|
Лекция 8. Особенности развития социально-экономических систем.
Цель:Сравнительный анализ социально-экономических систем, особенностей и результатов их модернизации
План
- Понятие и классификация социально-экономической системы
- Капитализм как социально-экономическая система
- Сравнительный анализ традиционного, индустриального и постиндустриального обществ
- Социализм как социально-экономическая система
- Особенности социально-экономических систем на постсоветском пространстве
Используемая литература:
8. Габдуллина К. Общество: прогресс и регресс –Алматы, 2002
9. Грейсон Дж., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХ века / пер.с англ. М.,1991 // СоцИс. 1992. № 7
10. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972
11. Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества. –М., 1979
12. Забирова А.Т. Новейшие теории и концепции социологической науки. -Алматы, 2001
13. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Экономическая социология. –М., 1991
1. Общество – это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого. Социальные отношения – это выражение взаимной зависимости субъектов по уровню их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими субъектами. Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект выступает как социальная система.
Структура общественной системы выступает не только как отношения людей друг к другу, но элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например, такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь, порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических процессов и т. д. Чтобы изучить общество, надо познать его структуру, а значит отношения и их связи (табл.1).
Таблица 1. Общество как динамическая саморазвивающаяся система
Составные части системы
| Понятие системы
| Общество как система
| Элемент
| Неразложимый далее компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
| Отдельные индивиды
Социальные общности
| Элементы могут иметь сложное строение как подсистемы (более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система)
| Основные подсистемы (сферы) общества: экономическая, политическая, социальная, духовная
| Связи между элементами ее подсистемами
|
| Общественные отношения
| Свойства систем
| Целостность
| Система – больше, чем сумма элементов и в ней есть свойства, выходящие за пределы отдельных элементов
| Общество – это больше, чем толпа.
| Функционирование- развитие
| Система может быть функционирующей (неизменной) или развивающейся
| Саморазвивающаяся система
| Открытость-закрытость
| Система может быть закрытой (сохранение энергии внутри системы) и открытой (обмен энергией со средой)
| Открытая система
|
Экономическая подсистема представляет собой совокупность форм производственной деятельности и отношений людей в этом процессе. Каждое общество располагает необходимыми для его существования и развития природными благами. Однако общественное богатство создается трудом человека. Сохранение и использование созданного предшествующими поколениями достояния и развитие производительных сил общества приводит к росту общественного богатства, в результате чего возникает институт собственности как важнейший инструмент и стимул общественного производства. Отношения собственности, первоначально опирающиеся на право силы, авторитет и обычай в дальнейшем приобретают юридическую форму. В развитом виде собственность означает право владения, распоряжения и использования некоторой доли общественного богатства. Она существовала и существует в различных формах, что решающим образом определяет и саму форму общественного производства.
Экономическая система включает в себя материальное и духовное производство и производство материальных и духовных услуг. Важнейшими факторами производства являются работники, их труд и средства производства + предметы и средства труда. Совокупность материально-технических средств производства и людей, способных приводить их в действие, составляет производственные силы общества. В процессе производства складываются многообразные отношения между людьми: организационно-экономические, производственно-технологические и социально-экономические. Производственно-технологические отношения зависят от характера и уровня развития техники и производственной технологии, организационно-экономические и социально-экономические – от форм собственности на средства производства.
2. Экономическая структура общества, совокупность материальных, или производственных, отношений обозначаются понятием «базис». Материальные (производственные)отношения, возникают между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Характер производственных отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем и потребностями их материальных (производительных) сил. Единство производственных отношений и производительных сил образуют специфический для каждой общественно-экономической формации способ производства.
Другой структурный элемент формации обозначается понятием «надстройка», которое включает в себя всю совокупность идеологических (политических, правовых и др.) отношений, связанных с ними взглядов, теорий, представлений, т.е. идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом, а также соответствующие организации и учреждения – государство, политические партии, общественные организации. В структуру надстройки общественно-экономической формации входят и социальные отношения общества, определенные формы быта, семьи, образа жизни.
