Сделай Сам Свою Работу на 5

Установление и введение налогов и сборов





Налоговый кодекс РФ разделяет понятия установление и введение налогов. Установление налога предполагает определение всех его элементов, а также плательщиков в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 3 и статьи 17 НК РФ и правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Введение и прекращениедействия налога представляет собой определение временных рамок его взимания согласно правилам статьи 5 НК РФ актом соответствующей формы согласно бюджетной принадлежности налога. Исключительно Налоговым кодексом РФ определяются принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов (подпункт 3 пункта 2 статьи 1 НК РФ).

Установление налогов осуществляется по следующим правилам:

  • федеральные налоги и специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ (пункты 2 и 7 статьи 12, статья 18 НК РФ),
  • региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ (пункт 3 статьи 12 НК РФ);
  • местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 4 статьи 12 НК РФ);
  • установление федеральных налогов предполагает определение плательщиков и всех элементов в соответствующей главе НК РФ – объект налога, налоговая база, налоговый период, ставка, порядок и сроки уплаты (статья 17 НК РФ);
  • установление региональных и местных налогов предполагает определение плательщиков, объекта налога, налоговой базы, налогового периода и предельной величины ставки в НК РФ, а ставки налога, порядка и сроков уплаты – в законе субъекта РФ или нормативном акте представительного органа муниципального образования (пункты 3 и 4 статьи 12 НК РФ);
  • местные налоги в городах Москва и Санкт-Петербург устанавливаются законами названных субъектов РФ (пункт 4 cтатьи 12 НК РФ).

Введение налогов происходит в следующем порядке:



  • федеральные налоги и специальные налоговые режимы вводятся в действие НК РФ (пункты 2 и 7 статьи 12, статья 18 НК РФ);
  • региональные законы вводятся в действие законами субъектов РФ (пункт 3 статьи 12 НК РФ);
  • местные налоги вводятся в действие нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 4 статьи 12 НК РФ);
  • местные налоги в городах Москва и Санкт-Петербург вводятся в действие законами названных субъектов РФ (пункт 4 cтатьи 12 НК РФ).

Прекращение действия налогов и сборов осуществляется исключительно НК РФ (пункт 5 статьи 12 НК РФ).



Налоговая компетенция Российская Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.Существование в России самостоятельных бюджетов на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, обусловленное федеративным устройством РФ, предопределяет разграничение налоговой компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Можно выделить исключительную федеральную налоговую компетенцию; налоговую компетенцию совместного ведения; самостоятельную налоговую компетенцию субъектов РФ и самостоятельную налоговую компетенцию муниципальных образований.

С момента вступления в силу части 1 НК РФ неоднократно происходили изменения в отнесении налоговых полномочий к определенному уровню публичной власти. В 2007 году законодатель распределил налоговые полномочия следующим образом:

1.К исключительной федеральной налоговой компетенции относится:

1.1. установление единого, исчерпывающего перечня налогов и сборов, взимаемых на территории РФ (пункт 2статьи 1; пункт 6 статьи 12 НК РФ);

1.2. установление общих принципов налогообложения в РФ (пункт 2 статьи 1 НК РФ);

1.3. установление оснований возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (подпункт 2) пункта 2 статьи 1 НК РФ);



1.4. отнесение налогов и сборов к федеральным, региональным или местным (подпункт 1) пункта 2 статьи 1 НК РФ);

1.5. формулирование принципов установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов (подпункт 3) пункта 2 статьи 1 НК РФ);

1.6. определение прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством (подпункт 4) пункта 2 статьи 1 НК РФ);

1.7. установление форм и методов налогового контроля (подпункт 5) пункта 2 статьи 1 НК РФ);

1.8.установление ответственности за совершение налоговых правонарушений (подпункт 6) пункта 2 статьи 1 НК РФ);

1.9.определение порядка обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц (подпункт 7) пункта 2 статьи 1 НК РФ);

1.10. полное (исчерпывающее) регулирование федеральных налогов, сборов и специальных налоговых режимов (пункты 2 и 7 статьи 12 НК РФ).

