казахстанского общества по объему и дистанции ? Какие социально-политические события повлияли и какие могут влиять в будущем на изменения в социальной структуре общества?

10. Назовите основные социально-профессиональные группы. Как формы социальной мобильности осуществляются между ними?

3. Творческие задания для СРС:

1. Выпишите в ваш социологический словарь определения понятий «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа». Обратите внимание на особенности их употребления в социологии.

2. Проанализируйте теоретические подходы к проблеме социального неравенства процессе работы над таблицей:[32]

 

Теоретик Критерии социального неравенства Социальные группы
     

3. Средний класс в казахстанском обществе: кто они? Обоснуйте свой ответ литературными выдержками из первоисточников.

4. Подготовить реферативные сообщения на следующие темы:



· А.Смит и Э.Дюркгейм о разделении общественного труда

· Теория социальной стратификации Питирима Сорокина

· Основные стратификационные понятия Макса Вебера

· Современные теории стратификации

· Экономическая депривация в Республике Казахстан

· Социальная мобильность: вчера, сегодня, завтра

· Проблемы социальной стратификации и мобильности в научной периодике: обзор печати

5. Разработать сценарий круглого стола, деловой игры и др. формы интерактивного занятия по данной теме. Провести его по согласованию с ведущим преподавателем.

 

 

Тема 10: Рынок труда и структура занятости

  1. Собеседование по вопросам:

a. Что имеется в виду под понятием «рынок труда»? Раскройте основные элементы, задачи и этапы организации и управления трудовым процессом.

b. Как демографические процессы влияют на рынок труда и экономику страны?

c. Каковы тенденции на рынки труда РК?

d. Охарактеризуйте функции рынка труда и роль экономически активного населения в формировании цивилизованного и высоко эффективного рыночного хозяйствования.

e. Дайте четкие дефиниции понятий «занятий» и «безработный». Какие виды занятости имеют маргинальный характер и почему?

f. Что понимается под понятием «сегментация рынка труда»? Каковы критерии сегментации.

 

  1. Творческие задания для СРС:

a. Дается список занятии: бармен, репортер, полисмен, ди­ректор МЧП, сельскохозяйственный рабочий, юрист, банковский работник, врач, клерк, менеджер, научный работник, переводчик и др. Далее выполните следующие задания:

· Каждому занятию присвоить один из 5 рангов — А, В, С, D, Е, где А — max, а Е — min. На одной ступеньке могут расположиться несколько занятий. Помните, что вас интересует статус, а не класс, т.е. то, какой уровень престижа вы присваиваете кон­кретному занятию. Объясните, как вы ранжировали занятия, по каким критериям.



· Сделайте то же самое, но представьте себе, что вы — преуспевающий бизнесмен. Объясните критерии своего ранжирования. Изменилось ли оно? Проделайте то же самое с позиций другого заня­тия, менее престижного. Приведите 5 примеров «статусных символов».

b. Проранжируйте данные специальности с точки зрения их престижности и возможности трудоустройства: юрист, экономист, менеджер, преподаватель вуза, слесарь, бухгалтер, полицейский, программист, журналист, врач, строитель, продавец, архитектор, фермер, государственный служащий, банковский работник, библиотекарь.

Порядок ранжирования следующий:

А) по престижу: №1 – самая престижная; №2 – менее престижная; №3 – не престижная работа.

Б) по возможности трудоустройства: №1 – легче всего найти работу; №2 – намного труднее найти работу №3 – работу найти очень сложно. Результатирующее мнение респондентов изобразите графически.[33]

 

 

Материалы по контролю и оценке учебных достижений студентов

Задания к рейтингу 1

  1. Доработайте логическую схему содержания темы «Два подхода к экономико-социологической теории» (3 б.)
  2. Эволюция развития экономико-социологической мысли (3 б.)
Эпоха (годы) Название теории Основные положения Персоналии
       

 

  1. Эссе «Социально-экономическое поведение граждан РК», на базе публикаций в СМИ (3 б.)
  2. Реферативные сообщения / слайд-презентации (5 б.)
Тема ФИО Срок исполнения
Общественные предпосылки возникновения экономической социологии 14 марта
Карл Маркс и проблема трансформации «экономического человека» 14 марта
Экономическая культура: цивилизационный подход 14 марта
Концепция технократии Т.Веблена   14 марта
Макс Вебер и его концепция капитализма   14 марта
Социальный механизм развития экономики: институциональный подход 14 марта
Основные направления развития экономической социологии в ХХ в. 14 марта
Человек экономический и социологический: сущность, специфика, перспективы развития   14 марта

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Объект и предмет экономической социологии, ее основные функции

2. Социальные и научные предпосылки возникновения экономической социологии

3. Классический этап развития экономической социологии

4. Современные западные школы экономической социологии (французская, немецкая, американская)

5. Основные периоды развития экономической социологии в России и Казахстане

6. Система категорий экономической социологии

7. Сущность понятий «экономическое сознание» и «экономическое мышление»

8. Экономическая культура как способ взаимодействия экономического сознания и мышления

9. Сущность и формы проявления социально-экономических законов

10. Психологические основы хозяйственной деятельности

11. Мотивация человека «экономического»

12. Социологический подход к рациональности

13. Понятие хозяйственной идеологии. Основные типы хозяйственной идеологии

14. Социологический анализ трансформации хозяйственных идеологий в советском и постсоветском обществах

