Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 5. Хозяйственная мотивация.





План лекции

  1. Психологические основы хозяйственной деятельности
  2. Мотивация человека «экономического»
  3. Социологический подход к рациональности

Используемая литература:

7. Дорин А.В. Экономическая социология. –Минск, 1997

8. Кравченко А.И. Социология для экономистов. –М., 2001

9. Михнова С.А. Основы экономической социологии. –Астана: ИУ, 2000

10. Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. –М., 1998

11. Современная западная социология: словарь. М., 1990

12. Тесленко А.Н. Экономическая социология. –Астана: ИУ, 2003

1. Человек в процессе социализации выступает как самоорганизующийся и самореализующийся субъект, обладающий своими мотивами, интересами, а главное потребностями. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворение», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Именно потребности – источник активности человека.

Как динамическая сила, исходящая от организма, потребность придает жизни человека целенаправленность. Он либо достигает их удовлетворения, либо предотвращает неприятное столкновение со средой. Ни давление среды, ни потребность человека не существуют изолированно: удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации, в то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать и как побуждение (потребность), и как препятствие (давление).



В ходе социализации не только расширяется и качественно меняется круг биологических (витальных) потребностей, но постоянно возникают и специфически человеческие – социальные потребности. Согласно Х.Меррею, список социальных потребностей таков:

1) доминантность – стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;

2) агрессия – стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;

3) поиск дружеских связей – стремление к дружбе, любви, симпатии к другим;

4) отвержение других – стремление отвергнуть попытки сближения;



5) пассивное повиновение – подчинение силе, принятие судьбы, признание собственной неполноценности;

6) автономия - стремление освободиться от всяких ограничений;

7) потребность в уважении и поддержке ;

8) потребность достижения – стремление преодолетьнечто, превзойти других, сделать что-то лучше;

9) потребность быть в центре внимания;

10) потребность игры – желание развлечений, любовь к острым ощущениям, иногда сочетающаяся с безответственностью;

11) эгоизм (нарциссизм) – стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, субъективизм при восприятии внешнего мира;

12) социальность (социофилия) – забвение собственных интересов во имя группы, забота о других, благородство;

13) потребность поиска покровителя – ожидание заботы, помощи, мягкого обращения, утешения;

14) потребность оказания помощи;

15) потребность избегания наказания – сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания (осуждения), потребность считаться с общественным мнением;

16) потребность самозащиты – трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права;

17) потребность избегания опасности;

18) потребность порядка – стремление к аккуратности, упорядочеванию, точности, красоте;

19) потребность преодоления поражения, неудач;

20) потребность суждения и др.[16]

 

В истории общества потребности людей как функция их экономической деятельности является следствием развития производства. Потребности – предпосылка и результат не только собственно трудовой (экономической) деятельности людей, но и познавательных процессов. Поэтому они выступают как психологические состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли. Следовательно, потребности обусловлены процессом социализации – приобщением к миру культуры, представленной и предметно (материальные потребности), и функционально (духовные потребности). Общеизвестна классификация потребностей А.Маслоу, которую он предложил в книге «Мотивация и личность» (1954).[17] Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив пять уровней, расположенных в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных, тем самым показывая, что потребности нижних уровней требует удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение (процесс социализации в целом) прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней (рис.1):



1.Физиологические и сексуальные потребности – в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климатических условий (жары, холода и т.п.). Их еще называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.

2. Экзистенциальные потребности или потребности безопасности. Они выражаются потребности не просто в сохранении жизни, но в качестве жизни. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего социума. Экономическая безопасность – потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек как социальное существо стремиться к дружбе, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общению. Они указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку вместе с тем свойственно выделяться чем-либо, обгонять других, обращать на себя внимание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более высокий статус, престиж, признание, оценку. Их еще называют эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя. Мотивация к успеху, дух конкуренции относятся именно сюда.

5. Духовные потребности – это стремление к самореализации, стремление выразить себя через творческую активность свой личностный потенциал. Самореализация по-Маслоу – это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Стать второстепенным врачом – это неподходящий путь к самоактуализации. Человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть».[18] Предполагается, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал, найти свое место в жизни и «всякий аз, когда человек берет на себя ответственность, он самореализуется». Самоактуализирующаяся личность – это также независимая, нонконформистская персона. Она не завершает свое совершенствование, она все время реализует свои способности. Ясно, что не все добиваются полного удовлетворения этих потребностей, но такая возможность есть у каждого. Следовательно, духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека, не случайно А.Маслоу называл их базисными, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности – мотивационными переменными(но не по мотивам в строгом смысле слова). Отечественные психологи, в частности А.В.Петровский, совершенно справедливо полагает, что потребность в самореализации – это по существу потребность индивида стать личностью.[19]

 

Иерархия потребностей с учетом силы их воздействия

 

Физиоло- гические  
Экзистен- циональные  
Социальные  
Престижные  
Духовные

 