Формационная теория исходит из того, что производственные отношения являются первичными, выступают в качестве фундамента всех остальных общественных отношений. Другими словами, все надстроечные явления, их конкретная форма и содержание в целом объективно определяется теми реалиями, которые складываются в базисе. В то же время, при анализе объективно-исторических процессов учитывается и влияние надстройки на экономический базис, производственных отношений на производительные силы, а также в целом взаимосвязь и взаимовлияние между отдельными элементами структуры общественно-экономической формации.
Важной частью формационного подхода к истории является концепция развития и смены общественно-экономических формаций. Её центральным моментом является положение о том, что переход от одной формации к другой осуществляется через борьбу классов, а точнее, через её концентрированное выражение – социальную революцию, которая политическими средствами разрешает антагонистические противоречия между базисом и надстройкой, то есть между производительными силами, развившимися на более высокий уровень, и не соответствующими этому уровню, изжившими себя производственными отношениями.
Формационный подход представляет развитие общества как всеобщий однолинейный процесс, как общий объяснительный принцип в духе экономического детерминизма, в соответствии с которым из уровня развития производительных сил выводятся отношения собственности, из отношений собственности – политико-правовые отношения, из политико-правовых отношений – явления духовного порядка. При этом типы и последовательность формаций могут варьировать применительно к истории разных регионов. Но и в этом случае всё же сохраняется принципиальный недостаток формационного подхода, вытекающий из самого принципа экономического детерминизма. Из поля зрения полностью выпадает роль человека как субъекта деятельности, обладающего волей и творческой энергией, ибо в структуре формаций человек выступает лишь как объект воздействия социально-экономических закономерностей. Он рассматривается лишь как подчиненный элемент в системе развития производительных сил, так как основным результатом общественного прогресса считается не совершенствование человека и человеческого общества, а приращение материальной базы.
3. В последние годы развитие общественных наук нередко сопровождается разработкой новых мировоззренческих подходов и концепций. Необходимость нового методологического подхода к анализу тех эволюционных, а нередко и революционных изменений, которые претерпевают социально-экономические системы в различных странах, очевидна. Эта эволюция явно не вписывается в строгую пяти членную концепцию формационного развития. Поэтому сегодня широко используется цивилизационный подход в вертикальном разрезе: доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации (табл. 2).
Сравнительная таблица черт доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации
Доиндустриальная цивилизация
| Индустриальная цивилизация
| Модель
постиндустриальной цивилизации
| Господство традиций над инновацией
| Господство инновации над традицией
| Инновация с учетом традиции
| Зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений
| Светская организация социальной жизни
| Светская организация социальной жизни, большая роль религиозных представлений в культуре
| Циклический характер
развития
| Поступательный характер развития
| Плюрализм возможностей и направлений развития. Возможность не развиваться
| Ориентация на метафизические, а не на инструментальные ценности.
Ценностная рациональность
| Ориентация на инструментальные, а не на метофизические ценности.
Целерациональность
| Ориентация на инструментальные и метафизические ценности. Ценностно-целевая рациональность
| Авторитарный характер
власти
| Демократия
| Демократия, но и уважение к авторитетам
| Отсутствие отложенного спроса – производство ради настоящего. Отсутствие консьюмеризма
| Отложенный спрос – производство ради будущего. Консьюмеризм
| Эффективное производство, но и ограничение пределов роста. Отказ от недораспределения и перепотребления
| Особый психологический склад – недеятельная личность (тип Б)
| Деятельная личность
(тип А)
| Сочетание типа личности
А+Б
| Ориентация на мировоззренческое знание, а не на точные науки и технологии
| Ориентация на точные науки и технологию, но не на мировоззренческое знание
| Ориентация на точные науки и технологию, использование мировоззренческого знания
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|