Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Архитектурный факультет ВХУТЕМАСа. Обмас. Новая академия. Академическое отделение. Сравнение программ.

Вообщем все название билета имеется ввиду про обмас. А для сравнения программ необходимо прочитать предидущий билет.

В 1918 году в нашей стране была реорганизована вся система художественного образования. На архитектурном факультете Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ) были созданы три мастерские во главе с классиками-архитекторами И. Жолтовским, А. Щусевым, И. Рыльским. Но в это время среди студентов нарастает неприятие к классическим методам преподавания, проявляется стремление к созданию новой архитектуры. На одном из организованных собраний выступил Николай Ладовский и главным в его речи был новый подход к архитектуре, который подчеркивал роль психологии восприятия, роль пространства в формировании архитектурной композиции, аналитический подход к элементам архитектурной формы, средствам и приемам художественной выразительности. Это впоследствии легло в основу его психоаналитического метода. На студентов сильное впечатление произвела речь Ладовского, для многих оказалось неожиданным, что в основу создания композиции должен встать человек с его эмоциональным и зрительным восприятием и что, вообще пространство — основной материал архитектуры. В новую мастерскую — Обмас (Объединенные левые мастерские) записалось огромное количество желающих. Обмас был выделен в самостоятельное отделение факультета и студенты занимались по единому плану, разработанному Ладовским и его соратниками Н. Докучаевым и В. Кринским [ 1, 2].

Три года существования Обмаса (1920 — 1923 г.г.) имеют особое значение для советской архитектуры. Здесь произошло формирование:

1) нового метода обучения архитектора;

2) одного из интереснейших пропедевтических курсов ВХУТЕМАСа — дисциплины «Пространство»;

3) творческой концепции рационализма;

4) приемов и средств выразительности художественно-композиционной системы нового стиля [2, 3]. До 1920 года в московской архитектурной школе обучение студентов начиналось с освоения классики, считалось, что это развивает логику архитектурного мышления, познает сущность профессии. Это заставило Ладовского систематизировать свою концепцию формообразования, и построения объемно-пространственной композиции, основанной на освоении основных элементов архитектуры (форма, масса, ритм, пространство и др.) Ладовский последовательно отрабатывал со студентами один элемент за другим в абстрактных заданиях — учебных упражнениях, а затем в конкретных (производственных). Это привело к генерированию профессиональных приемов и средств новой архитектуры. В ОБМАСе Ладовским и его соратниками при использовании творческого потенциала молодежи шел процесс выработки профессионального языка новой архитектуры. Причем в первое же задание была введена новая форма подачи проекта — макет. Ладовский совершенно справедливо считал, что архитектор должен учиться мыслить объемно-пространственной композицией, эскизировать в объеме, и только потом переносить отработанную композицию на бумагу. Метод этого педагога — архитектора заключался в переходе от абстрактного мышления к конкретному (совершенно не нужно на первых порах озадачивать учеников лишними фактами, деталями, информацией — он развивал механизмы логического мышления и воображения). Главная задача на первых порах овладения профессией — развитие объемно-пространственного воображения, это заставляет мыслить оригинально, вскрывать творческий потенциал [ 3 ].



Среди отвлеченных и производственных заданий в рамках психоаналитического метода студенты разрабатывали следующие темы:

· «Выявление геометрических свойств формы»

· «Выявление физико-механических свойств формы (масса и устойчивость, масса и равновесие)»

· «Выявление и выражение массы и веса»

· «Выявление конструкции»

· «Выявление пространства»

· «Выявление динамики ритма, отношений пропорций (на плоскости)»

· «Выявление динамики ритма, отношений пропорций (по вертикали)»

Ладовский серьезно ставил вопрос о рациональных основах восприятия архитектурно-художественной формы, считал необходимым научно исследовать объективные психо-физиологические закономерности восприятия человеком архитектурных форм, пространства, цвета; ставил задачу найти в вопросах формообразования не только эмоциональные моменты, но и рациональные (чтоб архитектор в своих поисках мог учитывать объективные закономерности восприятия человеком архитектурных сооружений) [4]. При восприятии формы ( по мнению Ладовского) мы усматриваем в ней следующие качества:

· геометрические (отношение сторон, ребер, углов);

· физические (весомость, плоскость, масса и др.);

· физико-механические ( устойчивость, подвижность);

· логические (выразительность поверхности как таковой и ограничивающий объем);

В зависимости от выразительности величины можно говорить о мощи и слабости; величии и низменности; конечности и бесконечности…

Архитектор оперирует этими качествами как определенными величинами. Ладовский, в отличие от конструктивистов, которые видели объективные основы появления любой формы в конструкции и функции, называет третью задачу архитектурной формы — потребность ориентации в пространстве. И существенно меняло характер взаимоотношения научно-технического творчества и архитектуры [ 4 ].

Внедряя в творчество архитектора рациональное начало, Ладовский имел в виду прежде всего организацию и формирование архитектором пространства и объема, выявление формы, подчеркивание свойств этой формы для восприятия человека. Здесь важен тот набор профессиональных средств и приемов, которыми архитектор должен владеть, чтоб использовать эти объективные закономерности для правильного выявления масштаба.

Последовательно и жестко внедряя в сознание учеников во ВХУТЕМАСе рациональные приемы формообразования, он оставлял свободу в создании художественного образа. Поэтому все проекты, созданные во ВХУТЕМАСе под его руководством отличаются и рациональ- ной логикой и свободой объемно-пространственной композиции. Он приучал студентов в широкой палитре приемов художественной выразительности выбирать в качестве доминантных те, которые важны для конкретного проекта и активно развивать их в художественном образе. Это приучало учеников рассматривать композиционные приемы не только как композиционные средства, но и как важную составляющую архитектурного образа. Такое отношение к роли художественно-композиционных приемов у учеников Ладовского становилось частью их профессионального мышления.

Особое место занимают ученики первого потока Обмаса. Осенью 1923 года, когда в структуре ВХУТЕМАСа было выделено автономное отделение (где два года, а потом один год учились по общей программе все студенты), возникла потребность укомплектовать преподавателями пропедевтическую дисциплину «Пространство», Ладовский рекомендовал своих учеников, студентов первого потока Обмаса: В. Балихина, М. Коржева, В. Петрова, М. Туркуса, И. Ламцова, С. Глаголева, Ю. Спассокого. Они, под руководством В. Кринского, внедряли психоаналитический метод во всем ВХУТЕМАСе. Таким образом в руках учеников Ладовского оказалась ключевая позиция влияния на общие формообразующие процессы в предметно-художественном творчестве, а главное в архитектуре. Все студенты архитектурного факультета проходили через руки этих учеников Ладовского, выполняя упражнения по той же программе, которую отрабатывал на проектах в Обмасе сам Н. Ладовский [3,4 ]. Кроме того, методы обучения Ладовского и его учеников, основанные на законах рационального пространственного формообразования, стали основополагающими в обучении архитектурной композиции на начальном этапе профессиональной подготовки в архитектурных и технических вузах нашей страны.

Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно — пространственнойкомпозицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу! Введение макетногометода проектирования помогал проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.