Тема 8: Социально-экономическая стратификация общества
2. Собеседование по вопросам:
1. Что такое социальная стратификация? Чем она отличается от социальной дифференциации? Перечислите основания на которых базируется социальная стратификация.
2. Выделите основные аспекты общественного разделения труда. Какие типы разделения труда существуют в современном обществе?
3. Как проявляется закон разделения труда в различных формах социально-экономической организации общества?
4. Раскройте содержание понятий «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа». Каковы различия между ними и границы их применения.
5. Укажите ведущие и дополнительные признаки (критерии), выделения социальных слоев общества. Что на ваш взгляд является объективным, а что субъективным измерением экономической стратификации?
6. Что дает нам право говорить о бедности как субкультуре? Каковы ее основные признаки? Какие подходы к проблеме бедности существуют в социологии?
7. Можно ли говорить о субкультуре богатства? Если да, то почему? Выделите ее характерные особенности.
8. Выделите основные факторы действия закона перемены труда. Какова роль образования в социальной мобильности личности?
9. Каковы особенности структурной мобильности казахстанского общества по объему и дистанции ? Какие социально-политические события повлияли и какие могут влиять в будущем на изменения в социальной структуре общества?
10. Назовите основные социально-профессиональные группы. Как формы социальной мобильности осуществляются между ними?
3. Творческие задания для СРС:
1. Выпишите в ваш социологический словарь определения понятий «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа». Обратите внимание на особенности их употребления в социологии.
2. Проанализируйте теоретические подходы к проблеме социального неравенства процессе работы над таблицей:[32]
Теоретик
| Критерии социального неравенства
| Социальные группы
|
|
|
| 3. Средний класс в казахстанском обществе: кто они? Обоснуйте свой ответ литературными выдержками из первоисточников.
4. Подготовить реферативные сообщения на следующие темы:
· А.Смит и Э.Дюркгейм о разделении общественного труда
· Теория социальной стратификации Питирима Сорокина
· Основные стратификационные понятия Макса Вебера
· Современные теории стратификации
· Экономическая депривация в Республике Казахстан
· Социальная мобильность: вчера, сегодня, завтра
· Проблемы социальной стратификации и мобильности в научной периодике: обзор печати
5. Разработать сценарий круглого стола, деловой игры и др. формы интерактивного занятия по данной теме. Провести его по согласованию с ведущим преподавателем.
Тема 10: Рынок труда и структура занятости
- Собеседование по вопросам:
a. Что имеется в виду под понятием «рынок труда»? Раскройте основные элементы, задачи и этапы организации и управления трудовым процессом.
b. Как демографические процессы влияют на рынок труда и экономику страны?
c. Каковы тенденции на рынки труда РК?
d. Охарактеризуйте функции рынка труда и роль экономически активного населения в формировании цивилизованного и высоко эффективного рыночного хозяйствования.
e. Дайте четкие дефиниции понятий «занятий» и «безработный». Какие виды занятости имеют маргинальный характер и почему?
f. Что понимается под понятием «сегментация рынка труда»? Каковы критерии сегментации.
- Творческие задания для СРС:
a. Дается список занятии: бармен, репортер, полисмен, директор МЧП, сельскохозяйственный рабочий, юрист, банковский работник, врач, клерк, менеджер, научный работник, переводчик и др. Далее выполните следующие задания:
· Каждому занятию присвоить один из 5 рангов — А, В, С, D, Е, где А — max, а Е — min. На одной ступеньке могут расположиться несколько занятий. Помните, что вас интересует статус, а не класс, т.е. то, какой уровень престижа вы присваиваете конкретному занятию. Объясните, как вы ранжировали занятия, по каким критериям.
· Сделайте то же самое, но представьте себе, что вы — преуспевающий бизнесмен. Объясните критерии своего ранжирования. Изменилось ли оно? Проделайте то же самое с позиций другого занятия, менее престижного. Приведите 5 примеров «статусных символов».
b. Проранжируйте данные специальности с точки зрения их престижности и возможности трудоустройства: юрист, экономист, менеджер, преподаватель вуза, слесарь, бухгалтер, полицейский, программист, журналист, врач, строитель, продавец, архитектор, фермер, государственный служащий, банковский работник, библиотекарь.
