Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовой статус банков по налоговому законодательству





Вопрос о признании за банками специального статуса участников налоговых правоотношений, связанного с наличием у банков специфических функций по обеспечению своевременного и полного перечисления налоговых платежей в бюджеты различных уровней, является достаточно сложным и дискуссионным. Это вызвано, прежде всего, определенными трудностями в установлении правовой природы отношений между банком и государством либо как налоговых отношений, либо как бюджетных. Такое положение обуславливается несовпадением моментов реального изъятия налога и формального признания его уплаченным с момента предъявления в банк платежного поручения (статья 45 Налогового кодекса РФ). По мнению Конституционного суда РФ, в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. При этом истолкование статьи 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998г. № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"»; Определение Конституционного Суда РФ от 14 мая 2002 г. № 108-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Кемеровоспецстрой" на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда РФ от 10января 2002г. N 4-О "По жалобе открытого акционерного общества "Пивовар - Живое пиво" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца первого пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации»). Таким образом, Конституционный суд РФ включает банки в процесс реализации налоговых отношений на стадии доведения налоговых платежей до момента зачисления их на счета бюджетов.





Формально банки не отнесены статьей 9 Налогового кодекса РФ к участникам отношений, регулируемых налоговым законодательством, что представляется не вполне правомерным, поскольку надлежит признать, что банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающих налоговые изъятия и наделенных в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Например, предлагается разграничивать участие банков в налоговых или бюджетных отношениях по моменту списания суммы налога со счета налогоплательщика. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджетную систему, то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера нежели имущественного, например, по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и об операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков и др. Кроме того, банки несут ответственность, установленную Налоговым кодексом РФ за нарушения налогового законодательства.

В налоговых отношениях банки участвуют не только в связи с исполнением ими платежных документов, инкассовых распоряжений и решений налоговых органов (например, решений о приостановлении операций по счетам и др.), но и в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (например, в отношении своих работников).

Представляется не вполне обоснованным утверждение, согласно которому банки относят к налоговым агентам в отношениях исполнения платежных документов налогоплательщика. При исполнении платежных документов банки не производят исчисление суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот - эта обязанность исполняется налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом; не производится банками и удержание суммы налога - как принудительное действие в отношении налогоплательщика.



Банки на самом деле только исполняют поручения своего клиента – налогоплательщика на списание с его расчетного счета сумм налога либо исполняют решения налоговых или таможенных органов, наделенных властными полномочиями по осуществлению бесспорного списания, т. е. в данных отношениях банки исполняют «чужую» волю. Именно поэтому, например, банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа (пункт 7 статья 76 Налогового кодекса РФ). Следовательно, считать банки налоговыми агентами в правоотношениях по исполнению платежных поручений представляется неправомерным в силу того, что у них не возникает трех основных обязанностей налогового агента.

Налоговым кодексом РФ банки (банк) определены как коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ (статья 11 Налогового кодекса РФ). В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 2 декабря 1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

С участием банков складываются следующие правоотношения:

1. «банк-государство» – публичные отношения (налоговые или бюджетные);

2. «налогоплательщик-государство» - налоговые правоотношения;

3. «налогоплательщик (клиент) – банк» - отношения гражданско-правового характера.

Статус банков по налоговому законодательству характерен тем, что законодатель уделил особое внимание обязанностям банков в сфере налоговых правоотношений. Однако банки в рамках налоговых отношений обладают также правами, такими как право защиты своих интересов, правами возмещения вреда от незаконных действий налоговых органов и др.

Обязанности банков по налоговому законодательству установлены в целом ряде статей Налогового кодекса РФ - в статье 46, 60, 76, 86 и др. Основной обязанностью банков по налоговому законодательству является обязанность исполнить поручение налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента на перечисление налога (сбора) в бюджетную систему, а также решение налогового органа о взыскании налога (сбора) или пеней за счет денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (пункт 2 статья 855 ГК РФ).

Поручение на перечисление налога (сбора) или решение о взыскании налога (сбора) исполняется в течение одного операционного дня, следующего за днем получения инкассового распоряжения налогового органа. В случае, если взыскание сумм налога (сбора) производится по решению налогового органа с валютных счетов, то такое решение должно быть исполнено банком не позднее двух операционных дней, следующих за днем получения инкассового поручения налогового органа и поручения на продажу валюты. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога (сбора) поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством. Указанные сроки исполнения инкассовых распоряжений установлены Налоговым кодексом РФ и не могут быть изменены клиентом или банком в рамках договора банковского счета в порядке гражданского законодательства.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

При невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в установленный срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).

Ввиду того, что банк исполняет обязанности, возложенные на него налоговым законодательством, плата по указанным операциям не взимается.

В случае нарушения банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора банки несут ответственность по статья 133 Налогового кодекса РФ, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения решений налоговых органов о взыскании налога, сбора или пени, а также решения о приостановлении операций по счетам – ответственность по статья 134 и статья 135 Налогового кодекса РФ. Однако применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджет (внебюджетный фонд) сумму налога и уплатить соответствующие пени. В случае неисполнения банком данной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию не перечисленных сумм налога (сбора) и соответствующих пеней в порядке, установленном статья 46 Налогового кодекса РФ, а за счет имущества – только в судебном порядке. Неоднократное нарушение указанных обязанностей банком в течение календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк РФ с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Обязанности банков установлены не только в сфере исполнения платежных документов и решений уполномоченных государственных органов, но и в сфере осуществления учета организаций и предпринимателей в налоговых органах и налогового контроля. В соответствии со статья 86 Налогового кодекса РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. В случае нарушения банком своих обязанностей по соблюдению порядка открытия счета организации или индивидуальному предпринимателю банк несет ответственность постатья 132 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в порядке осуществления налогового контроля банки обязаны по требованию налоговых органов предоставлять им документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней (пункт 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ). Банки также обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после получения мотивированного запроса налогового органа (статья 86 Налогового кодекса РФ). Помимо этого, документы могут быть истребованы у банка налоговым органом в порядке статья 93.1 Налогового кодекса РФ.

За нарушение банками обязанностей, установленных налоговым законодательством, в главе 18 Налогового кодекса РФ установлены составы нарушений, субъектами которых могут быть только банки. По мнению Конституционного суда РФ, законодатель в Налоговом кодеке Российской Федерации вывел за рамки налоговых правонарушений нарушения законодательства о налогах, совершаемые банками не в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов, а в качестве агентов государства, посредством которых производятся платежи налогов в бюджет. Подобные нарушения требований налогового законодательства выделены в особые составы правонарушений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.