|
ПРОГРАММА КУРСА «ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ»
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра государственного и муниципального управления
Денисенко В.А.
ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ–ФИЛИАЛ
Кафедра государственного и муниципального управления
Денисенко В.А. Принятие и исполнение государственных решений
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает программу учебной дисциплины, перечень тем лекций и семинарских занятий, курсовых работ, вопросов к зачёту, тесты, глоссарий, список рекомендованной литературы.
Предназначен для слушателей очной, заочной форм обучения, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент».
Содержание учебно-методического комплекса соответствует Государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление», утверждённому Министерством образования Российской Федерации 17 января 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ…………………………………………………………………..…..4
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ …………………………...………….....8
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………………….…….11
ПРОГРАММА КУРСА…………………………………………………………………………….....12
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ЛИТЕРАТУРА……………………………………..…....14
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА………………………..……………..29
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ………………………………………………………………………...…......39
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К КУРСУ…………………………………………………………..……….41
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………..………………….………54
ОБЩИЕ СВЕДНИЯ О КУРСЕ
Курс «Принятие и исполнение государственных решений» является составной частью процесса подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления, в достаточной мере отвечает задаче вооружения их теоретическими знаниями и практическими навыками. Каждая тема включает в себя предметное поле лекции, задания для семинарского занятия, самостоятельную работу и библиографический список.
Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» состоит в формировании представления у студентов об основах, содержании и особенностях разработок, принятия и исполнения государственных решений в системе сложной иерархической структуры, элементы которой взаимодействуют в рамках единого правового, экономического и финансового пространства, обеспечивающего принятие целенаправленных решений.
Основные задачи изучения дисциплины:
- сформировать у студентов знание теории и практических аспектов процесса разработки, планирования, принятия и исполнения управленческих государственных решений (УГР), организации их эффективной реализации и контроля в системе государственной службы;
- подготовить квалифицированных специалистов, умеющих разрабатывать и реализовывать управленческие государственные решения на основе применения современных моделей управления и принятия решений;
- научить будущих государственных и муниципальных служащих основам теории принятия управленческих решений, методам диагностики и анализа проблемных ситуаций, базирующихся на теории и практике оптимального управления и теории систем;
- развить у обучающихся способности к деятельности: управленческой; информационно-аналитической; проектно-исследовательской; организационной; инновационной.
Формы работы студентов
Посещение лекций, семинарские и практические занятия, работа в парах и малых группах, обсуждение и дискуссии в ходе содокладов, активные методы чтения-понимания текстов, написание эссе, рефератов, выполнение домашних заданий.
Виды контроля
Формы контроля успеваемости и качества подготовки студентов подразделяются на текущий и итоговый.
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом и стимулирования самостоятельной работы студентов. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем (выполнение тестов, написание контрольных работ и т.д.).
Итоговый контроль предназначен для определения достижения учебных целей по изучаемой дисциплине и проводится путём приёма зачёта (в устной форме).
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» у обучающегося происходит формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
- владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);
- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения. В том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);
- умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3);
- владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
- умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ППК-4);
- умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ППК-5);
- умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов (ППК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Компетенция
| Код по ФГОС/ ООП
| Показатели достижения
результата
| Формы и методы
обучения, способствующие формированию и развитию
компетенции
| Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятия УР и готовности нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
| ОПК-2
|
Знать:
- виды государственных решений и методы их принятия;
- экономические, социальные, политические условия и последствия осуществления государственных и муниципальных решений;
- виды ответственности органов и должностных лиц органов управления
| - посещение лекций;
- подготовка к семинарам, занятиям;
- участие в дискуссии;
- решение тестовых заданий;
- подготовка докладов на семинар
|
Уметь:
- анализировать структуру внешней среды процесса разработки и принятия УР, выявлять внешние связи региона, территории;
|
Владеть:
- методами анализа и выбора альтернатив действий в процессе принятия УР
| Владеть навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности
| ОПК-1
|
Знать:
- особенности процесса нормотворчества;
- принципы классификации УР;
- виды экспертных оценок;
