Заочная форма обучения на базе среднего профессионального образования
№ темы
дисциплины
| Формы внеаудиторной самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
| 1.Предмет курса «Русский язык и культура речи»
| Работа с лекционным материалом, специальной научной литературой, справочниками
|
| 2.Функциональные стили речи
| Работа с лекционным материалом, учебными пособиями, работа с текстами
|
| 3.Языковые нормы
| Работа с лекционным материалом, работа со словарями и справочниками, выполнение самостоятельных заданий (блочные задания)
|
| 4.Введение в юридическую лингвистику
| Работа с лекционным материалом, работа с учебными пособиями, наблюдения над речевой практикой членов коммуникативного сообщества
|
| Итого
|
|
| Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Выполняя задания, студент должен обратиться к списку рекомендуемых источников учебной литературы, выбрать основные из них, изучить, а затем из списка специальной литературы выбрать одну из монографических работ и две-три научных статей, относящихся к изучаемой теме.
Методические указания для студентов по освоению дисциплины (модуля)
Лекционные занятия (теоретический курс). На лекциях студент, как правило, впервые знакомится с материалами темы. Преподаватель раскрывает наиболее важные, принципиальные вопросы каждой темы, способствующие пониманию логики построения курса, структуры и содержания основных институтов, понятий и категорий маркетинговых коммуникаций. На лекции объясняются также вопросы, понимание которых вызывает наибольшие затруднения у студентов.
Лекции могут сопровождаться слайдами и иными формами визуализации. Фотографировать представленный материал или вести аудиозапись лекции можно только с разрешения преподавателя.
На лекции студент может задавать вопросы по заинтересовавшей его проблематике, отвечать на вопросы преподавателя. Можно подойти к преподавателю после лекции и подробнее обсудить заинтересовавший студента или неясный для него вопрос. Студент имеет право на получение индивидуальных консультаций лектора.
Рекомендации: Лучше вести конспект лекций, оставляя место для дополнения их записями на семинарских занятиях, выписками из учебника и научной литературы.
Перед лекцией желательно прочесть конспекты по предшествующей теме. Можно заранее ознакомиться с вопросами, вынесенными на предстоящую лекцию, прочитав соответствующие параграфы в учебнике.
Семинарские (практические) занятия. На семинарских занятиях студент получает возможность более глубокого изучения темы, уточнения теоретических и получения практических знаний, формирования профессиональных навыков. Формы проведения семинарских занятий многообразны и выбираются преподавателем в зависимости от изучаемой темы и особенностей подготовки студентов. На семинарских занятиях применяются методы и формы как индивидуальной, так и коллективной работы студентов.
В случае пропуска семинарских занятий студент должен по согласованию с преподавателем, ведущим семинарские занятия, подготовить и сдать соответствующий материал.
Рекомендации: При изучении тем, вынесенных на обсуждение на семинарском занятии, необходимо изучить сначала конспекты лекций, а затем соответствующий раздел (главу) учебника для вузов. При этом полезно воспользоваться учебниками разных авторов, сравнивая их взгляды на тот или иной вопрос. Следует также обратиться к списку рекомендованных по соответствующей теме информационных источников.
Самостоятельная работа студентов. Особое место среди основных видов занятий, предусмотренных учебным планом Российской академии правосудия, занимает самостоятельная работа.
Рекомендации: Приступая к самостоятельному изучению вопросов, студенту необходимо определить их место в программе курса, ознакомиться с содержанием каждой темы, а также списком информационных источников, рекомендованных для изучения указанных вопросов.
Сначала следует проработать материал, записанный на лекции, затем изучить соответствующие разделы учебника.
Рекомендации по подготовке доклада.
Объем: не менее 7 страниц.
Количество использованных источников: не менее 3 за последние 3 года.
Процедура доклада:
- устное выступление,
- презентация с последующим обсуждением.
Тема должна излагаться последовательно, могут выявлять проблемные вопросы, рассматриваться возможные варианты их решения.
В заключении следует суммировать выводы, к которым автор пришел в результате проведенного исследования, в том числе обосновать предложения по совершенствованию или решению рассматриваемой проблемы.
Преподаватели кафедры могут оказывать помощь студенту в ходе подготовки доклада, организовать его обсуждение на семинарском занятии или рекомендовать доклад к опубликованию в издаваемых в Российской академии правосудия сборниках работ студентов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ЗАЯВЛЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Текущий контроль знаний предполагает регулярно осуществляемую на протяжении семестра проверку усвоения учебного материала в формах:
устного опроса (индивидуального и группового – в форме коллковиумов),
контроля самостоятельной работы студентов в письменной форме: выполнение письменных самостоятельных работ
контроля самостоятельной работы студентов в устной форме: постановки ролевых игр, анализа языкового материала
Промежуточный контроль:
Зачет, проводится в устной форме (два вопроса)
Требования к уровню освоения компетенции
| Оценка или зачет
| Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, даже если не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, в целом способен выполнять практические работы.
| зачтено
| Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы общего плана
| не зачтено
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Функции языка, единицы языка, уровни языка.
