Сделай Сам Свою Работу на 5

Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Взгляды на политогинез в XX в. Общая характеристика ранних государств.





Формы социального управления и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе.

Существование ранних форм объединения предков современного человека было обусловлено необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пиши. В суровых природных условиях первобытного общества человек мог выжить только в коллективе.

Первичной орг-ционной единицей воспр-ва чел. жизни был род, осн-ный на кровнородств-х отн-ниях его членов, ведущих совместную хоз. деят-ть. Данное обст-тво связано прежде всего с особ-тями семейных отн-ний того времени. В первобыт. об-ве доминировала полигамная семья, при кот. все мужчины и женщины принадл-ли друг другу. В условиях, когда отец ребенка не был известен, родство могло вестись лишь по материнской линии. Позже, с помощью обычаев, сначала запрещ-ся браки м/у родителями и детьми, затем — м/у братьями и сестрами. В рез-те запрета инцеста (кровосмешения), послужившего биологич. основой выделения человека из мира животных, браки стали заключаться м/у представителями родственных общин. При таких обст-вах несколько друж-х родов объединялись во фратрии, фратрии — в племена и союзы племен, что помогало более успешно вести хоз. деят-ть, соверш-ть орудия труда и противостоять набегам др.племен. Тем самым был заложен фундамент новой культуры и системы отн-ний, коммуникаций м/у людьми.



Для оперативного управления общиной избирались вожди и старейшины, кот. в повседневной жизни были равными среди равных, направляя поведение соплеменников личным примером.

Высшей властной и судебной инстанцией рода было общее собрание всего взрослого населения. Межплеменные отношения направлялись советом старейшин.

Для соц. власти, существовавшей в догос-ный период, были характерны след. признаки:

§ она распространялась в рамках рода, выражала его волю и баз-сь на кровных связях;

§ она была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали);

§ органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.



Т.образом, признаками норм, существовавших в догосударственный период, выступают :

§ регулирование отношений в первобытном обществе главным образом обычаями;

§ существование норм в поведении и в сознании людей без письм. формы выражения;

§ обеспечение норм в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

§ запрет (система табу), как ведущий способ регулирования (отсутствие прав и обяз-тей);

§ выражение в нормах интересов всех членов рода и племени.

Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в -ве. Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.

Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Нормы первобытной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Табу — это сакральное предписание, запрет на совершение чего-то. Зарок — это своеобр. запрет или ограничение, кот. человек добровольно наклад-т на себя. Заклинания являлись магическими актами, с помощью которых человек стремился воздействовать на поведение другого человека в нужном направлении. Проклятие — это эмоциональный призыв к сверхъестественным силам обрушить на голову врага всяческие страдания и несчастья. Агрокалендари — система правил наиб. целесообр-го ведения сельскохозяйственных работ.



По мнению И.Ф. Мачина, при хар-ке норм соц. регуляции первобыт. общества допустимо использовать понятиеобычного права.Этосамостоятельный исторический тип права наряду с такими типами права, как сословное право, социальное право. Синонимами «обычное право» могут служить термины«архаическое право», «традиционное право».По мнению В.П. Алексеева и А.И. Першица, нормами соц. регуляции первобыт. об-ва былимононормы(от греч.monos - один и лат.norma - правило), представляющей из себя нерасчлененное единство религиозных, моральных, правовых и т. п. норм.

 

Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Взгляды на политогинез в XX в. Общая характеристика ранних государств.

 

Неолитическая революция и переход человечества (на рубеже VII-V тысячелетия до н.эпривели к появлению ранних оседлых земледельческих обществ в регионах, благоприятных для проживания людей и их успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения. Земледельческие общины проявляли тенденцию к разрастанию.

Усложняется внутренняя организация семейно-родовых групп, их члены приобретают новые культурные и производственные навыки, начинается разделение труда => повышение эффективности общественного и коллективного в своей основе производства. => создавались своего рода "излишки", т.е. прибавочный продукт. => Становление товарного производства => рост прибавочного продукта =>возникновение имущественного неравенства м/у отдельными семейно-клановыми общинами, а также и в самих родовых группах. => закрепление за общинно-родовой верхушкой имущественных и социальных привилегий. => возвышение роли лидера

Обязанности вождей семейно-родовых общин становились все более многообразными. К их числу относилась организация общественных работ, перераспределение земельных участков по мере изменения численного состава группы, поддержание отношений с соседними семейно-клановыми коллективами. К этим функциям добавилась новая и важнейшая редистрибутивная функция перераспределения прибавочного продукта, который добывался или производился не лидером лично, как это было на стадии реципрокного обмена, а усилиями всей группы.

Власть вождя семейно-клановой группы по-прежнему сохраняет потестарный характер. Но осуществляемые им функции, в особенности редистрибутивная функция, приближают его власть к политической, государственной, поскольку она приобретает большую степень силы и обязательности для членов семейно-родовой общины. Властные функции вождя начинают приобретать наивысшую ценность в глазах членов группы, которые все чаще вступают в острое соперничество за лидерство.

Одним из важнейших последствий непол. рев. - развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур. Особо заметную роль в процессе становления государственности сыграла одна из форм межобщинных связей и организационных структур - племенной строй.

Естественным результатом эволюции общинного строя (особенно при позднеродовой общине) было возникновение множества новых семейно-клановых общин, что привело к возникновению более крупных социальных образований - братств (фратрий) и племен, а иногда и к конфедерации племен. Племя, как правило, имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Постепенно складываются и органы племенного самоуправления, прежде всего племенной совет, в который обычно входили вожди (старейшины) всех составлявших племя родов. Члены племенных советов, а также вождь племени избирались соплеменниками и могли быть ими смещены.

Важным этапом в предыстории государства и права стало, наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции, формирование принципиально новых основ управления обществом, являющимся по своей сути предгосударственным.

Наряду с другими видами общественного разделения труда происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка не желала расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Нередко общинная верхушка, используя свой традиционный авторитет и систему религиозно-мифологических обоснований, стремилась консолидироваться в замкнутую, закрытую для большинства соплеменников группу сословного или кастового характера.

Меняется в формирующемся протогосударстве и положение вождя, который все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть. Таким образом, протогосударство возникает не как внешняя по отношению к родоплеменной системе сила, а как логическое и естественное продолжение общинных структур. Оно скреплялось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной административной иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть которого приобрела авторитарный и сакральный характер.

Протогосударство (вождество) - это надобщинная политическая структура, которая представляет собой союз 10-12 деревень, где управляет вождь.

Толчком к образованию вождества является усложнение жизни, необходимость интеграции.Условия для появления протогосударств( вождеств):

• Нормальная экологическая обстановка

• Наличие постоянного обмена(реципрокация)

• Демографическое давление на этой территории

Признаки:

• Генеологическое родство

• Стратификация

• Хорошо отработанная система разделения труда

• Социальное неревенство

• Глава-вождь

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.