Сделай Сам Свою Работу на 5

Коллективная юридическая ответственность. Проблемы установления.

(Радько – стр. 259-260). Этот вид юр ответственности существует с древнейших времен. Вначале она носила скорее нравственный характер и регулировалась нормами обычного права. Так, если один член рода (племени) совершал проступок, считавшийся неправомерным, то за него ответственность нес весь род. Род должен был возместить ущерб, совершить какие-либо действия, удовлетворяющие потерпевшую сторону.

С появлением государственно организованного общества виды, формы и методы юр ответственности изменились, но сущность ее осталась прежней – за противоправные действия одного или нескольких лиц юр ответственность несет весь коллектив.

Коллективная юр ответственность в наше время присуща как частному, так и публичному праву. Причем, если ее применение в гражданском праве можно признать приемлемым и допустимым (напр, субсидиарная ответственность), то в уголовном праве ее реализация, связанная с привлечением к уголовной ответственности юр лиц, вызывает много вопросов.

Так, в соответствии с положением УК Франции 1992 г. все юр лица, за исключением государства, могут быть привлечены к уголовной ответственности, как самостоятельно, так и наряду с физическими лицами. При этом самостоятельная ответственность юр лица не исключает ответственности физического лица.

Сходная ситуация имеет место и в Англии. Начиная с 1846 г., за корпорациями в Англии был признан статус уголовно деликтоспособных. Примерный УК США, на базе которого действует уголовное законодательство отдельных штатов (Огайо, Пенсильвания, Нью-Йорк), также представляет судам возможность привлекать юр лица к уголовной ответственности.

В данном случае обязательный признак субъективной стороны преступления – вина в преступлениях, совершенных юр лицами, просматривается с трудом, если не отсутствует вовсе. Во-вторых, на лицо привлечение к уголовной ответственности лица дважды за одно и то же преступное деяние. В-третьих, получается, что за деяния, как правило, руководителей, юр ответственность должны нести рядовые сотрудники. Поэтому к предложениям о введении уголовной ответственности юр лиц в России следует отнестись настороженностью, они требуют тщательного изучения и взвешенного подхода.



45. Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов. Радько АПП 308-309

Все акты нормативного характера вступают в силу после их опубликования. Для этого устанавливается соответствующий срок или складывается соответствующая практика начала действия различных по юр.силе нормативно-правовых актов.

Иногда принимаются отдельные вспомогательные правовые акты о порядке вступления базового нормативного правового акта.

Федеральным законом от 14 июня 1994г. 5-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда, является «Собрание законодательства РФ».

Иной порядок опубликования и вступления в силу имеют акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.

Акты Президента РФ (указы и распоряжения) и акты Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательста Российской Федерации» в течении 10 дней после для их подписания, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента РФ и акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы по гос-ым органам, органам местного самоуправления, должностным лицам т. д.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнит.власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, прошедшие госуд-ую регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их регистрации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнит.власти, составляющих гос.тайну, не прошедшие гос.регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступивших в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Акты органов местного самоуправления публикуются соответствующих бюллетенях, СМИ или развешиваются на видных местах.

46. Принципы и способы правотворчества.Радько АПП 294-299

Правотворчество — важнейший показатель гос.деят-ти, это его монопольное право. Правотворчество- это составная часть правообразования. Правотворчество — это активная гос.деят-ть по созданию, изменению или отмене нормативно-правовых актов. Оно протекает в установленных процедурах и основывается на определенных принципах, т. е. базовых идеях и правилах, придающих процессу правотворчества легитимность, эффективность. Кратко рассмотрим эти принципы.

Принцип демократизма правотворчества, означает, что принятие законов должно протекать в условиях широкого привлечения граждан к обсуждению законопроектов, соблюдения демократических процедур, участия общественных орг-ий в оценке качества законопроекта, его соответствия интересам личности, общества, гос-ва.Наконец, сам законотворческий орган должен быть сформирован на демократической основе, он должен выражать волю народа. Наиболее важные законопроекты должны обсуждаться всем обществом, для чего необходимо их выносить на всенародное голосование (референдум).

Принцип законности правотворчества означает, что каждый правовой акт должен быть принят с соблюдением установленной процедуры ег принятия, он должен приниматься только тем органом, который компетентен его принять. Все действия по подготовке и принятию правового акта должны основываться на положениях Конституции. Правовые акты не должны противоречить действующему акту вышестоящего органа. Сам орган, принимающий, изменяющий или отменяющий правовой акт, должен быть легитимным, т. е. законно избранным или законно созданным.

Принцип гласности правотворчества предполагает широкое оповещение всех субъектов правотворчества о предполагаемом законе или другом важном нормативно-правовом акте. Гласность правотворчества существенно влияет на процедуру принятия нормативно-правовых актов, особенно на стадии его обсуждения. В данном случае на первое место выдвигается практика всестороннего обсуждения законопроектов. Они обсуждаются на парламентских слушаниях, конференциях, семинарах, к этому широко привлекается печать, телевидение, радио. Публикуются законопроекты в центральных и местных периодических изданиях. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, и в подготавливаемый акт вносятся необходимые изменения. Исправленный и дополненный законопроект выностится на рассмотрение правотворческого органа. Соблюдение данного принципа означает, что нормативно-правовые акты подлежат опубликованию в СМИ для ознакомления с ними всех заинтересованных лиц. Он получил закрепление в Конституции РФ, ст.15: «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованны официально для всеобщего сведения».

Научность правотворчества. Правотворческие органы при разработке и издании юр.норм должны изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию. В этом случае правовые нормы будут научно обоснованными, действенными и эффективными. Требование научности к правотворчеству особенно возрастает в России, когда перспективы развития рыночных, национальных, госуд-х, социальных отношений четко не определены и в правовом урегулировании нередко приходиться идти на ощупь. В этих условиях исключительно большую пользу могли бы принести социально-правовой эксперемент и планирование законотворческой деят-ти.

Социально-правовой эксперемент — это создание определенной социальной ситуации локального масштаба, в которой анализируется действие нормативно-правового акта. Его цель — определить, какие юр.нормы необходимы для новых условий и как они будут действовать. Социально- правовой эксперемент позволяет своевременно выявить недостатки юр.норм, скорректировать их и тем самым избежать просчетов в процессе дальнейшего правового регулирования общественных отношений.

Наряду с принципами правотворчества существуют основные способы правотворчества:

- санкционирование государством правил, которые сложились в обществе вне государственной деят-ти, самостоятельно, под влиянием жизненных процессов. Это санкционирование обычаев, норм общественных орг-ий и т. п.

- непосредственная правотворческая деят-ть компетентных гос-ых органов (парламентов, правительств, президентов)

- правотворческая деят-ть муниципальных органов власти

- непосредственное правотворчество народа.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.