Государственный и общественный строй Римской республики (5 – 1 вв. до н.э.)
Положение римского гражданина в данный период подразумевало обладание политич. правами (выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии) и личными, частногражд-ми правами (носить трехсоставное имя, участвовать в торговом и гражд. обороте, заключать брак, пользоваться особыми формами суд. защиты, составлять завещания). У полноправного гражданина сущ-вали и опр. обяз-ти: служба в армии, уплата налога, соблюдение религ-х и морал-х устоев. Гражданин Рима мог претендовать на бесплатное наделение землей, на выдачу хлеба, на доступ к играм и зрелищам. Их запрещено было подвергать телесным наказаниям.
Римского гражданства можно было лишиться при утрате свободы (пленение на войне, продажа в рабство), в силу приговора суда (наказание), в силу особо общественно морального осуждения (когда происходило лишение права составить завещание, выдвигать иски в суде). Сословия:
1. нобилитет - высшее сословие,римскую знать – Только они могли занимать должности консулов. Нобилитет претендовал на политич. первенство, имел религиоз. влияние на граждан Рима и мог присваивать жреческие долж-ти. Возглавляли армию, управляли провинциями.
2. Сенаторов и всадников, кот.выделялись из-за своих богатств. Сенаторские полномочия можно было получить вследствие длит. исполнения обяз-тей жреца и за счет наследства согласно имущ-ному цензу. Такое звание давало право присут-ть в Сенате и исполнять суд. обяз-ти в спорах м/у гражданами. Самым мобильным, многочисленным и экономически влиятельным слоем было сословие всадников. Они занимались внешней торговлей, ростовщическими и финансовыми операциями (откуп налогов). Их привлекали на гос. и военную службу.
3. Жители внеиталийских областей (перегринов) и стран, сохранивших автономию и заключивших с Римом особые дог-ры о федерации (справедл. союз). Жители этой категории сохраняли собств. гражд-во и получали гос. покровит-во Рима и правовую охрану. Они не пользовались никакими правами римских граждан, но имели общенародные права (участие в торг. обороте, закл-ние брака, возбуждение исков в суде).
4. Свободные в Риме делились на 2 социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), бедноту (люмпен-пролетарии), которые составляли большинство общества.
5. Люмпен-пролетариат – это люди, обладающие правами римского гражданина, то есть они могли участвовать в выборах магистратов, в народных собраниях, но не имели собств. хоз-ва и не работали. Жило это сословие за счет подачек богатых людей, становясь их клиентами, поддерживая их кандидатов при голосовании и оказывая разл. услуги. Люмпен-пролетариат не имел особых политических интересов и убеждений, он требовал «хлеба и зрелищ».
6. Вольноотпущенники (бывш. рабы, отпущ-е на свободу господами и обладавшие неполноправным гражд-вом). Им было предост-но право участ-ть в центуриатных комициях. Они не избирались на долж-ть магистратов и не имели прав на закл-ние закон. брака. По отн-нию к своему хозяину вольноотпущ-ки д. б. оказывать ему матер. услуги, сохранять почтение, не имели права предъявлять иски на него. За нарушение этих обяз-тей вольноотп-к мог быть снова объявлен рабом.
7. Язычники и евреи не могли занимать обществ-е и гос. долж-ти, обладать рабами и вступать в законные браки. Еретики и вероотступники подлежали такими же огранич-ми в своих правах.
8. К несвободному населению относили класс рабов, которые были или захвачены в плен на войне, или родились рабами, или были проданы за долги. Рабы делились на публичных (занимавшихся в частном и в обществ. хозяйстве) и колонатов. Колон жил на чужой земле и платил за нее ренту; он не имел права добровольно уйти от хозяина (прикрепление); он имел личную свободу, мог заключать брак, иметь семью, им-во (отд. от хозяйской);. он должен уважать своего хозяина и не подавать против него иски в суд; Выйти из состояния колона можно было только путем отпуска на волю хозяином.
В период республиканской истории осн. учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а осн. сословиями — патриции и плебеи, к которым впоследствии прибавилось сословие всадников.Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие опр. круг деятельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и др. Эти лица обращались к народу на сходках с указом, в кот. они знакомили с программой своей деят-ти или помещали распоряжения, касающиеся отд. лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдиктами (от "объявление, распоряжение"), а потом их стали писать на белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета.
Эдикты магистратов обладали 2 важными атрибутами властного характера:
1. юрисдикцией (личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через посредство судьи, который уполномочивался на это магистратом);
2. империумом (полнота высшей власти, предоставляемой магистрату для проведения определенного рода мероприятий, направленных на обеспечение общего блага).
Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью:
1. все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном
2. практически все маг-раты избирались в долж-ти сроком на 1 год, и только цензоры избирались сроком на 5 лет..
3.каждая магистрат. должность в республике замещалась не одним, а 2 или несколькими должн-ми лицами в обеспечение коллегиальности в отправлении этих властных должностей.
4. все должности выстраивались в особой иерархич. соотнесенности и соподчиненности.
5. все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без матер. вознаграждения
6. если чин-ки использ-ли свою власть во вред республики, они м. б. привлечены к отвеет-ти.
Основными чиновными персонами в республике были:
Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами. Консулы имели право председат-ть в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях. По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям.
Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названием "младший коллега консула"), однако с гораздо меньшими полномочиями. Из полномочий претора по поддержанию обществ. порядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров.
Цензор был облечен полномочиями по составлению так называемого ценза — списка населения с последующим распределением граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка сенаторов. Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравственным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан.
Обяз-ть эдила - по организация и контроль за обществ-м порядком - на улицах, рынках и т.д.
Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.
Народные трибуны были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только плебеев. Они обладали правом вето на любое решение сената или магистрата и даже на принятое судебное решение. Любой житель имел право обратиться к трибуну за помощью и защитой. Личность плебейского трибуна была священной и неприкосновенной.
В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (7-го) рекса Тарквиния Гордого установился республикан. строй. Период республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значит. соц. сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отд. групп населения. Осн. соц. делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некот. время поддерживалось сущ-ванием их коллектив. собств-ти на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллектив. собств-ть на землю становилась фиктивной, обществ. земел. фонд переходил к отд. собств-кам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончат-но утвердив частную собств-ть. Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство. Рабы были государственные и частновладельческие.
Правовое положение личности в Риме хар-зовалось 3 статусами - свободы, гражд-ва и семьи. Лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правосп-ть. В публичном праве она означала право участ-ть в народном собрании и занимать гос. должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущ-х правоотношениях. Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольш. изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражд-ва и семьи, т.е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражд-ва (изгнание) терялась правосп-ть гражданина, но сохранялась свобода. Утрата статуса вела к потере только "собственного права".
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|