Сделай Сам Свою Работу на 5

Преступления против хоз. порядка: злоупотребление экономической монополией и корыстное использование торговой свободы.





Признание действия уголовно наказуемым ставило юридический вопрос о наложении на лицо уголовного наказания — роеnа. Термин был греч. происхождения и выражал исходное представление об очищении (punitio) общины, сооб-ва, от прест-ка и предоставлении его во власть богов карающих.

По своему содержанию и по направленности наказание должно носить правовой характер, т.е. оно должно быть прямо предусмотрено правом в связи с данным преступлением и представлять конкретную общественную оценку действий преступной личности.

По своей социально-правовой цели наказание должно иметь превентивно-профилактический смысл. Этому же должна служить и неотвратимость наказания за преступление. Причем неотвратимость римская юстиция трактовала именно в этом ключе целесообразности, а не правовой справедливости, воздаваемой личности в виде наказания.

Конкретный вид и способ применения наказания устан-лись или опр. законом, касающимся того или иного конкр. вида преступления, или правовой традицией, или суд. усмотрением, исходя из качества преступления, личности преступника и общих допускавшихся при тех или иных обст-вах видов наказаний римской правовой практики.



Осн. место занимали наказания, кот. преступник тем или иным способом д. б. подвергнуться обществ-му осуждению со стороны равных, лишен привилегий, связ-х с принадлежностью к римскому сооб-ву, лишен возм-ти в дальнейшем посягать на интересы и правопорядок сообщества.

1)Смерт. казнь (poena capitis). Назначался либо ввиду особой обществ. опасности, особой дерзости преступл., либо при посяг-ве на священные устои Рим. об-ва. Обезглавливание.

2)Принудительные работы. Виды: приговаривание к работе на рудниках (за преступления против римского народа, за военные преступления), считались по тяжести следующим наказанием после смертной казни, и приговаривание к использ-нию в школе гладиаторов.

3) Лишение гражданского статуса. За очень многие виды преступлений, за должностные преступления, нарушения нравственных устоев общества

4) Заключение в тюрьму.Допускался только в отношении рабов — за маловажные преступления, за ослушание господ, за отказ от свидетельских показаний и т.п.



5) Телесные наказания.Применялись только за кражи детей. Битье палками или розгами,

6) Штрафы. Применялись в основном в магистратско-комициальной юрисдикции

В римской юстиции практически полное отсутствие различий между действием активным и пассивным, итогом которых стало бы преступление. Не признавалось важных для определения наказаний граней между собственно совершением преступления и соучастием, подстрекательством к нему (интеллектуальным или физическим), прямым или косвенным исполнением, хотя все оттенки этого преступного поведения были выяснены и разобраны римской юриспруденцией.

Наличие вины (culpa), т.е. некоторого субъективного отношения предполагаемого преступника к наказуемому действию, признавалось в римском праве обязательной принадлежностью формирования уголовной ответственности.

В римском праве сформировалась единственная форма уголовной вины — только в виде преступного умысла, злостного умышления (dolus).

Уголовная вина означала:

1) знание возможности последствий и всех фактических обстоятельств дела (не исключая и шалость), представление о возможных, даже и не желаемых персонально субъектом последствиях поступка (толкнул — упал, поджег — загорелось и т.д.) Для обоснования виновности.

2) не обязательно было субъективное осознание противозаконности своего поступка; не подразумевалось, что нужно точное юридическое знание, что именно и в какой степени нарушается.

3) Для виновности необх-мо было наличие вредной для об-ва или для др. лиц направл-ти воли.

Уголовному преследованию подлежали только правонарушения, кот. рассм-лись как колеблющие порядок «публичных дел». Значительный ряд безусловно опасных по своим последствиям правонарушений рассматривался в римской юстиции как вопрос частного права и поэтому подлежащих разбирательству не в порядке уголовного, а чисто гражданского судопроизводства, образуя спец. сферу деликгного права. В итоге сложилось так, что собственно факт угол. суд. разбир-ва и тем более его правовая форма опр-лись совокупностью обст-тв: и правовым содержанием предполагаемого дела, и качеством субъекта преступления, и наличием особой подсудности, и предполагаемым возможным наказанием, и др. условиями. Единой и всеобщеобяз-й формы уголовного судопроизводства римская юстиция не выработала и не предполагала.



В зависимости от разного рода обст-в сложились 5 типичных и общераспростр-х, опирающихся на соотв-щие указания римских законов форм уголовного судебного разбирательства:

1. Магистратский публичный процесс -велся единолично уполномоченным должностным лицом (курульным магистратом) в случае специальных обвинений против особых категорий лиц.; воинские прест, обвинения против римлянок, иностранцев и неримских граждан.

