Международная торговля услугами. Особенности услуг как предмета экспорта и импорта. Перспективы России в развитии внешней торговли услугами.
Сфера услуг – крупномасштабный и динамично развивающийся сектор мирохозяйственных связей. Удельный вес сферы услуг в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства. 12 видов осн. услуг (укрупнено) по методологии ВТО: управленч (аудит)., инфо, передача технологий и ноу-хау, кадровые услуги, операцион. услуги (управление пред-ями), банковские и страховые, лаборотор., прогноз. и рыночн. ис-я, реклама, продажа и рыноч. посредничество, ус. в обл. телекоммуникации, ремонт и тех. обслуживание машин и оборудования, проектирование и строит-во, ус. в обл.освоения косм. пространства в граж. целях, фрахт.
Международная торговля услугами в большой степени определяется количественными и структурными параметрами развития сектора услуг в экономике промышленно развитых стран. Последовательно растет значимость сферы услуг в формировании ВВП развитых стран - в начале текущего столетия доля сектора услуг превысила 70%. Основным поставщиком услуг на мировой рынок в течение всего послевоенного периода остаются США, хотя их доля в совокупном стоимостном объеме мирового экспорта услуг последовательно сокращается за счет заметной активизации роли других стран и регионов в этом секторе мировой торговли (страны ЕС, Япония и др.). Большой объем мировой торговли услугами сосредоточен в европейском регионе – удельный вес стран Западной Европы составил в указанном году почти 51,6% (1245 млрд. долл.), причем практически половина этого объема приходится на ведущие государства региона: Великобританию (188,7 млрд. долл.), Германию (148,5 млрд. долл.), Францию (115,0 млрд. долл.) и Италию (91,5 млрд, долл,).
В азиатском регионе ведущим экспортером услуг остается Япония – 108,0 млрд. долл. или 4,9% совокупного мирового экспорта коммерческих услуг. Все более активны на этом рынке Китай (74,0 млрд. долл.) и Индия (56,0 млрд. долл.), удельный вес которых составляет 2,0 и 1,1% соответственно.
Россия занимает чрезвычайно скромное место среди мировых поставщиков услуг (экспорт в 2005 г. – 24,3 млрд.. долл. и импорт – 38,5 млрд. долл.). Ее доля в мировом экспорте услуг составляет всего около 1,0%.
Научно-технический прогресс обусловил значительный рост производительности труда в большинстве основных товаропроизводящих отраслей развитых стран, что обеспечило не только возможность, но и необходимость перетока трудовых ресурсов в сферу услуг. По мере насыщения внутреннего рынка товарами и роста уровня жизни населения росла потребность в различных формах услуг, что и инициировало переток трудовых ресурсов в этот сектор.
Услуги – весьма специфический товар, чаще всего не имеющий овеществленной формы, однако, как и обычный товар предназначен для удовлетворения той или иной потребности потребителя.
В международной практике торговля услугами рассматривается как совокупность различных видов деятельности, производящих в основном неовеществленный, нематериальный продукт.
Особенности торговли услугами
1. Существует тесная связь и взаимозависимость между торговлей услугами и традиционной торговлей товарами. С другой стороны торговля услугами активно содействует торговли товарами и буквально ее сопровождает. (Так, маркетинговые исследования и анализ рынков, посреднические и финансовые услуги, транспортное и коммуникационное обеспечение, реклама и др. виды подобных услуг способствуют развитию торговли товарами и повышению ее экономической эффективности.)
2. Услуги, главным образом не овеществленные, производятся и потребляются практически одновременно. Их невозможно произвести и хранить в ожидании благоприятной рыночной конъюнктуры, как это может быть осуществлено при торговле товарами.
3. Регулирование мировой торговли услугами обеспечивается в большой степени на основе внутренних, национальных законов, правил и норм. (Как известно, транспортное и коммуникационное обслуживание, наука, образование и многие другие важные сферы услуг находятся, как правило, или в полном распоряжении государства, или им контролируются, в связи с чем эти отрасли более эффективно защищены государством от конкуренции со стороны иностранных поставщиков услуг.)
4. При экспорте или импорте многих видов услуг эти операции не носят трансграничного характера, т.е. услуга как товар не пересекает таможенной границы ни поставщика, ни импортера. В связи с этим специалисты делили услуги на торгуемые (tradable) и неторгуемые (non tradable) услуги, или, другими словами - услуги, торговля которыми находит адекватное отражение во внешнеторговой статистике и не находящие отражение. Этот факт является причиной того, что статистические данные международной торговли услугами отличаются большими неточностями и носят достаточно приблизительный характер.
Основными видами мировой торговли услугами, по крайней мере в стоимостных параметрах, в настоящее время являются услуги по международному туризму и зарубежным поездкам, а также транспортные услуги.
Внешняя торговля услугами Российской Федерации
Современное развитие внешнеэкономических связей Российской Федерации характеризуется все возрастающим значением сферы услуг, что в определенной степени отражает общемировую тенденцию. Доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет около 55% общего числа занятых в российской экономике, хотя этот рост в большой степени обусловлен жесточайшим кризисом в основных товаропроизводящих отраслях перерабатывающей промышленности. В рамках СНГ Российская Федерация занимает лидирующую позицию как по стоимостным объемам, так и по структуре экспорта коммерческих услуг.
На рынке России недостаточно развито производство деловых, информационных, консультационных, инжиниринговых, банковских и других современных видов услуг. В связи с этим и на мировом рынке услуг Россия занимает весьма слабые позиции, обусловленные недостаточной развитостью сектора услуг, ограниченной структурой производимых услуг, а также значительной несбалансированностью экспорта и импорта. Стоимостные объемы и структура внешней торговли услугами России характерны скорее для большинства развивающихся стран, нежели для развитых.
Преобладающими статьями российского экспорта услуг являются транспортные услуги, а также зарубежные поездки, включая туризм, – более 22%.
На третьем месте по удельному весу в стоимостном объеме российского коммерческого экспорта находятся строительные услуги, причем их доля последовательно увеличивается, что обусловлено активизацией подрядных работ за рубежом российскими строительными организациями.
В последние годы активизировались поставки российских услуг в сфере космических исследований, инжиниринга и др.
Транснациональные компании (ТНК) в международной торговле. Внешняя торговля в рамках крупных ТНК и ее особенности. Что такое трансферные цены? Возможности и предпочтения кооперационных связей компаний России с иностранными ТНК.
ТНК – крупное финансово – производственное, научно – технологическое, торгово – сервисное предприятия, которое производит свои операции как в стране базирования, так и во многих странах. 35-37 тыс всего. ВВП США – 8 трлн $. 500 крупнейших ТНК – 10 трлн. ТНК располагают колоссальной сетью филиалов (более 200 тыс. только филиалов развитых стран)
Черты (особенности) ТНК.
ТНК – активный участник мировых хозяйственных процессов, участник международного разделения труда. Они обладают относительной независимостью движения капитала от процессов, происходящих в национальных границах. Если в стране начинаются катаклизмы, ТНК чаще всего имеет возможность откачать свой капитал в этой стране (за счет разниц в законодательствах). Россия – страна высокого риска. Когда в мире начинаются катаклизмы, то отток капиталов идет не только из кризисных стран, но и стран высокого риска. ТНК активно используют НТП и осуществляют дорогие НИОКР.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|