Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: «Анализ художественного произведения на уроке чтения»





Задание 1.Изучить статьи М.П. Воюшиной «Анализ художественного произведения» (Начальная школа.–1989.–№ 5), «Приобщить детей к мировосприятию автора. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения» ((Начальная школа. –2004. – № 3).

Оформить результат в виде реферата объемом 1-2 страницы.

Задание 2.Сделать по предложенной схеме литературно-методический анализ произведения С.Г. Козлова «Как поймать облако» по учебнику для 3 класса И.Ф. Гудзик «Книга по чтению»: Ч. 1. – К.: Освіта, 2003.

Работу оформить в виде статьи аналитического характера.

 

Результаты практического занятия выслать до 6.11.09

 

Раздел 3.3 для самостоятельного изучения

Тема: « Методика формирования навыка правописания у младших школьников »

Содержание

1. Основные направления в обучении правописанию.

2. Методы и приемы формирования навыков грамотного письма.

3. Орфографический навык, орфографические умения. Принципы русской орфографии.

4. Понятие “ орфограмма”, ее отличительные признаки. Структура орфографической зоркости.

Ключевые слова: орфографический навык, орфографические умения, принципы русской орфографии, методы обучения орфографии, имитационый метод, метод анализа и синтеза, метод решения грамматико-орфографических задач, орфограмма, орфографическая зоркость, орфографическая задача.



Цели и задачи изучения раздела

Успешное изучение раздела позволит определить особенности обучения правописанию младших школьников. Даст представление об основных направлениях в обучении орфографии учащихся начальной школы. Поможет в осознании понятий “ орфограмма”, “ принципы орфографии”, “ ступени орфографического действия”. Сформирует умение подбирать дидактический и наглядный материал к урокам правописания.

Методические рекомендации к изучению Раздела 3.3

При изучении Раздела 3.3 важно определить особенности работы по формированию навыков грамотного письма у младших школьников, выявить условия успешной работы по орфографии,определить последовательность орфграфических действий,которые должен выполнить ученик, решая орфографическую задачу.



Изучая п.1, обратите внимание на основные направления в обучении орфографии.

Изучая п. 2, внимательно прочитайте характеристику основных методов и приемов, используемых в обучении правописанию.

Изучая п.3, выделите определение орфографических навыков и умений. Особенно внимательно изучите основные принципы орфографии и попробуйте ответить на вопрос: «Какой из принципов является ведущим в современной орфографии?».

Изучая п.4, Вам необходимо не только прочитать данный материал, но и самостоятельно поработать с предложенной литературой, , выбрать из нее упражнения, которые можно использовать для формирования орфографической зоркости.

 

 

Учебный материал

Прочитайте.

Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, Д.И.Тихомирова, В.А.Флерова, а также современных методистов и психологов – С.П.Редозубова, Л.К.Назаровой, М.Р.Львова и особенно Н.С.Рождественского, Д.Н.Богоявленского.

Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию утвердилось направление, учитывающее языковую природу орфографических единиц, опирающееся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центре обучения правописанию поставлено правило, его применение (алгоритм), то есть решение орфографической задачи.



Однако методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правила, но и на всю систему языкового развития: на усвоение языкового строя русского языка и его графики; на процесс овладения чтением, письмом, на восприятие речи (аудирование) и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль; на развитие дикции и орфографического навыка; на интонацию и выразительное чтение, на понимание состава слова, словообразования, словоизменения, на закономерности функционирования языка.

Орфографические умения и навыки – составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом. Иными словами, правописание – средство общения.

Понимание социальной роли орфографии может быть достигнута лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинения, заметки в газету, письма другу и т. п. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что диктант, списывание – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

Законспектируйте.

В начальных классах можно выделить три линии овладения правописанием:

– обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы, с учетом позиции звука и состава слова на основе развития фонетического слуха учащихся:

– обучение орфографии на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд на основе проговаривания и списывания, использование словарей, активизации словаря, т. е. использование слов в собственных записанных текстах;

– обучение орфографии на основе проверки орфограмм с применением правил, т. е. путем решения грамматико-орфографических задач.

Сочетание и взаимодействие этих линий проявляется во всех начальных классах, однако третье направление по мере расширения у учащихся знаний по грамматике, постоянно расширяется. В решении орфографических задач осуществляется связь всех сторон языка.

Прочитайте.

Для успешного обучения орфографии необходимо реализовать такие условия:

1.Мотивация орфографической работы осуществляется через: а) развитие познавательных интересов; б) использование занимательных материалов и дидактических игр; в) четкий отбор и продуманную структуру дидактического материала; разнообразие видов работ; г) повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе; д) положительную самооценку; е) введение гибкой системы контроля и оценки знаний, умений, навыков.

2.Чередование орфографических упражнений с речевыми и грамматическими. Системность и систематичность в обучении правописанию.

3.Предупреждение орфографических и речевых ошибок.

Запишите, выбрав главное.

Говоря об обучении орфографии, необходимо выделить методы и приёмы формирования навыка грамотного письма. Методы соответствуют основным направлениям работы по орфографии в начальных классах. К ним относятся: метод языкового анализа и синтеза; имитативный метод (запоминание); метод решения грамматико-орфографических задач.