- социальные и природные нормативы, стандарты
| - посещение лекций;
- подготовка докладов на семинар;
- изучение УМК по курсу
|
Уметь:
- разрабатывать проекты нормативно и ненормативно-правовых актов, заключение ненормативно-правовых актов в соответствии с правилами юридической практики
|
Владеть:
- навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных решений и программ
| Компетенция
| Код по ФГОС/ ООП
| Показатели достижения
результата
| Формы и методы
обучения, способствующие формированию и развитию
компетенции
| Умение определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно наполнять УР в том числе в условиях неопределённости и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации УР
|
ПК-1
| Знать:
- системный подход к разработке государственных и муниципальных решений;
- классификацию рисков;
|
| Уметь:
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных знаний;
| Владеть:
- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);
- способностью принимать решения в условиях неопределённости и рисков
| Обладать умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятие УР по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов
|
ПК-3
| Знать:
- экономические методы, применяемые при разработке УР;
- бюджетное устройство и бюджетную систему России
| - посещение лекционных занятий;
- выполнение самостоятельных заданий по темам занятий;
- решение тестовых заданий;
- рассмотрение практических задач на семинаре
| Уметь:
- использовать финансово-кредитные отношения и механизмы в практической работе по разработке и оценке УР;
- создавать и
актуализировать информационные базы данных для принятия УР, выявлять легализацию криминального пользования имуществом
| Владеть:
- инструментами финансового регулирования и экономического стимулирования
| Владеть навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий и общественно-политических организаций
| ПК-6
| Знать:
- алгоритмы разработки УР в структурах исполнительной и Законодательной власти
|
| Уметь:
- использовать механизмы общественного участия в принятии и реализации УР
| Владеть:
- навыками участия в разработке и реализации УР, в том числе правовых актов, направленных на исполнение полномочий
| Компетенция
| Код по ФГОС/ ООП
| Показатели достижения
результата
| Формы и методы
обучения, способствующие формированию и развитию
компетенции
| Умение определять параметры качества УР и осуществление административных процессов, выявлять отклонения и применять корректирующие меры
| ПК-4
| Знать:
-факторы качества УР, совокупность свойств, предопределяющих эффективность УР
|
| Уметь:
- выявлять отклонения от параметров качества при разработке УР и принятие корректирующих мер
| Владеть:
- методами оценки экономической и социальной эффективности и качества УР
| Умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов
| ППК-5
| Знать:
- модели и методы анализа и выбора альтернатив действий в процессе принятия УР
- нормативы расходования ресурсов
| - посещение лекций;
- выполнение самостоятельных заданий;
- рассмотрение практических заданий на семинаре
| Уметь:
- критически оценивать информацию, переосмысливать накопленный ответ и конструктивно принимать решения на основе обобщенной информации
| Владеть:
-способностью к практическому анализу своих возможностей
| Умение организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества УР и осуществления административных процессов
| ППК-8
| Знать:
- принципы построения эффективной системы различных органов
государственного контроля
| - посещение лекций;
- участие в дискуссии;
- подготовка к семинарским занятиям
| Уметь:
- разработать план мероприятий по контролю за исполнением УР и обеспечением достижения намеченного качества
| Владеть:
- способностью выявлять на всех этапах реализации УР отклонения от намеченных параметров качества решения
|
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений» относится к профессиональному циклу ООП бакалавриата и ориентирована на изучение и приобретение навыков планирования, принятия и исполнения управленческих государственных решений при подготовке студентов. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин общенаучного и профессионального цикла, таких как: «Основы государственного и муниципального управления», «Государствоведение», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Социология управления», «Деловые коммуникации». « Основы делопроизводства», «Теория управления» и т.д. Набор входящих знаний и умений, состоящих в понимании основных принципов управления, основ государственной службы, социологии, психологии, стратегии и теории управления, обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений».
Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Государственная и муниципальная служба», «Стратегический менеджмент», «Политическое управление».
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения –очная
Дисциплина изучается в VI семестре.
По дисциплине курсовая работа не предусмотрена
Вид учебной работы
| Всего ЗЕТ
| Всего часов
| Общая трудоёмкость дисциплины
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 1,5
|
| в том числе:
| Лекции
| 0,5
|
| в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| Семинары (С)
|
|
| в том числе активных и интерактивных
| 0,4
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего)
| 1,5
|
| в том числе:
| Подготовка реферата, доклада, эссе
| 0,2
|
| Изучение лекционного материала
| 0,3
|
| Подготовка к семинарским занятиям
| 0,5
|
| Подготовка к дискуссии
| 0,1
|
| Самостоятельное решение практических заданий по темам программы
| 0,2
|
| Подготовка к итоговому контролю
| 0,2
|
| Вид итогового контроля
| Зачёт
|
Форма обучения– заочная
Дисциплина изучается в VII семестре.
По дисциплине курсовая работа не предусмотрена.
