Факторы, формирующие качество.
Сырьем для производства чая служат молодые трехлистные побеги этого растения. Самый лучший чай дает верхушечная часть побега, состоящая из нераспустившейся листовой почки и двух-трех молодых листьев (флешей). Чай из старых грубых побегов и листьев имеет низкое качество.
Черный байховый чайполучают в результате следующих операций: завяливание, скручивание, ферментация, сушка, сортировка и упаковка.
Основная цель завяливания — придание чайному листу мягкости и дряблости, необходимых для его скручивания.
При скручивании разрушаются клетки чайного листа и высвобождается клеточный сок, что облегчает процесс ферментации.
Ферментация — основная технологическая операция при производстве черного байхового чая. Чай приобретает медно-красный цвет, накапливаются ароматические вещества. Фенольные вещества при глубокой ферментации придают чаинкам темный цвет, формируют вкус и аромат чая.
Сушку чая проводят для прекращения ферментативных процессов до содержания в нем влаги 3—5%. При сушке теряется часть ароматических веществ, уменьшается содержание витамина С и водорастворимых веществ. Чаинки приобретают черный цвет. Высушенный чай сортируют по размеру и качеству чаинок на различные виды и сорта фабричного чая, который после купажирования подразделяют на торговые сорта.
Зеленый чайв отличие от черного не завяливают и не ферментируют при производстве.
Классификация.
По внешнему виду чай подразделяют на байховый, пакетированный, прессованный и быстрорастворимый.
Байховый (рассыпной) чай бывает черный, зеленый, желтый и красный.
Разновидностью байхового чая является ароматизированный чай.Чаще всего ароматизируют черный байховый чай среднего и даже ниже среднего качества, а иногда и высокосортные чаи.
В зависимости от вида и качества черный и зеленый фабричный чай (полуфабрикат) подразделяют на листовой, мелкий и гранулированный.
В торговую сеть поступают следующие сорта байхового черного и зеленого чая: букет, высший, 1-й и 2-й.
По происхождению: индийский, индонезийский, китайский, кенийский, краснодарский и др.
Прессованный чай выпускают его следующих видов: плиточный черный и зеленый, кирпичный зеленый. Разновидностью плиточного черного чая является таблетированный: в виде таблеток по 2 г.
Быстрорастворимый чай получают из готового черного или зеленого чая, выпускают в виде экстракта или порошка. В воде он полностью растворяется.
Экспертиза качества.
При органолептической оценкеопределяют внешний вид (уборку), прозрачность, интенсивность вкуса и запаха настоя, цвет разваренного листа.
Определяют также физико-химические показатели: содержание влаги, экстрактивных веществ, кофеина, танина, содержание мелочи, ферропримесей и других веществ.
Показатели безопасности: содержание токсичных элементов, микотоксинов (афлатоксин В), радионуклеидов (цезий, стронций), патогенной микрофлоры.
К дефектам байхового чая относят: затхлый запах чая или настоя, жженый запах, запах зелени, кислый запах, коричневый цвет настоя или мутный настой, зеленый цвет настоя является дефектом черного байхового чая (недоферментация), «пустой» вкус, «зелень» во вкусе.
Хранение чая. Хранят чай в сухих, чистых, проветриваемых помещениях при относительной влажности воздуха не выше 70%. Не допускается хранение чая со скоропортящимися продуктами и товарами, имеющими запах. Не рекомендуется хранить чай при отрицательных температурах.
7. Кофе: классификация, пищевая ценность и роль в питании, факторы, формирующие и сохраняющие качество, экспертиза качества, дефекты.
Классификация вкусовых товаров
Группа вкусовых товаров объединяет пищевые продукты, основными компонентами которых являются вещества, оказывающие воздействие на нервную систему и пищеварительные органы.
Вкусовые товары улучшают аппетит, усиливают выделение пищеварительных соков, улучшают усвояемость пищи. По характеру действия на организм человека их делят на группы: общего и местного действия.
Вкусовые товары общего действия — алкогольные напитки и содержащие алкалоиды: кофеин — чай, кофе и никотин — табачные изделия.
Вкусовые товары местного действия отличаются содержанием веществ, улучшающих органолептические показатели пищи: пряности и приправы.
Потребительская ценность вкусовых товаров обусловливается их достаточно высокой физиологической ценностью, а некоторых и пищевой, так как они содержат дефицитные минеральные вещества, органические кислоты, легкоусвояемые углеводы, витамины.
В торговой практике вкусовые товары делят на следующие группы: пряности, приправы, чай, кофе, безалкогольные, слабоалкогольные, алкогольные напитки, табачные изделия, ароматические и вкусовые вещества.
Кофе — это семена плодов кофейного дерева, произрастающего в тропических районах Америки, Азии, Африки и Океании.
Пищевая ценность.
Кофе, как и чай, обладает высокой биологической, органолептической и физиологической ценностью, хорошей усваяемостью.
