Сделай Сам Свою Работу на 5

Защитные меры и особенности их применения. Определение серьезного ущерба. Соглашение ВТО о защитных мерах, главные принципиально-важные положения.





 

Существо защитных мер заключается в том, что страна, включившая в свой законодательство или в международное соглашение защитную оговорку, получает возможность, не нарушая соглашения и не отказываясь от своих обязательств, отменить ранее предоставленную тарифную уступку или ввести дополнительное ограничение ввоза, как временную, чрезвычайную меру в том случае, если импорт иностранных товаров возрастёт в такой степени, что будет причинять серьёзный ущерб национальному производству.

Соглашение о защитных мерах определяет основные принципы, нормы, условия, сферу применения защитных мер, критерии установления серьёзного ущерба, лимиты времени для применения защитных мер, определяет процедуры контроля за ходом осуществления Соглашения.

Цель Соглашения – содействие восстановлению конкурентоспособности отрасли производства, в отношении кот эта мера применяется.

Максимальный срок первоначального действия з меры – 4 года, этот срок может быть продлён ещё на 4, если повторное расследование признает необходимость этого.

Использование з меры на основе РНБ, за некоторым исключением.



"Серьёзный ущерб" – существенное общее ухудшение положения в отечественной промышленности, что понимается многими исследователями как более глубокое ухудшение, чем в случае "материального ущерба".

Соглашение предусматривает, что затронутые защитной мерой экспортирующие страны-члены ВТО могут приостановить действие торговых уступок в отношении страны, применяющей защитные меры, с тем, чтобы восстановить соотношение требований и уступок.

Режим наибольшего благоприятствования, особенности применения (круг вопросов и сфера действия).Права страны пользующейся режимом наибольшего благоприятствования. Что такое дискриминация. Основные положения в отношении не распостранения сферы действия РНБ: наличия соглашения о Таможенном Союзе; приграничная торговля; невзаимные не дискриминационные преференции.

 

Принцип наибольшего благоприятствования — один из основных принципов торговых договоров, заключаемых с иностранными государствами. В силу данного принципа иностранцы пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства. Этим объясняется само выражение “наибольшее благоприятствование”. Указанный принцип состоит в том, что иностранным юридическим и физическим лицам в торговле предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться в будущем юридическим и физическим лицам третьей страны. Тот режим в области торговли, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в договорном порядке. Принцип наибольшего благоприятствования приобретает особое значение в результате увеличения числа участников и объема международной торговли в рамках ГАТТ-ВТО после создания Всемирной Торговой Организации (ВТО) в 1994 году.
Конвенционная норма наибольшего благоприятствования означает в ее общем понимании право договаривающегося государства пользоваться всеми преимуществами, которые другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим государствам по согласованному кругу отношений.
Дискриминация во внешней торговле - правовой режим, устанавливающий юридическим и физическим лицам какой-либо страны, осуществляющим внешнеторговую деятельность, меньше прав, чем соответствующим лицам других стран. Основополагающими принципами и правилами ВТО являются торговля без дискриминации, то есть взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от использования количественных и иных ограничений, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
В ГАТТ содержится ряд изъятий из режима наибольшего
благоприятствования. Крупнейшие из которых - это разрешения создавать зоны
свободной торговли и таможенные союзы, не распространяя льготы,
предоставляемые в рамках этих образований, на неучаствующие страны.
Другое
важное положение - это разрешение развивающимся странам использовать на
постоянной основе, в виде исключения из принципа наибольшего
благоприятствования, четыре категории торговых льгот /тарифные преференции
по общей системе преференций, тарифные преференции, действующие в отношении
между развивающимися странами, более льготные дифференцированные условия,
сформулированные в ряде соглашений ВТО, специальный режим в отношении
наименее развитых стран/(так называемые невзаимные преференции).
Примерно такие же исключения из РНБ действуют и в международной торговле услугами. ГАТС разрешает в статье II делать изъятия из РНБ в пользу отдельных видов услуг или поставщиков услуг при условии, что такое изъятие будет сделано в ходе переговоров о либерализации международной торговли услугами и будет зафиксировано в перечне обязательств страны-члена ВТО. Еще одно типичное изъятие такого рода — особый порядок регулирования приграничной торговли (так называемая соседская оговорка - предоставление преимуществ третьим странам для облегчения приграничной торговли). Статья XX ГАТТ позволяет странам-членам ВТО отклоняться от принципа недискриминации при принятии мер, цель которых - защитаотечественной морали, охрана жизни и здоровья людей, животных и растений,охрана общественного порядка и выполнение законов, охрана национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценностей. Другая группа вопросов, позволяющих отходить от политики недискриминации связана с соображениями национальной безопасности. Статья ХХ1
ГАТТ разрешает члену ВТО предпринимать такие действия, которые необходимы
для защиты существенных интересов его безопасности; которые действуют в
отношении торговли оружием, боеприпасами и военными материалами а также для
снабжения вооруженных сил и наконец, действия во исполнении обязательств
страны-члена ВТО, связанных с ее обязательствами на основании Устава ООН
для сохранения международного мира и безопасности.





