Сделай Сам Свою Работу на 5

Право и свобода, право и справедливость.





Право и свобода (Радько – стр. 65-69). О том, что право как бы конституирует свободу писал еще Монтескье: «Свобода – есть право делать то, что дозволено законом». Право, закон и свобода не могут существовать друг без друга. Свобода без права – вседозволенность, анархия, произвол. Право без свободы ограничено, несправедливо. Закон – официальное, публичное оформление пределов, возможностей, меры свободы. Право и выразитель свободы, и ее ограничитель.

Свобода существует и вне права. Она возникает из естественного состояния человека, т.е. до права. Но без права свобода человека может превратиться в свою противоположность.

Юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона. Карл Маркс, Фридрих Энгельс: «Законы – это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование».

Большинство юристов считают, что право следует рассматривать как меру свободы и несвободы; право устанавливает пределы допустимого и возможного поведения человека. В процессе регулирования возможного (свободы) участвуют и другие социальные регуляторы – обычаи, нравственные, религиозные и другие нормы, но правовые нормы наиболее существенные из них, поскольку обеспечены материальной силой государства.



Категория «свобода» объемна и отражает сложнейшие общественные отношения. В большинстве случаев понятие «свобода» связывают с понятием «личность». Однако отождествлять понятия «свобода» и «свобода личности» нельзя. Они соотносятся между собой как целое и часть.

Проблема свободы неразрывно связана с политикой, с политической борьбой, которые являются основой развития личности, приобретения человеком важных моральных качеств.

Другое подтверждение тезиса свободы, как политико-юридического института – личность, будучи существом, способным действовать, принимать решения, порождать обстоятельства, изменять их, влиять на многие социальные связи, объективно должна быть поставлена в определенные рамки, с тем, чтобы эта деятельность не была произвольной.

Сущность свободы личности как политико-юридического института определяется характером общественных отношений, в которых находится личность. Объем (содержание) свободы личности складывается из отношений, существующих между обществом в целом и отдельными его членами. Однако свобода личности не есть автоматический результат тех или иных общественных отношений. При наличии одного и того же типа общественных отношений степень свободы людей далеко не одинакова.



Между характером общественных отношений и свободой личности имеется активный посредник, который в состоянии устанавливать рамки (пределы) свободы - государство. Оно посредством принятия законов оказывает воздействие на все стороны жизни общества, и особенно на личность.

Гегель – свобода – категория, проявляющаяся прежде всего в праве. Свобода, будучи осознанной необходимостью, не может быть сведена только к внутренним переживаниям личности. Говоря о свободе личности нельзя забывать о практической жизни человека, который «в своей… деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность» (Ленин).

Свобода личности – это способность принимать решения со знанием дела.

Политико-юридическая сторона свободы личности многогранна. Однако среди сложных отношений, в которые вступает личность по поводу своей свободы, есть определяющие – отношения по поводу обладания и реализации политических прав и свобод.

Напр, право избирать и быть избранным в представительные органы власти имеет важнейшее политическое значение и для обладателя этого права, и для сил, стоящих у гос власти. Ведь речь идет о формировании органов гос власти, и обладатель избирательного права может влиять на их состав.



Отношения по поводу свободы личности никогда не исключались из сферы политики.

Если какая-либо из социальных сил становится господствующей в обществе, то степень свободы личности, а, следовательно, широта ее политических и иных социальных прав обеспечены настолько, насколько это позволяет социально-экономическое состояние общества на данном этапе его развития. Борьба за овладение гос властью – это также и борьба за свободу, за политические права личности, входящей в класс, политическую партию, социальную группу.

Свобода народа обеспечена лишь тогда, когда народ действительно устраивает без всякой помехи союзы, собрания, имеет собственную прессу, издает сам законы, выбирает и сменяет по собственной воле всех должностных лиц государства, которым поручается проведение в жизнь законов и управление на основании этих законов. Свобода народа обеспечена лишь тогда, когда власть в государстве полностью и на самом деле принадлежит народу (Ленин).