Вид учебной работы
| Всего ЗЕТ
| Всего часов
| Общая трудоёмкость дисциплины
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 0,33
|
|
| Лекции
| 0,16
|
| в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| Семинары (С)
| 0,16
|
| в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
|
| -
| в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего)
| 2,5
|
| в том числе:
| Подготовка реферата, доклада, эссе
| 0,4
|
| Изучение лекционного материала
| 0,4
|
| Подготовка к семинарским занятиям
| 0,24
|
| Подготовка к дискуссии
| 0,2
|
| Подготовка к тестовым заданиям по темам
| 0,4
|
| Самостоятельное решение практических заданий по темам программы
| 0,21
|
| Подготовка к итоговому контролю
| 0.4
|
| Вид итогового контроля
| Зачёт
|
Форма обучения– заочная (ускоренная)
Дисциплина изучается в IV семестре.
По дисциплине курсовая работа не предусмотрена.
Вид учебной работы
| Всего ЗЕТ
| Всего часов
| Общая трудоёмкость дисциплины
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 0,22
|
| в том числе:
| Лекции
| 0,11
|
| в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| Семинары (С)
| 0,11
|
| в том числе активных и интерактивных
| 0,11
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| в том числе активных и интерактивных
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего)
| 2,77
|
| в том числе:
| Подготовка реферата, доклада, эссе
| 0,55
|
| Изучение лекционного материала
| 0,55
|
| Подготовка к семинарским занятиям
| 0,41
|
| Подготовка к дискуссии
| 0,41
|
| Самостоятельное решение практических заданий по темам программы
| 0,27
|
| Подготовка к итоговому контролю
| 0,55
|
| Вид итогового контроля
| Зачёт
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы дисциплины и виды занятий – очная форма обучения
№
| Наименование раздела дисциплины
| Количество часов
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
|
| Решения в системе государственного и муниципального управления
|
|
|
|
| Классификация управленческих решений
|
|
|
|
| Модели. Методология и организация процесса разработки управленческих решений
|
|
|
|
| Анализ внешней среды и её влияния на реализацию альтернатив
|
|
|
|
| Приёмы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска
|
|
|
|
| Контроль и ответственность при реализации управленческих решений
|
|
|
|
| Условия и факторы качества и эффективности управленческих решений
|
|
|
|
| Совершенствование процесса разработки и принятия управленческих решений на основе применения информационно-коммуникационных технологий
|
|
|
|
| Различие методов и технологий разработки решений в государственных, муниципальных структурах и корпорациях (анализ экспертные разработки и принятие управленческих решений)
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
| Разделы дисциплины и виды занятий – заочная форма обучения
№
| Наименование раздела дисциплины
| Количество часов
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
|
| Решения в системе государственного и муниципального управления
|
|
|
|
| Классификация управленческих решений
| -
| -
|
|
| Модели. Методология и организация процесса разработки управленческих решений
|
|
|
|
| Анализ внешней среды и её влияния на реализацию альтернатив
|
|
|
|
| Приёмы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска
|
|
|
|
| Контроль и ответственность при реализации управленческих решений
| 0.5
| 0,5
|
|
| Условия и факторы качества и эффективности управленческих решений
| -
| -
|
|
| Совершенствование процесса разработки и принятия управленческих решений на основе применения информационно-коммуникационных технологий
| 1,5
| 0,5
|
|
| Различие методов и технологий разработки решений в государственных, муниципальных структурах и корпорациях (анализ экспертные разработки и принятие управленческих решений)
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
| Разделы дисциплины и виды занятий – заочная форма обучения (ускоренная)
№
| Наименование раздела дисциплины
| Количество часов
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
|
| Решения в системе государственного и муниципального управления
|
|
|
|
| Классификация управленческих решений
| -
| -
|
|
| Модели. Методология и организация процесса разработки управленческих решений
|
|
|
|
| Анализ внешней среды и её влияния на реализацию альтернатив
| -
| -
|
|
| Приёмы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска
| -
| -
|
|
| Контроль и ответственность при реализации управленческих решений
|
|
|
|
| Условия и факторы качества и эффективности управленческих решений
| -
| -
|
|
| Совершенствование процесса разработки и принятия управленческих решений на основе применения информационно-коммуникационных технологий
| -
| -
|
|
| Различие методов и технологий разработки решений в государственных, муниципальных структурах и корпорациях (анализ экспертные разработки и принятие управленческих решений)
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
ПРОГРАММА КУРСА «ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ»
№
| Наименование раздела темы дисциплины
| Содержание раздела
|
| Решения в системе государственного и муниципального управления
| Управленческое решение в системе управления. Сущность управленческих решений. Интеллектуальное содержание управленческой деятельности при разработке решений и получение новых качеств управленческого процесса. Обобщённая схема процесса разработки управленческих решений. Формы разработки и реализации управленческих решений. Функции решения в методологии и организации процесса управления. Ключевые фигуры разработки управленческих решений. Структура и содержание функций, процедур и операций при разработке управленческих решений. Различие схем принятия решений в исполнительных и законодательных органах власти. Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческих решений.