Налоговую компетенцию совместного ведения(РФ, субъектов РФ и муниципальных образований) составляют полномочия по установлению региональных и местных налогов (пункты 3 и 4 статьи 12 НК РФ), а также специальных налоговых режимов, в том числе:

  • транспортного налога (статьи 356, 361, пункт 6 статьи 362, статья 363 НК РФ);
  • налога на игорный бизнес (статья 369 НК РФ);
  • налог на имущество организаций (статьи 372,379,380, пункт 6 статьи 383 НК РФ);
  • земельного налога (статьи 387, 393, 394, пункт 4 статьи 396, статья 397 НК РФ);
  • упрощенной системы налогообложения (пункт 3 статьи 346.25.1НК РФ).

Особенностью названных полномочий является то обстоятельство, что только в результате издания согласованных актов двух уровней власти налог может считаться установленным.

Самостоятельную налоговую компетенцию субъектов РФ образуют полномочия по введению:

  • Транспортного налога (статья 356 НК РФ) и налога на имущество организаций (статья 372 НК РФ);
  • исключению отчетных периодов в транспортном налоге (пункт 3 статьи 360 НК РФ);
  • установлению дополнительных оснований и условий предоставления инвестиционного налогового кредита (пункт 7 статьи 67 НК РФ);
  • установление иных размеров социальных и имущественных вычетов по сравнению с установленными НК РФ (статья 222 НК РФ);
  • предоставлению налоговых льгот по региональным налогам;
  • снижение ставки налога на прибыль (пункт 1 статьи 284 НК РФ).

Следует обратить внимание на то, что законодатель не наделяет субъекты РФ полномочием по введению регионального налога на игорный бизнес (глава 29 НК РФ).

Самостоятельность субъектов в РФ в реализации перечисленных полномочий заключается в праве выбора варианта поведения. Субъекты РФ, исходя из прогноза объема доходов консолидированного бюджета, необходимости создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и иных социально-экономических факторов могут и не вводить региональные налоги, не снижать ставку налога на прибыль и т.д.

Самостоятельная налоговая компетенция муниципальных образованийскладывается из полномочий по введению местных налогов (пункт 4 статьи 12 НК РФ), а именно – земельного налога (статья 387 НК РФ); предоставлению налоговых льгот по местным налогам и установления дополнительных оснований и условий предоставления инвестиционного налогового кредита (пункт 7 статьи 67 НК РФ).

В земельном налоге муниципальные образования наделены также полномочием по исключению отчетных периодов (пункт 3 статьи 393 НК РФ).

Муниципальные образования городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург лишены полномочий по введению местных налогов, введение земельного налога осуществляется законами данных субъектов РФ (пункт 4 статьи 12 НК РФ).

Второй из местных налогов – налог на имущество физических лиц, регулируется в настоящее времяЗаконом РФ от 9 декабря 1991 г.№2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», который закрепляет за органами местного самоуправления одно полномочие – предоставление налоговых льгот (пункт 4 статьи 4 Закона).

Понятие и признаки налога и сбора.Легальное определение налога присутствует в НК РФ с 1999 года и в пункт 1 статьи 8 НК РФ ни разу не вносились изменения, что свидетельствует о том, что, определяя налог как правовое явление законодателю удалось отразить основные, сущностные его характеристики и учесть правовые позиции, высказанные Конституционным судом РФ к 1998 году.

Постижение правовой сущности налога на сегодняшний день заключается в том под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 НК РФ).

Высказанные в правовой доктрине подходы к пониманию сущности налога может быть более точны, нежели легальное определение, однако следует указать на то, что все сущностные признаки налога в нем отражены.

Во-первых, налог представляет собой изъятие части имущества налогоплательщика или его отчуждение в пользу публичного субъекта. Конституционный суд РФ указывал на это важнейшую характеристику налога, которую необходимо учитывать в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ налоговый платеж – это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности (Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. №16-П).

Во-вторых, налог представляет собой обязательный платеж. Обязательность налога предопределена конституционной обязанностью граждан (статья 57 Конституции РФ) и подкреплена соответствующими мерами принуждения.

В-третьих, налоговый платеж носит безвозмездный характер. Безвозмездность означает индивидуальную неэквивалентность, у плательщика налога не возникает встречное право требования ответных услуг со стороны государства или муниципального образования, при этом наличие коллективной возмездности налогового платежа не вызывает сомнений.

Именно коллективная возмездность указывает на четвертый признак налога – наличие публичной цели его взимания, которая заключается в обеспечении функционирования публичных органов власти, действующих в публичном интересе.

И, наконец, в - пятых, налог всегда уплачивается в денежной форме.