Полновластие народа складывается в условиях демократического правового государства: создаваемые органы власти подчинены народу, избираются и контролируются народом; обеспечивается подлинная свобода личности. В демократическом правовом государстве взаимоотношения органов власти и граждан по поводу свободы личности строятся как паритетные, справедливые отношения. Народ одинаково заинтересован и в свободе отдельной личности, и в нормальном функционировании органов государства, обеспечивающих права и свободы людей (Фарбер, Ржевский).

С политической точки зрения отношениями социальной справедливости, при которых только возможна свобода личности, могут быть отношения, ставящие в прямую зависимость свободу от сущности гос власти, подчиненное народовластие от подлинной свободы личности: без одного нет другого (Степанов).

Право и справедливость (Радько – стр. 62-64). Проблема справедливости в праве одна из самых древних проблем юр науки. Одной из причин постоянной актуальности этой темы является предназначение права – утверждать справедливость. Поэтому существуют некие исходные положения у всех людей – право должно быть справедливым; существует презумпция справедливости права.

Право рассматривается как воплощение справедливости, либо ставится цель сделать право справедливым, привести его в соответствие со справедливостью. Справедливость права – это идеал, который создало человечество и к которому оно стремится.

Понятие справедливости права, подходы справедливости у различных народов в различные эпохи изменялись, они развивались с развитием и прогрессом человеческой цивилизации.

Цицерон в трактате «О законах» писал: «Кара да соответствует преступлению! – дабы каждый нес наказание в соответствии со своим проступком: чтобы самоуправство каралось утратой гражданских прав, алчность – пеней, искательство почетных должностей – дурной славой».

Существовал также принцип талиона – «око за око – зуб за зуб».

К. Маркс и большевики в России – частная собственность первый и главный разрушитель справедливости. Никто не должен иметь богатство, ибо частный интерес порождает самые низменные чувства в душе человека. Собственность должна быть только общественной; справедливость – исключение эксплуатации человека человеком.

Гегель, рассматривая справедливость, делает акцент на правах человека: «Справедливость касается уважения мною прав других людей».

Многие ученые считают справедливость категорией неюридической, находящейся за рамками права, т.е. внеправовой (Марченко, Четвернин), поскольку справедливость, добро, зло – категории, необходимые для определения морали, а не права.

С этим не согласен Нерсесянц: « Справедливость – категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.)…Только право и справедливо. Право не может быть несправедливо».

Для Нерсесянца право – высшая ценность, высшее благо, оно существует объективно, независимо от воли законодателя, это форма бытия свободы.

Радько – справедливость категория универсальная. Не случайно существуют понятия «соц справедливость», «человеческая справедливость» и т.д. В праве должна выражаться и закрепляться «юр справедливость». Оно не должно быть инструментом одного класса, или группы людей, оно должно воздавать должное правонарушителю. В этом будет заключаться справедливость права.

Справедливость – категория нравственно-правовая, т.е. она не может быть охарактеризована однозначно или только как нравственная или только как правовая. Справедливость является принципом деятельности органов государства, принципом правильного применения правовых норм, принципом законности, принципом юр ответственности.

Без справедливости многие правовые явления (применение правовых норм, реализация юр ответственности) в демократическом правовом государстве не могут существовать. В данном случае право не может и не должно быть несправедливым.

Это не означает тождественности права и справедливости. Эти два феномена идут постоянно навстречу друг другу, то отдаляясь, то очень тесно соприкасаясь между собой, но они никогда не превратятся в одно целое.

Ибо невозможно представить человеческое общество без права, а право без своего идеала – справедливости, к которому всегда будет оно стремиться. А идеал этот всегда создает общество с определенным опережением права. Общество вырабатывает все новые и новые критерии справедливости. Судьба права – стремиться к этим критериям и отражать их в себе. Правда, истории известны случаи, когда право закрепляло идеи справедливости ранее, чем они стали всеобщим пониманием общества. Данное явление свидетельствует об исключительных качествах права – его способности опережать состояние отдельных установок и оценок общества за счет возможности отражать и закреплять передовые нравственные и правовые идеи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.