Национальный режим. Основные направления применения и использования национального режима. Национальный режим в сфере торговли товарами и торговли услугами. Какими преимуществами пользуется страна, получившая эту правовую норму.

 

Если взаимоотношения сторон-партнеров по договору находятся на достаточно высоком уровне, то в торговом договоре может быть предусмотрено применение национального режима, заключающегося в том, что иностранным товарам и услугам предоставляются на таможенной территории принимающей страны такие же условия (уровень налогообложения, условия реализации, транспортное обеспечение, страхование и пр.), как и для национальных (отечественных) товаров и услуг.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ - в международном частном праве принцип, устанавливаемый в международных договорах и национальном законодательстве, в силу которого юридические лица и граждане одного государства обладают на территории др. государства такими же правами, льготами и преимуществами, а также несут такие же обязанности, как и его собственные юридические лица и граждане.
Он подразумевает, что при появлении на внутреннем рынке любой страны импортных товаров по отношению к ним должен применяться режим, который не будет менее благоприятным, чем тот, который действует в отношении товаров, производимых на месте. Так гласит статья 3 ГАТТ.
Помимо ГАТТ-1994 года, ряд важных положений, касающихся режима наибольшего благоприятствования и национального режима, содержится и в других соглашениях ВТО. Так,. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности содержит с некоторыми исключениями требования, касающиеся предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима и обеспечения охраны прав интеллектуальной собственности членами ВТО. Генеральное соглашение по торговле услугами обязывает участников соглашения предоставлять режим наибольшего благоприятствования в отношении услуг и поставщиков услуг других участников.
Другие соглашения ВТО, которые содержат режим наибольшего благоприятствования и национальный режим - это Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей и ряд других соглашений.
И опять-таки при расширительном толковании национального режима он может включать в себя условия деятельности на таможенной территории принимающей страны юридических и физических лиц страны- партнера по соглашению (условия создания, регистрации и ликвидации фирм, уровень внутреннего налогообложения, условия передвижения по стране, страхования, найма рабочей силы и пр.).
Условиями ГАТТ предусматривается (ст.III) обязательное предоставление на взаимной основе всеми членами ВТО друг другу наряду с РНБ также и национального режима. Как и РНБ, принцип национального режима является одним из важнейших и эффективнейших инструментов регулирования международных торговых связей, обеспечивающих равноправные условия для договаривающихся сторон.Н.р. может предоставляться как на односторонней основе, так и на основе взаимности. Существует практика заключения международных договоров, предусматривающих предоставление Н.р. в отдельных конкретных областях, напр., договоров о правовой помощи (свободный доступ иностранных граждан и юридических лиц в суды, освобождение от залога в обеспечение судебных издержек, Н.р. в наследовании и др.); договоров о социальном обеспечении; соглашений по вопросам налогообложения; договоров о торговле и мореплавании и др.
В теории различают неограниченный и ограниченный Н.р.

Случаи предоставления неограниченного Н.р. иностранным гражданам редки, обычно их статус не предполагает наличия, напр., избирательного права, воинской обязанности. Напр., ст. 62 Конституции РФ, закрепляя принцип Н.р., устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статья 2 ГК РФ* распространяет действие Н.р. в отношениях, регулируемых гражданским законодательством РФ, также на иностранных юридических лиц, допуская при этом, что ограничения Н.р. в указанных отношениях для иностранных граждан и юридических лиц, лиц без гражданства могут быть предусмотрены федеральным законом.

Принцип четвертый: национальный режим Принцип РНБ не допускает дискриминации между странами при выборе торгового партнера. Принцип национального режима, дополняющий РНБ, предусматривает, что им-портированный товар, пересекший после оплаты таможенной пошлины и остальных сбо-ров границу государства, должен иметь не менее благоприятные условия на внутреннем рынке, чем подобные товары отечественного производства. Другими словами, страны-участницы предоставляют импортным товарам те же условия продвижения на рынке, что и аналогичным товарам отечественного производства. Так, страны не могут облагать импорт после оплаты на границе таможенной пошлины внутренними налогами (как, например, налог на продажу) по более высоким ставкам, чем те, которыми облагаются анало-гичные товары собственного производства (ГАТТ 1994, Статья III). Предусматривается также, что законы, постановления и другие нормы регулирова-ния, относящиеся к купле-продаже товаров на внутреннем рынке страны, не должны быть более строгими для импортируемых товаров.