|
| Классификация управленческих решений
| Отличительные особенности управленческих решений. Обыденные и административные решения. Принципы классификации управленческих решений. Типы управленческих решений и формы их поддержки в исполнительных и законодательных структурах. Уровни принятия решений.
|
| Модели, методология и организация процесса разработки управленческих решений
| Системный подход к разработке управленческих решений. Элементы системного подхода. Требования системного подхода. Процедуры системного подхода. Целевая ориентация управленческих решений. Система целей государственной и муниципальной деятельности. Технологии разработки и реализации управленческих решений, различия алгоритмов разработки в государственных и муниципальных структурах. Инструментальные средства реализации целевых технологий разработки управленческих решений, регламенты. Анализ альтернатив действий. Модели и методы анализа и выбора альтернатив действий в процессе принятия управленческих решений. Виды экспертных оценок.
|
| Анализ внешней и внутренней среды и её влияния на реализацию альтернатив
| Типология систем, в которых разрабатываются и принимаются управленческие решения. Структура внешней среды процесса разработки и принятия управленческих решений. Анализ и классификация факторов внешней среды. Внешние связи региона, города как системы. Факторы внешней среды региона и муниципального образования.
| №
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
| Приёмы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределённости и риска
| Понятие неопределенности и риска. Влияние характеристик информации на неопределённости при разработке управленческих решений. Влияние профессионализма персонала на неопределённости при разработке управленческих решений. Основные типы ошибок в управленческой деятельности, увеличивающих неопределенности при разработке управленческих решений. Уровни неопределённости при оценке эффективности управленческих решений. Классификация управленческих рисков при разработке управленческих решений. Составляющие и источники рисков. Методы уменьшения риска при разработке управленческого решения. Способы снижения риска.
|
| Реализация решений. Контроль и ответственность при реализации управленческих решений
| Нормативно-правовые требования к исполнителям решений. Контроль реализации управленческих решений. Принципы построения эффективной системы контроля. Координация управленческих действий при реализации управленческих решений. Единство процессов контроля и принятия решений. Определения стандартов контроля. Характеристики эффективного контроля. Государственный контроль местного самоуправления. Ответственность и стимулирование при реализации управленческих решений. Виды ответственности. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
|
| Условия и факторы качества и эффективности управленческих решений
| Факторы качества управленческих решений. Совокупность 7 свойств, предопределяющих эффективность управленческих решений. Методы оценок экономической и социальной эффективности управленческих решений. Основы метода поиска супероптимальных решений.
|
| Совершенствование процесса разработки и принятия управленческих решений на основе применения информационно-коммуникационных технологий и других видов поддержки обеспечения принятия управленческих решений
| Автоматизированные средства поддержки управленческих функций и основные направления их развития. Типология информационно-коммуникационных технологий разработки управленческих решений. Системы поддержки принятия решений. Исполнительные информационные системы. Системы поддержки работы групп. Особенности и применение экспертных систем в разработке управленческих решений. Географические информационные системы. Технологии управления на базе ситуационных центров. Основные сферы применения информационно-коммуникационных технологий разработки управленческих решений в системе муниципального управления.
| №
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
| Различия методов и технологий разработки решений в государственных; муниципальных структурах и корпорациях (анализ алгоритмов разработки и принятия управленческих решений)
| Государственное и муниципальное управление является сложным социальным видом управления, что ведёт к усложнению технологий подготовки решений.
Выработка и исполнение государственных решений происходит в сложной и динамично меняющейся обстановке, частой смене исполнителей, что требует оперативного многофакторного анализа обстановки на всех этапах работы с управленческими решениями.
|
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарские занятия проводятся по темам, указанным в учебных планах под определенным порядковым номером.
Целью семинарских занятий является уяснение и закрепление знаний по учебному курсу, полученных студентами и слушателями на лекциях.
При подготовке к занятиям студент (слушатель) использует рекомендованную литературу, указанную в конце плана семинарского или практического занятия, а также литературные источники общего списка по курсу. Семинарские занятия должны проходить в форме дискуссий, способствовать выработке у студентов и слушателей соответствующего научно-управленческого мышления, базирующегося на системном подходе к управлению.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|