Порядок ранжирования следующий:
А) по престижу: №1 – самая престижная; №2 – менее престижная; №3 – не престижная работа.
Б) по возможности трудоустройства: №1 – легче всего найти работу; №2 – намного труднее найти работу №3 – работу найти очень сложно. Результатирующее мнение респондентов изобразите графически.[33]
Материалы по контролю и оценке учебных достижений студентов
Задания к рейтингу 1
- Доработайте логическую схему содержания темы «Два подхода к экономико-социологической теории» (3 б.)
- Эволюция развития экономико-социологической мысли (3 б.)
Эпоха (годы)
| Название теории
| Основные положения
| Персоналии
|
|
|
|
|
- Эссе «Социально-экономическое поведение граждан РК», на базе публикаций в СМИ (3 б.)
- Реферативные сообщения / слайд-презентации (5 б.)
Тема
| ФИО
| Срок исполнения
| Общественные предпосылки возникновения экономической социологии
| | 14 марта
| Карл Маркс и проблема трансформации «экономического человека»
| | 14 марта
| Экономическая культура: цивилизационный подход
| | 14 марта
| Концепция технократии Т.Веблена
| | 14 марта
| Макс Вебер и его концепция капитализма
| | 14 марта
| Социальный механизм развития экономики: институциональный подход
| | 14 марта
| Основные направления развития экономической социологии в ХХ в.
| | 14 марта
| Человек экономический и социологический: сущность, специфика, перспективы развития
| | 14 марта
|
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Объект и предмет экономической социологии, ее основные функции
2. Социальные и научные предпосылки возникновения экономической социологии
3. Классический этап развития экономической социологии
4. Современные западные школы экономической социологии (французская, немецкая, американская)
5. Основные периоды развития экономической социологии в России и Казахстане
6. Система категорий экономической социологии
7. Сущность понятий «экономическое сознание» и «экономическое мышление»
8. Экономическая культура как способ взаимодействия экономического сознания и мышления
9. Сущность и формы проявления социально-экономических законов
10. Психологические основы хозяйственной деятельности
11. Мотивация человека «экономического»
12. Социологический подход к рациональности
13. Понятие хозяйственной идеологии. Основные типы хозяйственной идеологии
14. Социологический анализ трансформации хозяйственных идеологий в советском и постсоветском обществах
15. Домашнее хозяйство (домашний труд) как сфера общественной жизни
16. Понятие и виды доходов и расходов населения
17. Социально-экономические факторы дифференциации доходов
18. Современные методы измерения доходов населения
19. Рынок как объект социологического анализа
20. Рынок как совокупность институциональных ограничений
21. Рынок труда: его элементы и функции. Сегментация рынка труда. Современное положение на рынке труда РК
22. Структура и уровни социологического знания в сфере экономики
23. Социология бизнеса и формирование социально-ориентированного рынка. Новая парадигма управления предприятием
24. Экономическая социология в системе социально-гуманитарных наук (СГД)
25. Понятие о менеджменте и феномен руководства фирмой. Ролевая модель организационного поведения в условиях социально-ориентированного рынка
26. Потребитель: определение, значение его поведения для экономики
27. Зарубежная социология второй половины ХХ в. (Р.Мертон, Т.Парсонс, Ю.Хабермас, Э.Гидденс)
28. Современная концепция товаропроизводства. Маркетинговая ориентация организации – ориентация на потребителя
29. Развитие и становление социологической мысли на евразийском пространстве (ех-СССР, страны СНГ). Социологические исследования в Республике Казахстан
30. Маркетинг отношений. Теория справедливости и обмена. Особенности обмена в поведении индивидуальных и индустриальных потребителей. Стратегия маркетинга и поведение потребителей
31. Факторы внешнего и внутреннего влияния на поведение потребителей. Процесс принятия решения потребителями. Права потребителей
32. Организация как высший уровень развития социальной системы. Социальные свойства организации (синергетический подход)
33. Консьюмеризм государственного регулирования и бизнес
34. Понятие личности в социологии. Основные факторы развития личности