15. Домашнее хозяйство (домашний труд) как сфера общественной жизни

16. Понятие и виды доходов и расходов населения

17. Социально-экономические факторы дифференциации доходов

18. Современные методы измерения доходов населения

19. Рынок как объект социологического анализа

20. Рынок как совокупность институциональных ограничений

21. Рынок труда: его элементы и функции. Сегментация рынка труда. Современное положение на рынке труда РК

22. Структура и уровни социологического знания в сфере экономики

23. Социология бизнеса и формирование социально-ориентированного рынка. Новая парадигма управления предприятием

24. Экономическая социология в системе социально-гуманитарных наук (СГД)

25. Понятие о менеджменте и феномен руководства фирмой. Ролевая модель организационного поведения в условиях социально-ориентированного рынка

26. Потребитель: определение, значение его поведения для экономики

27. Зарубежная социология второй половины ХХ в. (Р.Мертон, Т.Парсонс, Ю.Хабермас, Э.Гидденс)

28. Современная концепция товаропроизводства. Маркетинговая ориентация организации – ориентация на потребителя

29. Развитие и становление социологической мысли на евразийском пространстве (ех-СССР, страны СНГ). Социологические исследования в Республике Казахстан

30. Маркетинг отношений. Теория справедливости и обмена. Особенности обмена в поведении индивидуальных и индустриальных потребителей. Стратегия маркетинга и поведение потребителей

31. Факторы внешнего и внутреннего влияния на поведение потребителей. Процесс принятия решения потребителями. Права потребителей

32. Организация как высший уровень развития социальной системы. Социальные свойства организации (синергетический подход)

33. Консьюмеризм государственного регулирования и бизнес

34. Понятие личности в социологии. Основные факторы развития личности

35. Социальная структура казахстанского общества: социальные слои и социальные группы

36. Экономическая социализация личности. Агенты и институты социализации

37. Социально-экономическая стратификация: проблема измерения неравенства

38. Личность как объект и субъект экономической социализации

39. Субкультура бедности и богатства

40. Понятие и классификация социальной мобильности. Объем и дистанция мобильности

41. Демографические факторы мобильности. Мобильность в ех-СССР и РК

42. Понятие о труде и его роли в развитии человека и общества. Соотношение понятий «труд» и «деятельность». Виды деятельности. Функции труда

43. Производительность труда как показатель результативности производства. Факторы производительности труд

44. Типология социального взаимодействия. Экономическое взаимодействие как обмен

45. Научная организация труда (НОТ): определение и основные элементы. Задачи НОТ: экономические, психофизиологические и социальные. Проектирование и управление НОТ

46. Социология труда и демографические процессы в обществе. Закон прироста населения Т.Р.Мальтуса. Демографическая ситуация в РК

47. Экономика как социальный институт. Механизмы функционирования экономики. Роль экономики в социальной системе

48. Социализация личности как процесс удовлетворения потребностей (А.Маслоу)

49. Современные модели экономико-социализированного поведения граждан

50. Социально-экономическая идентификация личности

 


[1] Левада Ю.А. Социальные рамки экономического действия // Левада Ю.А. Лекции по социологии. М, 1993. С. 61

[2] Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. О предмете экономической социологии // Известия СО АН СССР. Сер. экономики и прикладной социологии. 1984. Вып. 1. №. 1. С. 15

[3] Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991

[4] Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологичес-кого анализа// Социологические исследования. 1994, № 10.

[5] Соколова Г.Н. Экономическая социология 2-е, доп. изд. М, 1998

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13- С. 6-7

[7] Там же. Т. 6.- С. 442

[8] Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991; Соколова Г.Н. Экономическая социология 2-е, доп. изд. М, 1998 ; В 1998 г. Р. В. Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России люди и реформы. М, 1998; Радаев В.В. Экономическая социология курс лекций, М., 1997

[9] Источник: Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. // РАН ИНИОН. Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. 1993. № 3-4. –С.171

[10] Концепция формирования нового социоэкономического поведения граждан РК. -Алматы: Казахстан, 1995.-С.36

[11] Там же, С.24

[12] Тард Г. Законы подражания. –М.,1902

[13] Parsons T. The Structure of Social Action. N.Y.,1937

[14] Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира.// Общественные науки и современность. 1991. -№1. -С.69

[15] Этот подход был предложен в кн.: А.В.Мудрик Введение в социальную педагогику. –М, 1995

[16] Цит. по: Словарь практического психолога. –Минск, 1997. –С. 423-424

[17] Маслоу А.

[18] Маслоу А. Самоактуализация/ / Психология личности: Тексты. –М.,1982. –С.12

[19] Общая психология. Учебное пособие. // под ред. А.В.Петровского. –М., 1970

[20] Вспомните пример с голодными мужчинами (см.: с. )

[21] Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя- практика/Пер.с англ.-М.,1991. –С.185-186

[22] Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос. 1996. С. 251

[23] Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М.: Экономика. 1999. С.275.

[24] Pride W.P., Ferrell O.C. Marketing. 9-th ed. Houghton Mifflin Company, 1995. P.4

[25] там же (Pride et. Al., 1995, p.712)

[26] Смелзер Н. Социология. М., 1994. С.79.

 

[27] См.: Чангли И.И. Труд: Социологические аспекты теории и методологии исследования. –М., 1993

[28] См.: Пригожин А. И. Социология организаций. -М., 1980

[29] Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М., 1991. С. 29

[30] См: Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000.

[31] Макконелл К., Брю С., Экономикс. М., 1997

[32] См.: Михнова С.А. Основы экономической социологии. –Астана: ИУ, 2000. –С.56

[33] См: Тесленко А.Н. Экономическая социология. –Астана: ИУ, 2003. – С. 58

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.