В качестве дополнительных характеристик налогового платежа можно указать на его способность обеспечить любой расход публичного образования. В бюджетном праве существует запрет на «целевые налоги», выразившейся в действующем Бюджетном кодексе РФ в принципе «совокупного покрытия расходов» (статья 35 БК РФ). Называют в литературе также такой признак как односторонний характер установления налога. Нельзя не указать на такой признак как обеспечение его обязательности принудительными механизмами государства.

Налог как правовое и общественное явление обладающий названными признаками прошел длительный путь развития и продолжает развиваться сообразно изменениям самого общества и государства (см.: Янжул И. И. основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. – М.: «Статут», 2002. – с. 59 -90; Налоги и налоговое и право. Учебное пособие/ Под ред. А. В. Брызгалина. – М.: «Аналитика – Пресс», 1997. – с.18-44; Злобин Н. Н. Налог как правовая категория. М., 2003. – с.7-21).

Всеми вышеперечисленными признаками, в действующей системе налогов и сборов обладают десять налогов: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес, земельный налог и налог на имущество физических лиц. Единый социальный налог (ЕСН) обладает существенными отличиями, что позволяет отделить его от остальных «классических» налогов. Так, ЕСН зачисляется в бюджетную систему не полностью, а только в части, необходимой для обеспечения финансирования базовой части трудовой пенсии, что свидетельствует об определенной целевой принадлежности этого налога. Кроме того, присутствие «страхового» элемента позволяет ставить вопрос об определенной возмездности, выражающейся в соотношении между размером уплачиваемого единого социального налога и размером соответствующего социального обеспечения (подробнее, про ЕСН см.: Ногина О. А. Налоговое право России. Особенная часть: Учебник/ Отв. ред. Н. А. Шевелева. – М.: Юристъ, 2004. - с. 347-355).

Обязательные и факультативные элементы налога.Принцип формальной определенности налога требует, чтобы были определены все существенные элементы налога, при этом они должны быть не просто названы, а раскрыты с надлежащей степенью конкретизации. Именно такая правовая позиция была сформулирована Конституционным судом в Постановлении от 18 февраля 1997 г № 3-П и других решениях Конституционного Суда РФ. В 2005 году рассматривая очередной спор относительно содержания одного из элементов налога Конституционный Суд РФ указал на то, что в налоговом законе должна быть раскрыта правовая модель налога; в случае отсутствия хотя бы одного элемента исключает законность модели налога; законодателем должны быть созданы полноценные условия для правильного исчисления и уплаты налогов; законодатель связан требованием налогового законодательства о полном, четком и непротиворечивом определении содержания каждого из элементов налога (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 № 274-О).

Следует заметить, что плательщик не признается элементом налога, Конституционный суд РФ указал на то, что налогоплательщик является одним из существенных элементов налогообложения и должен быть четко определен (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 № 274-О).

Перечисленные в статье 17 НК РФ элементы, получили название юридического состава налога (Налоговое право. Учебное пособие/под ред. С.Г.Пепеляева. М., 2000. – с.80; Брызгалин А. В. Структура (элементы) налога: новое содержание в условиях Налогового кодекса// Налоговый вестник. 2000. № 4. с.19; Злобин Н.Н. Налог как правовая категория. М., 2003. – с.113-127).

По мнению ряда исследователей, в статье 17 НК РФ названы не все элементы налога, которые могут быть признаны существенно значимыми. Таким элементом является, например, декларирование и отчетность (Ногина О. А. Налоговое право России.Особенная часть: Учебник/ отв. ред. Н. А. Шевелева . – М.: Юристъ, 2004. с. 17-21). Налоговая льгота как элемент налога отнесена к факультативным элементам и, действительно, лишь в трех налогах можно обнаружить налоговую льготу в её понимании статьей 56 НК РФ – ЕСН (статья 239), налог на имущество организаций (статья 381) и земельный налог (статья 395).

Все элементы юридического состава налога распадаются на три группы: первая – элементы, которые определяются исключительно НК РФ, вторая – элементы, которые определяются законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами муниципальных образований; третья – элементы, регулируемые совместно НК РФ, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований. К первой группе относятся объект, налоговая база, налоговый период; порядок исчисления налога. Ко второй группе относится – порядок и сроки уплаты налога, налоговая ставка. И к третьей группе включается налоговая льгота.

Элементы налогового состава можно также разделить на обязательные, дополнительные и факультативные. К обязательным относятся элементы, перечисленные в пункте 1 статьи 17, к факультативным – налоговая льгота, а к дополнительным – отчетные периоды; налоговые вычеты, предмет налога и иные элементы, необходимые для регулирования конкретного налога, но не обязательные для всех налогов.