Основные направления использования количественных ограничений в современной международной торговле. Положение ГАТТ о количественных ограничениях. Виды квот (контингентов) и методы их современного применения. Что такое тарифная квота, цели ее применения. Методика расчета так называемого тарифного эквивалента квоты (тарификация).

Приоритетность экономических методов регулирования ВЭД зафиксирована во всех основных документах, образующих правовую базу деятельности ВТО: ГАТТ, ГАТС и др. . По данным МБРР нетарифные ограничения затрагивают в настоящее время уже почти 30% мировой торговли. Наиболее активно используют нетарифные средства регулирования развивающиеся страны, около 40% всего импорта которых в той или иной степени подвержены воздействию этих мер, в т.ч. более 50% импорта продовольственных товаров и почти 40% импорта промышленной продукции. Административные средства регулирования включают в себя разнообразные механизмы административной, технической и торговой политики, а также ограничения, обусловленные требованиями экологической защиты и безопасности населения, животного мира и растений принимающей страны.
Классификационные схемы административных мер, разработанные ГАТТ, МБРР, ЮНКТАД и Международной Торговой Палатой и используемые в настоящее время содержат более 600 конкретных видов ограничений. Наиболее распространенными в настоящее время в международной практике являются нормы, разработанные в рамках ГАТТ/ВТО, а именно:

 

· количественные ограничения

 

· Таможенные формальности и процедуры

 

· технические стандарты и нормы

 

· внешнеторговые операции государственных предприятий и госзакупки.

 

· Государственная монополия

 

· Запрет экспорта или импорта

 

· квотирование, контингентирование, добровольное ограничение экспорта и лицензирование.

 

· количественные ограничения, включающие полный запрет экспорта или импорта того или иного товара, контингентирование и квотирование импорта и экспорта, добровольное ограничение экспорта, лицензирование, требования об обязательном использовании национальных товаров при производстве продукции из импортируемых комплектующих или при осуществлении проектов с иностранными инвестициями. Количественные ограничения экспорта и импорта прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота.
Виды количественных ограничений представляет собой ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени.
В ГАТТ: все кол-венные огр., к-е используются для отклонения от тарифной либерализации должны быть отменены к 2000 г. При этом не должно вводиться новых норм кол-венных огр.
Ст.13: Недискриминационное применение кол-венных огр. Устанавливает правило что ни один из членов ВТО не должен применять кол-чественных запрещений импорта или экспортакаких-либо товаров если только импорт данных товаров из всех третьих стран или их экспорт во все третьи страны не будет запрещен или ограничен.
Квотирование - введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В РФ экспорт и импорт товаров осуществляется, как правило, без количественных ограничений (ст.15 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случае, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных конкурирующих товаров на территории РФ, а также в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.
Квотирование представляет собой количественное ограничение физического или стоимостного объема экспорта/импорта в форме глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и др. квот. Наиболее применяемая квота – глобальная, т.е. без ограничения по странам и континентам. Индивидуальная квота предполагает определенный объем экспорта/импорта для конкретной страны. Сезонные квоты применяются, как правило, в отношении к сельскохозяйственной продукции в периоды уборочной компании и ограничивают поступления конкурирующей импортной продукции. Тарифные квоты обеспечивают защиту внутреннего рынка путем сочетания количественного ограничения и тарифного барьера. Так, в пределах установленного квотой объема импорта товар облагается базисной ставкой таможенной пошлины, а при превышении разрешенного объема уровень таможенного обложения резко повышается. В рамках ЕС, например, применяются тарифные квоты на импорт сыра, некоторых видов овощей и др.
Контингентирование представляет собой государственное ограничение через введение квот на ввоз или вывоз определенной номенклатуры (контингента) товаров. Хотя в рамках ГАТТ контингентирование запрещено, рядом стран оно продолжает применяться под предлогом сложного финансового положения и необходимости сокращения дефицита платежного баланса.
тарифная квота — инструмент регулирования внешнеторговой деятельности, предусматривающий применение двух различных уровней ставок таможенных пошлин на импорт одного и того же товара путем установления более низкой ставки таможенной пошлины для определенного количества импорта и более высокой ставки таможенной пошлины свыше данной величины импорта.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.