2. Магистратно-комициальный процесс - велся высшим магистратом (на основе полномочий imperium) с участием народного собрания в качестве обязательной апелляционной инстанции. Дела по наиболее важным преступлениям, совершенным римскими гражданами, в особенности тем, которые могли повлечь в качестве наказания смертную казнь.

3. Частный процесс по частным правонарушениям;в суде претора, не различался от разбирательства других дел на основе частного права вещного или обязательственного содержания.

4. Процесс коллегии присяжных; производился специально организованными коллегиями присяжных судей под председательством магистрата (как правило, претора). Разбирательства должностных обвинений, тяжких уголовных преступлений, преступлений против публичного правопорядка, совершенных римскими гражданами

5. Муниципальный процесс. -велся магистратом в провинции на основе его спец. там полномочий как в отношении рим. граждан, так в отношении вообще всех жителей провинции и сводился к утверждению решений и приговоров сущ-вавших там своих органов общинной юстиции.

Принципиальная особ-ть уголовного судопроизв-ва - требование необходимости только частного обвинения по всем уголовным делам. Для начала угол. судопроизводства необходимо было, чтобы частное лицо (полноправный римский гражданин) обвинил другое лицо в нарушении права с признаком уголовного преступления, в частном порядке обратился в соответствующую судебную инстанцию и выразил решимость в порядке частной инициативы поддерживать обвинение.

Заинтересованное в обвинении лицо обращалось в уголовную комиссию (quaestio). Комиссий было несколько. Объединение всех таких комиссий считалось как бы верховным уголовным судом.

В составе их было по несколько специалистов судей из числа граждан высших сословий, присяжные судьи избирались по жребию; председательствовал специальный претор. До назначенного заседания суда гражданин-обвинитель должен был выполнить некоторые формальности по засвидетельствованию своего намерения и сути обвинения. Если обвинителей было несколько претор назначал одного в качестве dominus litis, добавив также, как правило, троих помощников.

Все они подписывали обвинительный акт. Обвиняемый пользовался правом пересмотра акта обвинения. Обвинитель в известном смысле связывал себя фактом обвинения. Только выигрыш дела не влек никаких возможных отрицательных последствий, и давал возможность получить общественную награду. При проигрыше дела в суде, при недоказанности обвинения, обвинителю мог быть вчинен иск со стороны прежнего обвиняемого по поводу клеветы на него, а также любой римский гражданин мог обвинить его в недобросовест-ти, сговоре с обвиняемым и возбудить дело.

После определения cодержания обвинения следовала процедура назначения состава суда присяжных. Каждая сторона имела право отводить определенное количество назначенных в списке присяжных; как правило, в слушании дела принимали участие от 35 до 75 присяжных.

Судоговорение начиналось с речи обвинителя, в которой тот обязан был следовать 4 условиям: Главным элементом судоговорения были речи: обвинителей и обвиняемого. Присяжные выносили общий вердикт голосованием: «оправдан», «приговорен», «истина не установлена».

Приговор требовал голосов не менее 50% присяжных, при равенстве голосов «за» и «против» подсудимый оправдывался. В эпоху монархического строя, тем более рецепции римского права, значительно возросла роль председательствующего в суде. Появились платные обвинители-доносчики, а затем и профессиональные следователи-полицейские.

Доказ-ва:

- показания свидетелей.

- улики, добытые в ходе обыска дома обвиняемого;

- свидетельства, почерпнутые из бумаг (выемка бумаг).

- письменные доказательства учитывались в уголовном процессе только, если речь шла о документах официального содержания и назначения (не о частных документах).

 

 

28 Эволюция общественного и государственного строя Византийской империи.

История византийского государства и права не­разрывно связаны с основными тенденциями эво­люции Римского государства. С одной стороны, ее история отличалась преемственностью с формами организации власти и права в Риме, а с другой - демонстрировала уникальную специфику.

В III в. обозначился социально-политический кри­зис Римской империи, кот. показал невозм-ть эффективного управления государством из одного по­литического центра. Это обусловило возникновение тетрархии (четверовластия), когда Римская империя для удобства упр-ния была разделена Диоклетиа­ном на 2 части: западную с центром в Риме и вос­точную.

В IV в. Западная римская империя окончательно приходит в упадок, и центр экономич. и политич. жизни переносится на восток. Сто­лицей империи с 330 г. становится др. греческий город Византии, расположенный на европейском берегу пролива Босфор между Эгейским и Черным морями. Вскоре он был переименован в Константинополь.

В 395 г. в годы правления импер-ра Феодосия произошел раздел Римской имп.на Западную и Восточную (Византию). Сами византийцы стали назы­вать свою страну «Империей ромеев».

Падение в 476 г. Западной Римской империи по­ложило начало самостоятельной истории Византии. В IV-V вв. Византия сохраняла унаследованную от Рима гос. и адм. организацию. Значит. изменения претерпела лишь армия и военный строй. Своего расцвета Византия достигла при Юстиниане, когда были осущ-ны обшир­ные внешние завоевания.