2. Составляющие общенационального языка: литературный (кодифицированный) язык и нелитературный язык (просторечие, диалект, жаргон).
3. Языковая норма. Норма как явление историческое и системное.
4. Вариантность языкового знака. Равноправные и неравноправные варианты.
5. Современный литературный язык с точки зрения кодификации его норм: кодифицированный литературный язык и разговорный литературный язык.
6. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.
7. Энциклопедические и лингвистические словари. Типы лингвистических словарей.
8. Основные структурные зоны толкового словаря
9. Описательный, синонимический и отсылочный способы толкования слов в словарях.
10. Научный стиль речи. Сфера применения, функции, специфические черты и стилистические особенности. Разновидности научного стиля.
11. Вторичные научные документы.
12. Структура научного письменного текста.
13. Языковые особенности научного стиля речи:
14. Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, функции, специфические черты и стилистические особенности. Разновидности официально-делового стиля речи.
15. Языковые особенности официально-делового стиля речи.
16. Лексика с точки зрения функционально-стилевой закрепленности.
17. Лексика книжная. Приметы лексики книжных стилей.
18. Лексика разговорного стиля. Просторечие.
19. Термин как лингвистическое и научное явление русской лексики и фразеологии.
20. Полисемия. Метафора и метонимия.
21. Устаревшие слова (архаизмы и историзмы), неологизмы (окказионализмы).
22. Исконно русская и заимствованная лексика и фразеология. Причины заимствования.
23. Синонимия. Синонимический ряд. Типы синонимов. Функции синонимов. Эвфемизмы.
24. Омонимия. Типы омонимов.
25. Служебные документы. Функции документа.
26. Типология служебных документов.
27. Текстовые нормы официально-делового стиля речи.
28. Речевой этикет в документе.
29. Публицистический стиль речи, его специфика, цели общения в публицистическом стиле речи.
30. Основной принцип организации языковых средств в публицистическом стиле речи.
31. Языковые особенности публицистического стиля речи: лексический уровень.
32. Языковые особенности публицистического стиля речи: морфемный уровень.
33. Языковые особенности публицистического стиля речи: синтаксический уровень
34. Публичное выступление как один из видов речевой коммуникации.
35. Оратор и его аудитория.
36. Подготовка речи: цель речи, основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
37. Структура публичного выступления. Введение: цели и задачи оратора на данном этапе речи. Способы начала речи.
38. Основная часть речи. Методы преподнесения материала.
39. Основная часть аргументирующей речи. Виды аргументов.
40. Заключение речи. Цели и задачи оратора на данном этапе речи.
41. Основы этики коммуникации.
42. Разговорный стиль речи: условия функционирования, специфические черты и стилистические особенности.
43. Языковые особенности разговорного стиля речи: фонетический и лексический уровни.
44. Языковые особенности разговорного стиля речи: морфологический и синтаксический уровни
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература[1]
Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003.*
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001.*
Культура русской речи/ Отв. редакторы Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. – М.: Норма, 2004.
Культура русской и письменной речи делового человека: Справочник/ И.С.Водина и др. – М.: Наука, 2004.*
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – М.: Флинта: Наука, 2005.
Лятти С.Э., Апончук И.И. Русский язык и культура речи. Практикум для студентов юридических вузов. – М.: РАП, Эксмо, 2008.
Макарова С.Г. Конспект лекций по курсу русский язык и культура речи. – К., 2003.*
Максимов В..И., Голубева А.В. Русский язык и культура речи. Серия: Бакалавр. Базовый курс. Юрайт-Издат, 2011.
Практикум по русскому языку и культуре речи. Нормы современного русского литературного язык: Для студентов-нефилологов/ Под ред. И.Г.Проскуряковой. – М.: Флинта, Наука, 2005.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис- Пресс, 2004.*
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: практика, стилистика. – М.:Айрис-Пресс, 2003*.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высш. шк., 1974.
Русский язык и культура речи/ Под ред. О.Я.Гойхмана. – М.:ИНФРА, 2004.*
Русский язык и культура речи/ Под ред. Е.В.Ганапольской, А.В.Хохлова. – СПб: Питер, 2005.
Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Трофимова О.В., Купчик Е.В.Основы делового письма: учебное пособие . М.: Флинта; Наука, 2010.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук).
Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук), пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы), ПО специального назначения – справочно-поисковые системы КонсультантПлюс и Гарант.
Прочее:
рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет;
рабочие места студентов в компьютерном классе, в библиотеке РАП, в аудиториях для практических занятий, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде.
Таблица 5
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|