Сделай Сам Свою Работу на 5

Северо-американская зона свободной торговли (НАФТА) основные положения, значение в международной торговле.





Северо-американская зона свободной торговли (НАФТА)— соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).
Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексикой стала претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. 1988 году подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.
Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г.,
В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.

Создание зоны свободной торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:
1) географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
2) тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;
3) растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;
4) усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.
НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.
На сегодняшний день цели НАФТА включают:
1) снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;
2) создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
3) обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;
4) создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
5) установление базы для будущей трехсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.
Основные положения соглашения включают:
- отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика;
- защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
- снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике;
- создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.
В течение 5 лет США отменяет тарифы на импорт из Мексики около двух третей наименований продукции.
Значение НАФТА. Реализация Североамериканского соглашения о свободной торговле привело к существенным экономическим последствиям для всех стран-участниц — улучшились их макроэкономические показатели: в первую очередь возросли размеры ВВП, заметно возрос взаимный товарооборот (более чем в два раза) и масштабы инвестиционных потоков. Соглашение способствовало повышению конкурентных преимуществ американскими и канадскими корпорациями, а также снижению издержек производства за счет перевода производства в Мексику. Для Мексики присоединение к НАФТА позволило ускорить темпы социально-экономического развития и проведение масштабных экономических реформ.
Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений.







 

17. Торговые договоры, основные вопросы регулируемые торговыми договорами; роль торгового договора в создании правовой базы для экспортеров и импортеров стран.

Торговые договоры, международные соглашения государств об условиях ведения торговли между ними, в частности о размерах таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары - эффективное средство регулирования ВЭД.
Наиболее важно распространение на договаривающуюся сторону всех льгот и понижений таможенных пошлин, какие были или будут предоставлены всякой третьей державе. В настоящее время оговорка о наиболее благоприятственной державе вытесняется принципом взаимности: каждая сторона предоставляет другой те же льготы, какими сама пользуется на территории последней. В 1894 были заключены Т. договоры России с Францией, Германией и Австро-Венгрией. В 1901 возобновлен Т. договор с Германией (невыгодный для России, срок 1917), в 1905-с Болгарией и Францией, 1906-с Австро-Венгрией и Румынией, 1907 с Италией и Японией. Договоры о торговле, транспортном обеспечении и др. остаются первыми из важнейших средств реализации ВЭ политики.
В договорах находят отражение все условия, которые страны предоставляют друг другу, + взаимное предоставление РНБ.
Важный элемент (основные вопросы) – платёжные условия, фиксируется валюта платежа и разрабатываются меры по избеганию возможных потерь от изменения курса валютного платежа. Оговариваются условия транспортного обеспечения взаимного товарооборота. Регулируются вопросы статуса торгпредства в ин стране. Срок действия соглашения, условия продления и аннулирования.
Вступая в двусторонние и многосторонние договора, правительство создаёт благоприятные условия для деятельности за рубежом. Международная торговля представляет собой систему различных коммерческих операций по купле и продаже, осуществляемых между покупателями, продавцами и посредниками различных государств, таким образом, торгово-экономическое сотрудничество между государствами опосредуется заключением соответствующих внешнеэкономических сделок (торговых сделок). Следовательно, важность этих сделок во ВЭД подчеркивается тем, что они в большинстве случаев являются основанием возникновения обязательств во внешнем обороте. Особенностью внешнеэкономических сделок является то, что товары и услуги в таких сделках "пересекают" границы одного государства, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение предусмотренных законом таможенных правил; в качестве средства платежа используется иностранная валюта; существует риск невозможности исполнения внешнеэкономических сделок в результате политических событий, ограничительных действий государства.
Правовой формой, опосредствующей международные коммерческие операции, является международная торговая сделка, обязательным условием которой является заключение ее с иностранным контрагентом.Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества и качества товарных единиц и/или оказанию услуге соответствии с согласованными сторонами условиями.
Международный характер договора вытекает из того, что его субъектами (сторонами) являются коммерческие предприятия (фирмы), находящиеся в разных странах.
выводы :
1. Формализация договора является основой международной торговой сделки.
2. Договор обеспечивает выполнение сторонами обязательств, взятых на себя при заключении внешнеторговой сделки.
3. Разнообразие условий договора позволяет найти компромиссные решения для сторон, участвующих во внешнеторговой сделке.
4. Некоторые пункты договора, присущи только внешнеторговой сделке, следовательно, только с их помощью можно устранить определенные виды внешнеторговых рисков.
5. Применение типовых договоров может являться основой, но не решением всех проблем при заключении договора внешнеторговой сделки, так как каждый контракт несет в себе элемент индивидуальности.
Для этого между партнерами должны сложиться такие отношения, которые позволяли бы заключать договоры и проводить внешнеторговые сделки на взаимовыгодной основе, учитывающие возможности и желания обеих сторон.

 

 

18.Тарифные и нетарифные ограничения, основные понятия, использованные в международной торговле.