Обязательные элементы сбора законодателем не перечисляются, они устанавливаются применительно к конкретным платежам во второй части НК РФ. Так, в государственной пошлине определены порядок и сроки уплаты (статья 333.18); размеры государственной пошлины (статья 333.19) и льготы (статьи 333.35–333.39). Сборы за использование объектов животного мира и объектами водных биологических ресурсов имеют такие элементы как объекты обложения (статья 333.2); ставки (статья 333.3); порядок исчисления сборов (статья 333.4); порядок и сроки уплаты сборов (статья 333.5). Для сборов нехарактерно наличие налогового периода и порядка исчисления размера сбора, это объясняется тем, что уплата сбора, как правило, предшествует совершению юридически значимых действий, а его размер определяется законодателем независимо от расходов на совершение этих действий (государственная пошлина).

Объект налогообложения.НК РФ не содержит определения объекта налога, называя лишь встатье 38 возможные объекты налогообложения. Таковыми могут быть:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг);
  • имущество;
  • прибыль;
  • доход;
  • стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Следует обратить внимание на то, что каждый налог должен иметь самостоятельный объект (пункт 2 статьи 38 НК РФ). В названном законоположении заключен важнейший принцип однократности налогообложения – «один объект – один налог», непреложное действие которого подтверждалось Конституционным Судом РФ (Постановление от 30 января 2001 г. № 2-П; Определение от 14 декабря 2004 г. № 451-О)

Объектом налогообложения признаются юридические факты, с которыми законодатель связывает возникновение налоговой обязанности. Такими юридическими фактами могут быть действия (сделка или реализация товаров); события (дарение); состояние (право собственности или иное вещное право). Объект налога надо отличать от предмета налога, который является фактическим основанием взимания налога, например, земельный участок в земельном налоге; полезное ископаемое в налоге на добычу полезных ископаемых. Объектом же налога выступает право собственности на земельный участок или добытое полезное ископаемое.

Объект относится к важнейшим элементам налога и всегда определяется федеральным законодателем.

Налоговая база.Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (статья 53 НК РФ). Так, объектом земельного налога признается право собственности физических или юридических лиц на земельные участок, а налоговой базой выступает кадастровая стоимость этого участка (статья 390 НК РФ). В налоге на прибыль объектом обложения является прибыль, полученная налогоплательщиком; налоговой базой – денежное выражение прибыли (статья 274 НК РФ).

Налоговая база по всем налогам, подлежащим взиманию на территории РФ, определяется исключительно Налоговым кодексом РФ.

Параметры налоговой базы по всем налогам устанавливаются федеральным законодателем. Сама по себе налоговая база - достаточно сложный элемент, включающий в себя ряд составляющих: масштаб налога; единицу налога; методы учета налоговой базы; порядок исчисления налоговой базы; налоговые вычеты, применяемые при формировании базы (См.: Ногина О. А. Налоговое право России. Особенная часть: Учебник/ отв. ред. Н. А. Шевелева . – М.: Юристъ, 2004. с. 50-59)

Существенным аспектом определения налоговой базы выступает порядок ее исчисления, который индивидуален у каждого налога и регламентируется соответствующей главой части второй НК РФ. Общим правилом, формулируемым в части первой НК РФ, является обязывание организаций самостоятельно осуществлять надлежащее исчисление налоговой базы на основе данных регистров бухгалтерского учета и иных данных (пункт 1 статьи 54 НК РФ). В отношении физических лиц такая обязанность, как правило, не устанавливается либо она осуществляется на основе данных полученных от уполномоченных организаций (пункт 3 статьи 54 НК РФ). Исключение составляют физические лица-предприниматели, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие кабинеты (пункт 2 статьи 54 НК РФ).

Налоговая ставка.Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (пункт 1 статьи 53 НК РФ). Ставка налога относится к тем элементам, которые регулируются и НК РФ, в части федеральных налогов, и законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований в части региональных и местных налогов. При этом субъекты РФ и муниципальные образования устанавливают ставки в пределах, допускаемых НК РФ (пункт 3 статьи 53 НК РФ).

