Силы и моменты, действующие на автомобиль или автопоезд при прямолинейном движении
1. Силы и моменты, действующие на автомобиль или автопоезд при прямолинейном движении. Схема сил, действующих на автомобиль-тягач, изображена на рис.1.
На рисунке показан наиболее общий случай, когда автомобиль-тягач ускоренно движется на подъем крутизной ά. При изображении сил приняты следующие основные допущения: дорожные условия под правыми и левыми колесами одноименных мостов автомобиля одинаковы, поэтому все силы, действующие на мост, могут быть приведены к его середине; автомобиль симметричен относительно продольной оси; нормальные составляющие реакции дороги приложены в середине контактной поверхности, а их смещение учтено в моментах сопротивления качению колес мостов. Рис. 1. Силы и моменты, действующие на автомобиль-тягач при прямолинейном движении.
Все силовые факторы, действующие на автомобиль-тягач, можно разделить на три группы: движущие; сопротивления движению; нормальные к направлению движения.
К первой группе относится окружная сила на ведущих колесах FK.
Вторую группу составляют:
Mf1, Mf2 — моменты сопротивления качению колес автомобиля;
FB — сила сопротивления воздуха;
Fi — продольная составляющая силы тяжести автомобиля;
5 Fjx — сила сопротивления поступательному ускорению масс автомобиля;
Fnx — продольная составляющая силы сопротивления прицепа. У одиночного автомобиля сила сопротивления прицепа отсутствует.
К третьей группе относятся:
RZ1, RZ2, — нормальные реакции дороги;
Gacos ά — нормальная составляющая веса автомобиля;
Fnz — нормальная составляющая силы сопротивления прицепа (крюковая нагрузка).
Силы, входящие в эту группу, направлены перпендикулярно к вектору скорости автомобиля. Поэтому их влияние на динамику движения автомобиля не непосредственное, а косвенное.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23
Тормозные свойства транспортной техники.
Под тормозными свойствами понимают способность машины быстро снижать скорость движения вплоть до полной остановки при минимальном тормозном пути, сохранять заданную скорость при движении под уклон, а также оставаться неподвижным при действии случайных сил.
Уменьшение скорости движения машины при торможении происходит за счет искусственного создания момента сопротивления вращению колес. При этом кинетическая энергия машины превращается в тепловую вследствие трения, возникающего в тормозных механизмах и при контакте шин с опорной поверхностью.
Машина должна иметь несколько тормозных систем, выполняющих различные функции: рабочую, стояночную, вспомогательную, запасную.
Рабочая (основная) тормозная система служит для уменьшения скорости машины и полной его остановки. Тормозными механизмами рабочей тормозной системы является колёсные тормоза. В процессе торможения кинетическая энергия машины переходит в работу трения между фрикционными накладками и тормозным барабаном или диском, а также между шинами и дорогой. Тормозной момент МТ, развиваемый тормозным механизмом, зависит от его конструкции и давления в тормозном приводе:
где - коэффициент, зависящий от конструкции тормозного механизма;
- избыточное давление в тормозной системе.
Управление рабочей тормозной системой осуществляется от ножной педали.
Стояночная тормозная система предназначена для удержания машины на месте. Привод стояночной тормозной системы воздействует на колесные тормоза рабочей тормозной системы или на специальный дополнительный тормоз, связанный с трансмиссией машины.
Вспомогательная тормозная система используется при длительном торможении машины (например, на длинных спусках). Она состоит из моторного или трансмиссионного тормозов-замедлителей. Управление ей автоматическое или ручное.
Запасная тормозная система служит для остановки машины при отказе рабочей тормозной системы. У некоторых машин функции запасной выполняет стояночная тормозная система.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|