Органолептическая ценность обусловлена вкусом и ароматом напитка.
Биологическая ценность характеризуется содержанием витаминов, органических кислот, минеральных веществ, экстрактивных веществ.
Физиологическая ценность кофе проявляется в содержании веществ, оказывающих влияние на нервную и другие системы организма (кофеин).
Факторы, формирующие качество.
После сбора кофейных плодов их освобождают от плодовой мякоти, а семена (зерна) сушат, сортируют и упаковывают в джутовые мешки.
Для употребления в пищу кофейные зерна обжаривают. В результате получают легко разламывающиеся зерна коричневого цвета, с выраженным кофейным ароматом. Обжаренные зерна охлаждают, иногда размалывают, просеивают и упаковывают.
При обжарке в кофейных зернах протекают сложные процессы: в полтора раза увеличивается объем зерен, масса их уменьшается, сахара карамелизуются, образуются меланоидины, придающие коричневый цвет зернам, а также летучие вещества (около 450 соединений), придающие кофе характерный аромат. Хлорогеновая кислота участвует в формировании вкуса и аромата кофе. Алкалоид тригонеллин переходит в никотиновую кислоту и обогащает кофе витамином PP. Сохраняются и переходят в напиток витамины группы В.
Классификация.
Из многих ботанических видов кофейного дерева наибольшее распространение получили аравийский кофе, либерийский и робуста. Арабика превосходит робусту по вкусу и аромату напитка.
По месту произрастания кофе делят на три группы: американский, азиатский и африканский. Каждая группа включает много коммерческих сортов кофе, которые имеют название в зависимости от страны, где их выращивают, или порта, через который их отправляют на экспорт.
Кофе натуральный жареный.Жареный кофе выпускают в зернах и молотый.
Кофе жареный в зернах и молотый выпускают высшего и 1-го сортов.
Растворимый кофе. Это высушенный до порошкообразного состояния экстракт натурального жареного кофе. Такой продукт растворяется в воде быстро, без осадка.
Кофейные напитки (нерастворимые и растворимые). Кофейные напитки готовят из обжаренных и размолотых продуктов растительного происхождения: хлебных злаков (ячмень, овес, рожь, пшеница), плодов (яблоки, груши, винная ягода), орехоплодных (желуди, каштаны), шиповника, корнеплодов (цикорий, морковь, сахарная свекла), какавеллы, кофе и других видов сырья.
Экспертиза качества.
При оценке по органолептическим показателямопределяют внешний вид зерен. Они должны быть равномерно обжарены, коричневого цвета с матовой или блестящей поверхностью, а молотый кофе — в виде коричневого порошка с включением золотистой оболочки кофейных зерен. Вкус и аромат кофе определяют в напитке.
При оценке по физико-химическим показателямв жареном кофе определяют влажность, количество экстрактивных веществ, содержание кофеина, зольность, степень помола, наличие металлопримесей и других посторонних веществ.
Показатели безопасности кофе аналогичны показателям безопасности чая.
Дефектыжареного кофе: обугленные зерна, зерна ломаные, механически поврежденные, поврежденные вредителями, кислый запах и вкус, неравномерно обжаренные зерна, белесые зерна, недожаренные зерна.
Храняткофе в сухих чистых складских помещениях с хорошей вентиляцией. Влажность воздуха в них не должна превышать 75%. Недопустимы хранение кофе с пахнущими продуктами и размещение вблизи отопительных приборов или канализационных труб. Срок хранения кофе, упакованного в бумажные коробки и комбинированные банки, — 3 мес, в жестяные банки (без вакуума) и из полимерных материалов — 5 мес.
Гарантийный срок хранения герметично упакованного растворимого кофе — 12 мес.
8. Вина: классификация, химический состав и пищевая ценность, роль в питании; особенности экспертизы качества вин, показатели качества вин разных групп, дефекты.
Классификация вкусовых товаров
Группа вкусовых товаров объединяет пищевые продукты, основными компонентами которых являются вещества, оказывающие воздействие на нервную систему и пищеварительные органы.
Вкусовые товары улучшают аппетит, усиливают выделение пищеварительных соков, улучшают усвояемость пищи. По характеру действия на организм человека их делят на группы: общего и местного действия.
Вкусовые товары общего действия — алкогольные напитки и содержащие алкалоиды: кофеин — чай, кофе и никотин — табачные изделия.
Вкусовые товары местного действия отличаются содержанием веществ, улучшающих органолептические показатели пищи: пряности и приправы.
Потребительская ценность вкусовых товаров обусловливается их достаточно высокой физиологической ценностью, а некоторых и пищевой, так как они содержат дефицитные минеральные вещества, органические кислоты, легкоусвояемые углеводы, витамины.
В торговой практике вкусовые товары делят на следующие группы: пряности, приправы, чай, кофе, безалкогольные, слабоалкогольные, алкогольные напитки, табачные изделия, ароматические и вкусовые вещества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|