Верхний предел ставки является чрезвычайно важной экономической характеристикой системы налогообложения, применяемой в конкретном государстве. От правильно определенной удельной доли налогов в выручке от предпринимательской деятельности зависит деловая активность и величина теневой экономики. Конституционный Суд РФ подчеркивал, что ставка налога не может быть беспредельной, однако, размер ставки – исключительная прерогатива законодателя и он имеет право определять ее исходя из экономической ситуации и необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов (Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. № 413–О). Не допускается также установление дифференцированных ставок в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала, поскольку такой подход приведет к нарушению принципа равенства налогообложения (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. № 18-П).

В доктрине налогового права разработано множество классификаций налоговых ставок. В НК РФ предусматриваются специфические (твердые) ставки (например, в акцизах) и процентные (адвалорные) (например, НДС). Допустим и смешанный вариант специфических и адвалорных ставок (в акцизах). Размер ставки может зависеть от величины налоговой базы и, в соответствии с этим критерием выделяют линейные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. В России для обложения налогом на доходы физических лиц применена линейная ставка, то есть одинаковая для всех плательщиков независимо от величины налоговой базы. Использует отечественный законодатель и регрессивную ставку - в едином социальный налоге.

Налоговый период.Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (пункт 1 статьи 55 НК РФ).

Налоговый период по всем налогам устанавливается в НК РФ. Один календарный год установлен в качестве налогового периода для таких налогов как налог на прибыль (статья 285 НК РФ); НДФЛ (статья 216 НК РФ); ЕСН (статья 240 НК РФ); транспортный налог (статья 360 НК РФ), налог на имущество организаций (статья 379 НК РФ), земельный налог (статья 393 НК РФ). Календарный год используется в качестве отчетного периода также в упрощенной системе налогообложения (статья 346.19НК РФ), в едином сельскохозяйственном налоге (статья 346.7 НК РФ).

Квартал составляет налоговый период для ЕНВД (статья 333.11 НК РФ) и для водного налога (статья 333.11НК РФ).

Налоговый период в 1 месяц характерен для акцизов (статья 192 НК РФ) и НДС (пункт 1 статьи 163 НК РФ). Особенностью НДС является наличие у него двух налоговых периодов, кроме календарного месяца используется также и квартал для тех налогоплательщиков, у которых сумма выручки в течение квартала превышает два миллиона рублей (пункт 2 статьи 163 НК РФ).

Календарный месяц как налоговый период характерен для налога на добычу полезных ископаемых (статья 341 НК РФ) и для налога на игорный бизнес (статья 368 НК РФ).

Налоговый период может подразделяться на несколько отчетных периодов (кварталов или месяцев), по завершению которых подлежат уплате авансовые платежи. Отчетные периоды также устанавливаются исключительно НК РФ. Из федеральных налогов имеют отчетные периоды налог на прибыль (квартал или месяц); НДФЛ (квартал и месяц); ЕСН (первый квартал, полугодие, девять месяцев), ЕСХН (полугодие), УСН (первый квартал, полугодие и девять месяцев). Региональный налог на имущество организаций также уплачивается с учетом существования отчетных периодов - первый квартал, полугодие, девять месяцев (пункт 2 статьи 379 НК РФ). Для транспортного налога в качестве отчетных периодов установлены первый квартал, второй квартал, третий квартал (пункт 2 статьи 360 НК РФ). Местный земельный налог также имеет отчетные периоды - первый квартал, полугодие, девять месяцев (пункт 2 статьи 393 НК РФ).

Не имеет отчетных периодов налоги, у которых он минимален – 1 месяц – НДС и акцизы. Нет налоговых и отчетных периодов у государственной пошлины и иных сборов.

Порядок исчисления налога.Налоговый кодекс РФ не формулирует определение порядка исчисления налога как явление имеющего общие черты применительно к любому налогу. В статье 52 НК РФ указаны лишь лица обязанные осуществлять исчисление налога: организации, налоговые органы или налоговые агенты. Относительно физических лиц такая обязанность возлагается прежде всего на индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним в этом отношении нотариусов, занимающиеся частной практикой и адвокатов, учредившие адвокатские кабинеты.

Организации, которые самостоятельно рассчитывают сумму налога, определяют ее исходя из налоговой базы соответствующего налогового периода и налоговой ставки. Так, например, исчисляется налог на прибыль (пункт 1 статьи 286 НК РФ). Если налоговый период разделяется на отчетные, по которым уплачиваются авансовые платежи, то эти суммы учитываются при исчислении итоговой суммы налога. В более сложном порядке исчисляется НДС, включая в себя определение суммы налога предъявляемой покупателю; суммы налога, относимой на затраты; суммы налога, подлежащей уплате в бюджет и т. д. (статьи 166 – 173 НК РФ).