Абрахам Маслоу считал, что люди заинтересованы в поиске личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал социализирующего человека как «making human» («делающее существо»), которое редко достигает полного удовлетворения, и каждое удовлетворение одной потребности вызывает другую, направляющую внимание и усилие человека к новым стремлениям. Тем самым вторичные потребности, их удовлетворение позволяет индивиду реализовать себя как личность.Нетрудно заметить, что в каждый конкретный момент может испытывать потребности различных видов, но при этом посредством поведенческого акта удовлетворяется только одна из них. Это объясняется тем, что на таком фоне формируется мотивация, дающая выход только одной потребности. Отсюда выстраивается четная последовательность явлений: потребность –> мотивация –> внешняя активность –> удовлетворение потребности, в целом все это представляется как поведенческий акт. Основными, самыми существенными для физического выживания человека, а поэтому и самыми сильными являются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защиты от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях любого другого порядка.[20]

Высокие уровни потребностей генетически более поздние, поэтому они менее важны для выживания человека, и воспринимаются им как менее насущные и могут быть отодвинуты на более поздний срок в жизненно неблагоприятных условиях. Следовательно, реальный потенциал (сила воздействия) потребности есть функция от степени ее удовлетворения. По мере продвижения вверх сила воздействия скорее убывает, нежели возрастает, а потому иерархию потребностей А.Маслоу можно изобразить иначе, если учитывать силу воздействия потребностей.

Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно имеет своим результатом не только осуществление желаний, но и, что важнее, - развитие личности и ее личностный рост. Люди, достигшие уровня самоактуализации, полностью реализовавшие свои способности и возможности, предстают как зрелая социализированная личность и отличаются следующими чертами: ориентация на объективную реальность и свобода от иллюзий, юмор, спонтанность, терпимость, демократизм принципов и отношений, идентификация со всем человечеством, нонконформность (независимость в мнениях и поступках), интуитивное и четкое разграничение добра и зла, творческие способности, т.е. именно те качества, которые необходимы индивиду для успешной социализации в экономической сфере.

Наряду с иерархией А.Маслоу широко используются дополнения, которые сделали к его классификации МакКленнанд и Герцберг. Первый дополнил ее, введя понятия потребностей во власти, успехе и принадлежности к группе; второй выделил гигиенические факторы (размер заработной платы, межличностные отношения и характер социального контроля) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижения по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей). На основе анализа и обобщения исследований Герцберга два английских ученых М.Вудкок и Д.Фрэнсис построили интересную таблицу, позволяющую полнее раскрыть роль мотивации в экономическом поведении человека (табл 1.). То, что в повседневной практике называется индивидуальным подходом к работнику, является по существу стремлением обнаружить его индивидуальные мотиваторы и использовать их для управления деятельностью работника через регуляторы мотивации.

Таблица . Идеи мотивации для стимулирования эффективного трудового поведения [21]

Регуляторы мотивации
1. Рабочая среда 2. Вознаграждение 3.Чувство безопасности
Рабочее место Уровень шумов Фоновое звучание Эргономика Столовая Дизайн Удобства Чистота Физические условия работы Зарплата и прочие выплаты Выходные Дополнительные выгоды Системы медицинского обслуживания Социальные проблемы Опасение стать лишним Ощущение своей принадлежности к компании Уважение и одобрение окружающих Приемлемый стиль руководства Отношение с окружающими  
Главные мотиваторы
4. Личностный рост 5.Чувство причастности 6. «Интерес и вызов»
Ответственность Экспериментирование Новый опыт Возможности для обучения Владение информацией Консультации Совместное принятие решений Коммуникация Представительство Интересные проекты Развивающий опыт Возрастающая ответственность Обратная связь с продвижением к цели

 

Мотиваторыэто факторы, способные дать человеку удовольствие от выполняемой деятельности за счет удовлетворения врожденной потребности психологического роста и стремления к повышению своей компетентности. К мотиваторам относятся факторы достижения, признания, личной ответственности, роста, продвижения вперед, материального вознаграждения и другие факторы, связанные с самовыражением личности через работу, а к регуляторам мотивации относят рабочую среду, вознаграждение, безопасность. Факторы 1, 2 и 3 могут действовать как демотиваторы, если работники не удовлетворены ими, факторы 4, 5 и 6 могут увеличить заинтересованность работников и обеспечить организации крупные достижения.

Таким образом, потребности не заложены в человеке с рождения, а возникают и исчезают, формируются и деформируются в процессе социализации. Потребности можно расположить в некотором континууме. На одном полюсе располагаются стихийные потребности (физиологические), мало поддающиеся сознательному регулированию, а на другом – искусственные, созданные благодаря социальной среде (духовные). Они поддаются контролю со стороны сознания. Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие – неодинаково. Образованные и необразованные испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творчестве. Дифференцируя людей высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, нежели низшие. Другими словами, там, где начинаются высшие потребности, там собственно говоря начинается личность (см.: рис.17). С другой стороны, ем выше уровень иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование потребностей. Это и понятно, ведь потребности расположены от неконтролируемых вверх к контролируемым. В результате возникает двухнаправленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их содержание. Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Современная молодежь, имеющая более высокий уровень образования, чаще разочаровывается в труде, если ей предоставляют путанную, однообразную работу, т.к. чем выше образование, тем выше притязания. И как следствие – более затяжной период выбора профессии по своему характеру, складу ума, запросам.