Становление феодально-сословного строя приходит­ся на VIII—IX вв., что сопровождалось централизаци­ей политич. власти. В XIII в. Византия пережи­вает период децентрализации и упадка. В 1204 г. она распадается на несколько самост. государств. В 1261 г. после изгнания крестоносцев целостность государства восстанавливается, но былого могущества Византия уже не достигла.

Выделяют 3 основных этапа византийской государственности:

1) IV-VII вв - позднеантичная (раннефеодальная) централизованная монархия;

2) VIII - XII вв. - феодальное гос-во с сильной церковной властью в форме абсолютной монархии, предст-шей собой среднее между восточной деспотией и западноевроп. абсолютизмом;

3) III -XV вв. - кризис Восточной римской империи, «второго Рима».

Центром госуд-ности был император — вер­ховный военачальник, законодатель, судья. С VII в. византийский император носил титул «Басилевс». Им­ператорский статус не передавался по наследству. Фор­мально его выбирал Сенат, народ и армия, а фактиче­ски — мощная партия аристократии. Избранного им­ператора венчал на царство Константинопольский пат­риарх.

Личность императора обладала сакральными хар-ками. В общественном сознании закре­пилась идея богоустановленности власти императора. Это объясняло положение главы государства как стоящего вне закона. Но статус императора различался в зависимости от периода развития страны. Если на первом этапе император формально избирался «Сенатом, армией и народом Византии», а потом был вправе выбирать себе «соправителя-преемника», то с IX в. в Византии формируется наследственная легитимная монархия.

Император осущ-лял упр-ние совместно с Сенатом, кот. представлял собой консультатив. (совещат.) орган по вопросам войны и мира. Важн. место в системе политич. власти занимал Гос. совет, работавший под председат-вом квестора (он ведал адм-ными вопросами и осущ-лял суд. функции). Помимо императора высш. должн. ли­цами в Византии были префект столицы, начальник дворца, квестор, 2 магистратуры армии, 2 пре­фекта преториев, логофеты (знатоки права). Канцеля­рии назывались секретами.

Местное управление осущ-лось префектурами в рамках провинции. Низшей ячейкой местного уп­р-ния являлись общины. В Италии и в Африке функционировал институт наместников. В конце XI в. была создана четкая иерархия гос. чинов и титулов.

В начале XIII в. положение Византии хар-зовалось перманентным кризисом и нестабильнос­тью. Ослаблению империи способст-ла агрессивная внешняя политика римского папства, Венецианской республики и европейские Крестовые походы.

Развитие византийского права было тесно связано с процессом феодализации византийского общества и Становлением сословного строя. Свободное население подразделялось на почтенных и смиренных. Это де­ление закрепляло степень причастности к гос. службе и наличие привилегий. Юр. сословная структура накладывалась на должно­стное подразделение.

Высшим являлось сословие сенаторов, кот. де­лились на сиятельных, знатнейших и почтенных. Зва­ние сенатора было наследственным, но могло быть по­жалованным и императором в качестве персональной заслуги. Они освобожд-сь от уплаты основных гос. налогов, не могли быть арестованными и заточен­ными в тюрьму, осужд-ми без разрешения импе­ратора и согласия Сената. К ним не могли применять­ся наиболее тяжкие и позорящие наказания. Обязанности: Они долж­ны были ежегодно подносить императору подарки, обязаны были проживать в столице и не могли покидать ее без уведомления, не могли отказываться от выполнения гос. поручений.

Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий было сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовы­ми и судебными привилегиями.

Мелкие земельные собственники и горожане состав­ляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.

Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых гос. натуральных повинностей, но уплачивало денежные.

Помимо неск. групп свободного населения в Византии сущ-вали и категории зависимых. От Римской империи было унаследовано рабство, претер­певшее существ-ю трансформацию. Рабы рассм-лись уже не как вещи, а как огранич-е в правах и лишенные свободы люди. Убийство раба при­равн-лось к убийству свободного человека плебей­ского сословия. В IV в. были разрешены браки рабов и свободных. Однако рабы были полностью лишены доступа к гос. должностям.

Осн. массу зависимого населения составляли колоны. Институт колоната стал осн.способом превращения бывших рабов в феодально-зависимое население. Таким образом, анализ социальной структуры ви­зантийского общества доказывает наличие сложивших­ся феодальных отношений.

Для Византии характерна очень медленная феодализация общества: вплоть до XI- -XII вв. там сущ-вали рабы. Они составляли низшее сословие соц. иерархии, не обладая правосубъектностью.