Обязанность исчисления налога налоговыми агентами возникает прежде всего в отношении налогоплательщиков – физических лиц по НДФЛ; в отношении организаций – по налогу на прибыль (пункты 4 и 5 статьи 286 НК РФ) и НДС (пункт 3 статьи 166 НК РФ). Налоговые органы исчисляют земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и уведомляют о сумме налога физических лиц - налогоплательщиков. Порядок исчисления налога во всех случаях (применительно ко всем налогам) определяется в НК РФ.

Сроки и порядок уплаты налогов и сборов. В данном элементе сочетаются два самостоятельных явления – сроки уплаты и порядок уплаты налога.

Сроки уплаты каждого налога и сбора индивидуальны. Общим является только то, что сроки определяются либо календарной датой, либо временным интервалом, либо указанием на событие или действие (пункт 3 статьи 57). В качестве календарной даты можно назвать 28 марта, именно в этот день истекает срок уплаты налога на прибыль за истекший налоговый период (статья 287 НК РФ); истечение временного интервала предусмотрено в качестве срока уплаты в налоге на доходы физических лиц - не позднее чем через 15 дней с момента подачи соответствующей декларации (пункт 3 статьи 229 НК РФ). Примером указания на событие или на действие в качестве срока уплаты налога является получение лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира (пункт 1 статьи 333.5 НК РФ) или обращение за совершением нотариальных действий (подпункт 2) пункта 1 статьи 333.18 НК РФ).

Статья 58 НК РФ позволяет предполагать, что порядок уплаты налога включает в себя, прежде всего определение порядка уплаты авансовых платежей и итоговой суммы налога. Кроме того, законодатель в составе порядка уплаты называет форму уплаты (наличная или безналичная), а также лиц, обязанных обеспечивать уплату налога – банки, местные администрации и организации федеральной почтовой связи.

Конкретные сроки и порядок уплаты НК РФ устанавливает только в отношении федеральных налогов, для региональных и местных налогов данный элемент юридического состава налога регулируется соответственно региональными законами и нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Налоговые льготы, виды налоговых льгот.Налоговая льгота представляет собой преимущество, предоставляемое одним налогоплательщикам в сравнении с другими плательщиками. Такое преимущество может существовать в форме не только снижения налогового бремени, но и в форме освобождения от уплаты налога (статья 56 НК РФ). Право на установление налоговых льгот принадлежит всем публичным субъектам, но в отношении налогов соответствующего вида (федеральных, региональных или местных). Такое правило объясняется тем, что предоставление плательщикам налоговых льгот означает потери доходов соответствующего бюджета.

Непреложным правилом является категориальность в установлении льгот, индивидуальные льготы не допускаются, так как это будет нарушать принцип всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ). Изъятия из конституционной обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги (статья 57 Конституции РФ), возможны при соблюдении определенных условий, свойственных правовому государству, таковыми могут быть, например, социальные аспекты либо исключительно публичный интерес. Правовое регулирование налоговых льгот как самостоятельного элемента юридического состава налогов свойственно далеко не всем налогам. Можно утверждать, что регулирование налоговой льготы как элемента налогового состава является скорее исключением, чем правилом. Так, в едином социальном налоге предусмотрена льгота в виде полного освобождения от налога общественных организаций инвалидов или созданных ими организаций, а также любых иных организаций, но в части сумм выплат инвалидам 1, 2 или 3 группы (статья 239 НК РФ). Глава 30 НК РФ предусматривает льготы по налогу на имущество организаций (статья 381 НК РФ). Перечень включенных в данную статью категорий льготируемых налогоплательщиков показывает либо на социальную цель льготы (организации инвалидов), либо публичный интерес (космические объекты). Установление Налоговым кодексом РФ льгот по региональному налогу вызывает определенные сомнения, во-первых, потому, что входит в противоречие со статьей 12 НК РФ, а, во-вторых, потому, что лишает бюджеты субъектов РФ части их доходов, отнесенных к категории собственных (статья 56 БК РФ, статья 26.15 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ). Аналогичная ситуация наблюдается и в земельном налоге, когда статьей 395 НК РФ федеральный законодатель устанавливает налоговые льготы по местному налогу.