35. Социальная структура казахстанского общества: социальные слои и социальные группы
36. Экономическая социализация личности. Агенты и институты социализации
37. Социально-экономическая стратификация: проблема измерения неравенства
38. Личность как объект и субъект экономической социализации
39. Субкультура бедности и богатства
40. Понятие и классификация социальной мобильности. Объем и дистанция мобильности
41. Демографические факторы мобильности. Мобильность в ех-СССР и РК
42. Понятие о труде и его роли в развитии человека и общества. Соотношение понятий «труд» и «деятельность». Виды деятельности. Функции труда
43. Производительность труда как показатель результативности производства. Факторы производительности труд
44. Типология социального взаимодействия. Экономическое взаимодействие как обмен
45. Научная организация труда (НОТ): определение и основные элементы. Задачи НОТ: экономические, психофизиологические и социальные. Проектирование и управление НОТ
46. Социология труда и демографические процессы в обществе. Закон прироста населения Т.Р.Мальтуса. Демографическая ситуация в РК
47. Экономика как социальный институт. Механизмы функционирования экономики. Роль экономики в социальной системе
48. Социализация личности как процесс удовлетворения потребностей (А.Маслоу)
49. Современные модели экономико-социализированного поведения граждан
50. Социально-экономическая идентификация личности
[1] Левада Ю.А. Социальные рамки экономического действия // Левада Ю.А. Лекции по социологии. М, 1993. С. 61
[2] Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. О предмете экономической социологии // Известия СО АН СССР. Сер. экономики и прикладной социологии. 1984. Вып. 1. №. 1. С. 15
[3] Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991
[4] Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологичес-кого анализа// Социологические исследования. 1994, № 10.
[5] Соколова Г.Н. Экономическая социология 2-е, доп. изд. М, 1998
[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13- С. 6-7
[7] Там же. Т. 6.- С. 442
[8] Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991; Соколова Г.Н. Экономическая социология 2-е, доп. изд. М, 1998 ; В 1998 г. Р. В. Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России люди и реформы. М, 1998; Радаев В.В. Экономическая социология курс лекций, М., 1997
[9] Источник: Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. // РАН ИНИОН. Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. 1993. № 3-4. –С.171
[10] Концепция формирования нового социоэкономического поведения граждан РК. -Алматы: Казахстан, 1995.-С.36
[11] Там же, С.24
[12] Тард Г. Законы подражания. –М.,1902
[13] Parsons T. The Structure of Social Action. N.Y.,1937
[14] Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира.// Общественные науки и современность. 1991. -№1. -С.69
[15] Этот подход был предложен в кн.: А.В.Мудрик Введение в социальную педагогику. –М, 1995
[16] Цит. по: Словарь практического психолога. –Минск, 1997. –С. 423-424
[17] Маслоу А.
[18] Маслоу А. Самоактуализация/ / Психология личности: Тексты. –М.,1982. –С.12
[19] Общая психология. Учебное пособие. // под ред. А.В.Петровского. –М., 1970
[20] Вспомните пример с голодными мужчинами (см.: с. )
[21] Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя- практика/Пер.с англ.-М.,1991. –С.185-186
[22] Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос. 1996. С. 251
[23] Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М.: Экономика. 1999. С.275.
[24] Pride W.P., Ferrell O.C. Marketing. 9-th ed. Houghton Mifflin Company, 1995. P.4
[25] там же (Pride et. Al., 1995, p.712)
[26] Смелзер Н. Социология. М., 1994. С.79.
[27] См.: Чангли И.И. Труд: Социологические аспекты теории и методологии исследования. –М., 1993
[28] См.: Пригожин А. И. Социология организаций. -М., 1980
[29] Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М., 1991. С. 29
[30] См: Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000.
[31] Макконелл К., Брю С., Экономикс. М., 1997
[32] См.: Михнова С.А. Основы экономической социологии. –Астана: ИУ, 2000. –С.56
[33] См: Тесленко А.Н. Экономическая социология. –Астана: ИУ, 2003. – С. 58
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|