МТ– это система взаимных торговых связей всех стран мира, выросшая на основе МРТ и сложившаяся на этой основе многосторонней системы торгово-политического регулирования, включающей и национальные компоненты (совокупность внешней торговли всех стран мира).
Тарифные и нетарифные ограничения - инструменты государственного регулирования международной торговли
1. тарифные — система таможенных тарифов, затрудняющая ввоз в страну и вывоз из страны определенных товаров, основанные на использовании таможенного тарифа. Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.
2.нетарифные — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к тарифным методам.
Часто к ним также относят финансовые методы – субсидии, кредитование, демпинг (продажа товаров на экспорт по «несправедливо» низкой цене). Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт либо форсировать экспорт.
В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:
1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка;
2) реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
3) выполнение международных обязательств;
4) введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров;
5) введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
6) защита общественной морали и правопорядка;
7) защита культурных ценностей;
8) обеспечение национальной безопасности.
Цели таможенной политики - интеграция страны в МЭ; защита и стимулирование экономического развития страны; укрепление платежного и торгового баланса; рост доходов государственного бюджета; укрепление торгово-политических позиций; противодействие дискриминационным акциям со стороны иностранных государств/ группировок.

К ним относятся:квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, экспортные субсидии, административные и технические барьеры и др.
Квотирование внешнеторговых поставокозначает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени.

Выделяются квоты:

· Общая квота определяется для государственных нужд.

· Естественная квота - связана с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.

· Исключительная квота - вводится в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

· Тарифная квота разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам.

· Экспортная квота ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза.

· Импортные квоты ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.
Лицензирование (licensing) представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара.
Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, называется добровольным ограничением экспорта. Под экспортной субсидией понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.
ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ (таможенные тарифы, целями использования которых являются, получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможней при движении товара через таможенную границу.
Виды пошлин:

· Импортные пошлины,

· Экспортные пошлины.

Цель — получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны. Экспортные пошлины применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара.
Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешнеторговой деятельности:

 

· Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ).

· Максимальная - для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ.

· Льготная или преференциальная ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагается таможенными пошлинами.
Тарифное регулирование отдельных государств регламентируется нормами международного права, в первую очередь ГАТТ/ВТО.
Величина действительной ставки таможенной защиты оказывается тем больше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие.

 

19.Современный таможенный тариф как инструмент торговой политики, главные особенности и функции таможенного тарифа. Как с помощью таможенного тарифа осуществляется защита внутреннего рынка, национальных товаропроизводителей товаров ? Какой таможенный тариф нужен России ? Понятия "таможенная территория","таможенная граница".

Таможенный тариф - законодательный акт, содержащий систематизированный перечень товаров, подлежащих таможенному контролю (товарная номенклатура таможенного тарифа) с указанием ставок таможенных пошлин, которыми эти товары облагаются. Современный таможенный тариф – это сложное торгово-политическое средство, совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил. Эффективность таможенного тарифа зависит от вида применяемых таможенных пошлин, системы товарной классификации, методологии определения цены товара для целей взимания таможенных пошлин, метода определения страны происхождения импортного товара.
Цели таможенного тарифа (применительно к РФ):

 

1. оптимизация товарной структуры импортных поставок в РФ;

 

2. поддержание соотношения стоимостного и физического объемов экспорта и импорта;

 

3. создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров и услуг в РФ;

 

4. защита экономики РФ от негативного воздействия иностранной конкуренции;

 

5. содействие созданию условий для эффективной интеграции РФ в мировую хозяйственную систему.

Функции тарифного регулирования:
1) Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
2) Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.
В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:
1. соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ);
2. Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
3.Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;
4. другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).
Товарная номенклатура современных таможенных тарифов насчитывает 9-11 тысяч товарных позиций. По каждой товарной позиции устанавливается две или большее число ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара. По этому признаку различают простые и сложные таможенные тарифы: простые (одноколонные) таможенные тарифы, предусматривающие одну ставку пошлины для каждого товара вне зависимости от страны происхождения; и сложные таможенные тарифы - две или большее число ставок пошлин. Обычно более высокая, автономная ставка пошлин применяется в отношении тех стран, которым не предоставляется РНБ. Более низкая договорная (конвенционная) ставка пошлин предоставляется странам, пользующимся РНБ.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД) — классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Правительством РФ, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба. ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код(для ряда товаров применяется 14-значный код), который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками.
В современных условиях многие элементы таможенного тарифа (товарная номенклатура, высота применяемых ставок пошлин, структура тарифа по высоте применяемых ставок пошлин и ряд других элементов) регламентируются международными договоренностями, действующими в рамках Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации. Ставки таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению.
Таможенная граница – граница, определяющая пределы таможенной территории гос-ва.
Таможенная территория – основная часть гос-ва, на которой действуют таможенные законы.
Таможенная территория и таможенная граница могут не совпадать из-за зон свободной торговли, анклавов. Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа, а также правила обложения пошлинами товаров, пересекающих таможенную границу РФ. В РФ таможенную территорию составляют: сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.