Подавление потребностей любого уровня деформирует личность и поведение. Человек с подавленными потребностями в безопасности, статусе, самореализации неполноценен. Его неполноценность выражается в апатии, стремлении избегать ответственности. Социальная неполноценность вырастает в силу неблагоприятных условий социализации, например жизни в авторитарном обществе, а не по причине дефектов в психике или организме. Личностный смысл экономическому поведению индивида придают мотивы деятельности. В структуре экономического поведения мотивы выполняют следующие функции:

1) ориентирующая (мотив направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов этого поведения);

2) смыслообразующая (мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения для работника, выявляя его личностный смысл);

3) опосредующая (мотив рождается на стыке внутренних и внешних побудительных сил, опосредуя их влияние на поведение);

4) мобилизующая (мотив мобилизует силы работника для реализации значимых для него видов деятельности);

5) оправдательная (человек оправдывает свое поведение).

Как правило, деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами или мотивационным ядром. Структура мотивационного ядра различается в зависимости от конкретных условий трудовых ситуаций:

1) ситуация выбора специальности или места работы;

2) ситуация повседневной работы;

3) ситуация перемены места работы или профессии;

4) инновационная ситуация, связана с изменением характеристик трудовой среды;

5) конфликтная ситуация.

Например, для повседневного трудового поведения в мотивационное ядро входят следующие мотивы:

· мотивы по обеспечению первоочередных наиболее важных социальных потребностей;

· мотивы признания, то есть стремление человека соединить свою функциональную активность с определенным родом занятий.

· мотивы престижа, стремление работника реализовать свою социальную роль, занять достойный социальный статус.

Предшествуя экономическому действию, объясняя и обосновывая его, мотивация может служить побуждением к действию или средством блокирования его. Однако мотив не является движущим фактором. Он выступает связующим звеном между такими регуляторами экономического поведения, как ценности, потребности и интересы. При этом следует учитывать то, что, хотя ценности и отражают отдельные стороны экономического действия, их следует отличать от таких регуляторов, как потребности и интересы. Последние (потребности и интересы) являются непосредственным выражением социально-практической деятельности, социально-экономического положения групп в системе общественного воспроизводства. В ценностях же предмет деятельности, присущие ей формы общения и условия жизнедеятельности выражены опосредованно, через систему знаков и символов, которым может придаваться особый смысл, не соответствующий природе обозначаемого. В результате целенаправленных воздействий факторов и институтов социализации появляется мотивирование экономических действий индивида. Происходит актуализация – переход в актуальное состояние – тех или других потребностей, желаний, стремлений, ожиданий личности и т.п., которые отвечают содержанию данной ситуации и индивидуальной оценке ее со стороны конкретного человека. Формируется своего рода «активное состояние», или «состояние активации» личности, которое стимулирует определенный тип экономического поведения, индивидуальный стиль жизни.

В современной социологической теории сложились две традиции в понимании стиля жизни. Представителями первой являются У. Бек, Г.-П. Мюллер, Л.Г. Ионин и др. Стиль жизни здесь рассматривается как «свободная, социально неприкрепленная форма»[22], отрицающая социальные расслоения. Стиль жизни каждого индивида – особый и неповторимый: он не идентичен стилю жизни кого-либо другого. Но в тоже время стили ориентированы на общее и социальное. Индивиды выбирают стили жизни, ориентируясь на других людей. Таким образом, в любом обществе определенное число индивидов выберут такие стили жизни, которые будут сходны, и которые будут отличать их от других индивидов, имеющих, в свою очередь, идентичные стили жизни. Немецкий социолог Г.-П. Мюллер выделяет следующие признаки жизненного стиля: целостность, добровольность, характерность, распределение шансов стилизации. У.Бек говорит о том, что одним из серьезных последствий развития индустриальных обществ является растущая индивидуализация, в ходе которой человек утрачивает традиционные связи с семьей, социальным классом, и становится более самостоятельным в осуществлении своего выбора.[23] В целом, ученые констатируют, что наступающая индивидуализация и плюрализация, освобождение от воздействия тради­ционной социальной среды и свобода выбора индивидуальных жизненных стилей знаменуют собой «конец социального расслоения». Каждая жизненная форма и каждый культурный стиль руко­водствуется собственной классификацией, не совпадающей с классификацией других. Это и означает плюрализацию неравенств и снятие проблемы неравенства как такового. Кроме того, в случае, если признается свободное, социально неприкрепленное существование форм и стилей, приходится отказаться от понятия социальной стратификации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.