Следует обратить внимание на то, что в перечисленных выше случаях законодатель осуществляет регулирование налоговой льготы как правового явления – элемента налога, и эти случаи единичны. Вместе с тем, в каждом налоге присутствуют в том или ином виде преимущества, предоставляемые отдельным категориям плательщиков, но относящиеся к иным элементам юридического состава налога. Это может быть непризнание плательщиком тех или иных организаций и физических лиц – не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 НК РФ), налоговые вычеты из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (статьи 218-221 НК РФ), исключение из объекта – не относятся к объекту единого социального налога выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров (абзац третий пункта 1 статьи 236 НК РФ), не включение доходов в налоговую базу по налогу на прибыль (статья 251 НК РФ) и др. Представляется, что в данном случае речь идет о налоговых льготах не в юридическом, а экономическом смысле. Такие преимущества приводят к тому же самому результату, что и собственно налоговые льготы – освобождению от уплаты налога или снижению его размера.

Классификация налогов и сборов.Налогообложение имеет свою длительную историю (Янжул И. И. Основные начала финансового права. Учение о государственных доходах. – М.: Статут. С. 59-90; Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. М: Финансы и статистика, 2001. - с. 7-72). В результате исследователи этого социального явления накопили огромный опыт классификации налогов по самым разным основаниям, в том числе, по субъекту уплаты (налоги на физических лиц и на юридических лиц); по объекту (на имущество и на доход); по периодичности уплаты (постоянные и разовые); по экономическому содержанию (налоги на доходы, налоги на капитал, налоги на расходы) и т. д. Каждая из классификаций имеет свою цель и характеризует налоги с определенной стороны (см.: Янжул И. И. Основные начала финансового права. Учение о государственных доходах. - С.-Петербург, 1895. – с. 227-241; Злобин Н. Н. Налог как правовая категория: Монография. – М.: РПА МЮ РФ, 2003. – с. 30-34; Пепеляев С. Г. Налоги: реформы и практика. – М.: Статут, 2005. – с. 67-79).

Применительно к действующей в России системе налогов и сборов актуальными являются две классификации.

1. По уровням бюджетной системы выделяются федеральные налоги и сборы; региональные налоги, местные налоги. Значимость этой классификации заключается в том, что принадлежность налога к одной из трех групп указывает на субъект правового регулирования.

2. По субъектам обременения налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся - налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, к косвенным – НДС и акцизы. Для прямых налогов характерно то, что они обременяют самого налогоплательщика и не могут быть переложены на иных лиц. Прямые налоги очень «чувствительны» и для бизнеса, и для физических поддержку в обществе. Косвенные налоги оцениваются как налоги на потребление и бремя их уплаты несут реальные потребители услуг или (продавцы). В силу того, что налогоплательщики – производители товаров, услуг перелагают косвенные налоги на своих потребителей, эти налоги считаются «справедливыми», так как их оплачивает тот, кто имеет средства. Экономическая сущность прямых и косвенных налогов проявляется в различной технологии их взимания, а также в различных последствиях возникающих в случаях излишней уплаты этих налогов в бюджет. Так, оценивая конституционность положений НК РФ, связанных с порядком возврата из бюджета излишне уплаченных сумм налога, Конституционный Суд РФ указывал, что «одновременный возврат из бюджета заявителю как плательщику акциза излишне уплаченных сумм акциза (равно как и зачет этой суммы в счет будущих платежей) с отнесением всех сумм акциза на покупателей подакцизного товара, без возврата этим покупателям данной излишне уплаченной налогоплательщиком части акциза означало бы неосновательное обогащение плательщика акциза» (определение КС РФ от 2 октября 2003г. № 317-О).(см. подробнее: Кудряшова Е. В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «налоги и налогообложение». – М.: Волтерс Клувер, 2006. – с.5 -30.)

Сбор в отличие от налога наделяется законодателем всего двумя признаками: обязательностью и встречным удовлетворением (пункт 2 статьи 8 НК РФ). Тем не менее, сбор отличает также наличие публичной цели – он подлежит зачислению в бюджет и используется для финансирования осуществления государственных функций. Совершение встречных действий в интересах плательщика также едва ли можно назвать индивидуальным встречным удовлетворением, т.к. отсутствует зависимость между размером сбора и стоимостью государственной услуги, налицо фактическое отсутствие эквивалентности, характерное для налога. (см.подробнее Винницкий Д. В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. - М.: Издательство НОРМА. 2002, с. 62-88.)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.