Немного выше рабов стояли византийские крестьяне, податное сословие, которое было весьма неоднородным. Среди них выделяют позднеантичных колонов - земельных арендаторов по срочным контрактам первого этапа византийской госуд-ности, кот. могли быть как лично свободными, так и приписными к земле. При этом в IV в. преобладала первая категория колонов, а к VI в. - вторая. Элевтеры были формально свободными крестьянами-общинниками, однако впоследствии вынужденно заполняли прекарные грамоты и становились крепостными. Апоры - - обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в аренду своей земли более зажиточным соседям по общине. Мортиты, наоборот, брали землю в аренду, выплачивая арендодателю «десятину» с выращенного урожая. С третьего этапа развития византийской госуд-ности среди крестьян начинают преобладать парики - крепостные крестьяне, кот. относили к казенным или частным - в завис-ти от принадл-ти тому или иному господину. Когда с XI в. в Византии появилась прония - условное земельное держание, дававшееся феодалу за воинскую службу, кол-во частных париков увеличилось.

Примерно на одном соц. уровне с крестьянами стоял городской плебс, кот. не обладал полной правосубъектностью - в отл-е от знатных и почетных горожан - - судовлад-цев, торговцев-ростовщиков, облад-ших почетными званиями, привилегиями, ставившими их в ряд с высш. сосл-ями.

Куриалы, сборщики налогов в Византии, составляли привилегированный слой общества. К ним относились члены городских курий - советов византийских городов. Невзирая на привилегию собирать налоги с податных лиц, некоторые налоги в казну куриалы и сами были обязаны платить.

Динаты- - «могущественные» обладали полным «налоговым иммунитетом». Динаты также не несли никаких трудовых повинностей в пользу государства, что приближало их к 2 основным высшим сословиям Византии -сенаторам и духовенству.

Духовенство любого уровня в Византии не платило никаких налогов в казну, и это делало привилегии церкви весьма ощутимыми.

Сенаторское сословие подразд-сь на 18 разрядов. Каждый из этих разрядов относился к категории крупных землевл-цев, польз-шихся полной имущ-ной правосубъектностью и свободных от налогообл-ния. Сенаторы имели свои воен. отряды, свою систему штрафов по отн-нию к крепостным и параллельно замещали высшие гос. должности, составляя оплот византийской бюрократии.

На первом этапе византийской государств-ти, в V- -VI вв., сенат по западно-римской традиции еще играл важн. роль в гос-ве (жители Византии называли себя «ромеями», т.е. римлянами, хотя офиц. языком был греческий). Но впоследствии сенат эту роль утрачивает. На смену ему приходит синклит (совет) при Василевсе, куда входили высшие гос. чиновники: квестор, возгл-ший синклит и выполнявший ф-ции министра юстиции; префект столицы, упр-ший Константинополем; 2 префекта претория, один из кот. управлял Восточной частью империи, а другой - Балканами и др.

Поскольку в Византии сущ-вала огромная бюрократия, то в ней было и около 60-ти гос. министерств - «секретов». Рангов чиновников во Восточной римской империи насчит-лось примерно столько же, сколько и главных «секретов». Для бюрократич-го аппарата Византии была хар-рна развитая система коррупции и фискалитета.

Местное управлениене было неизменным. В IV- -VII вв. в Восточной римской империи сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе 2 префектур стояли префекты, входившие по должности в синклит. Префектуры подразделялись на диоцезы, кот. насчит-лось 7, во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на 50 с лишним провинций во главе с начальниками провинций, а самым низшим звеном служили округа, также возглавляемые окружной администрацией. При такой системе управленч. полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с суд-ми, но были отделены от военных. Когда же в VII в., в связи с необх-тью защиты гос-ва от арабов, прежняя система уступила место фемному строю (фема - военно-администр-й округ), то глава фемы, стратиг, был наделен всеми властными полномочиями, включая суд. и военные.

В Восточной римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации.

Высш. светским судом был суд императора, рассм-вший по первой инстанции дела о гос.измене и др. особо тяжких преступл-х. В осн. же этот суд служил апелляц-й инстанцией на приговоры и решения, вынес-е в низших судах. Император-й синклит также являлся суд. инстанцией высшего уровня, рассм-я как первая инстанция тяжкие преступления (преимущ-но гос-ные). Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. А главы отд. «секретов» рассм-ли дела, касавшиеся их отрасли, и с участием лиц, заинтерес-х в разрешении конфликта.

Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже стояли суды архиепископов, еще ниже - епископскиесуды. Их компетенция сводилась к юрисдикции в сфере религии, нравств-ти, а также в брачно-семейной сфере. В сферу деят-ти церковных судов Византии попадали и все дела с участием духовенства.

На местном уровне до VII в. суд. деят-ть в основном осущ-ли главы административных единиц. Но, например, в провинции, наряду с ее главой, высшим судьей был претор. С введением фемного строя суд. деят-ть в фемах стали осуществлять стратиги.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.