Выбор метода – это ключ к оптимизации процесса обучения. Он зависит: а) от особенностей орфографического материала; б) от возрастных возможностей учащихся и их языковой подготовленности; в) от психологических особенностей усвоения данного материала – опоры на зрительный, слуховой факторы, на возможность логической, сознательной работы.

Сам выбор состоит в том, чтобы обоснованно определить главный, ведущий метод и прием для разных условий обучения, тем, разделов.

Выделим основные виды и приемы языкового анализа:

а) звуко-буквенный (фонетико-графический) анализ слов, словосочетаний – ведущий вид анализа в 1 классе; может применяться также во всех классах, особенно в применении к словам, написание которых существенно расходится с произношением;

б) слоговой анализ, выделение ударных слогов; применяется при изучении переноса слов, во всех вариантах работы над безударными гласными;

в) семантический анализ, т.е. выяснение значений слов; необходим во всех случаях орфографической работы;

г) словообразовательный и морфемный анализ; применяется при изучении правописания корней, приставок, суффиксов, окончаний и стыков морфем, а также при переносе слов;

д) морфологический анализ; применяется при усвоении правописания падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов, при различении приставок и предлогов;

е) синтаксический анализ; применяется при усвоении правописаний падежных окончаний имен, личных окончаний глаголов, при написании заглавных букв в начале предложения, при расстановке знаков препинания;

ё) орфографический разбор (обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указание способа проверки).

Кязыковому синтезу относят:

а) синтез на уровне звуков и букв, то есть составление слова из букв или звуков, составление слогов и слов, запись слов; применяется во всех классах для закрепления умений по орфографии;

б) синтез слов или словообразование (образование слов с данным корнем, суффиксом); применяется при проверке правописания корня, других морфем;

в) синтез морфологических форм, то есть образование падежных форм, форм числа, склонение, запись полученных слов; применяется при усвоении правописания безударных падежных и личных окончаний;

д) синтез синтаксических конструкций и текста, запись полученных форм, происходит как синтез выражаемой мысли говорящего, пишущего; применяется при изучении правописания окончаний и пунктуации.

Синтез предложений и текста используется для закрепления и практического применения всего комплекса умений в области письма: графики, орфографии, каллиграфии, выражения собственных мыслей.

Анализ идет обычно впереди синтеза; синтез используется преимущественно при закреплении и практическом применении изученных орфограмм. Но в диктантах и комментированном письме синтез и анализ тесно переплетены.

Орфографическое комментирование, проходящее в ходе письма и в его темпе, тоже соединяет в себе анализ и синтез, обеспечивает осмысление письма. Комментирование выполняет функцию «управления» процессом познания, обучения со стороны самих учащихся.

В начальной школе необходимо также развивать память, уметь быстро воспроизводить то, что хранится в памяти.

Любая недооценка памяти может принести только вред, особенно в начальных классах, где еще мало знаний, мало теории для рассуждений, для решения задач, для самостоятельных выводов. В рамках русской орфографии много такого, что может быть усвоено на основе запоминания.

В рамках имитационного метода (запоминания) применяются:

а) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания, особенно осложненные аналитико-синтетическими и другими заданиями;

б) использование средств наглядности (плакаты, выделение непроверяемых слов на страницах учебников, выписывание их в тетради);

в) использование словариков в учебнике, «орфографических словариков»;

г) орфографическое проговаривание слов в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание буквенного состава слова;

д) правильное, безошибочное письмо любого вида с заданиями и без них, а также внимательное чтение – опора на зрительную память.

От 2 к 4 классу возрастает значение метода решения грамматико-орфографических задач, который способствует развитию мышления, логики, умения выбирать способ решения.

Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом; оно опирается на знание грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. В системе усложнения решаемых задач заложены возможности постепенного повышения познавательной самостоятельности и активности школьников.

Что такое учебная задача? Это цель познавательной деятельности; она всегда содержит вопрос, условия выполнения, порядок выполнения и предлагает результат решения – ответ.

Структура задачи: вопрос – условия – порядок решения – ответ.

Орфографическая задача – это задача на выбор графического знака из ряда возможных (или на определение его места в слове) на основе применения правила для передачи соответствующих значений. Например: часы¢.

Вопрос: Какую букву надо писать после ч для обозначения гласного звука?

Условие: отсутствие ударения.

Порядок решения: выделение безударного гласного, определение его места в слове, подбор проверочных слов (час), сравнение проверочного слова с проверяемым (час – часы¢).

Вывод: проверка подтвердила: в слове часы после ч надо ставить букву а.

Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить такие действия:

1) найти орфограмму в слове;

2) определить ее тип, т.е. соотнести с определенным правилом;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму, не пропустив ни одного и не совершив ошибки ни на одной из ступеней; получить результат – вывод о правильном написании;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Этот метод применяется ко всем проверяемым орфограммам, но типы задачи и порядок их решения различны.

Условия успешного решения задач:

а) достаточная основа в виде грамматических и других языковых знаний, речевое развитие, богатый и активный словарь;

б) высокий уровень аналитико-синтетических умений в области фонетики, лексики, графики, словообразования, грамматики;

в) необходимый уровень орфографической зоркости;

г) быстрота выполнения умственных операций.

Орфографическая работа включается в общую систему языковой работы учащихся, связывается с развитием речи, с усвоением орфоэпически правильной, выразительной речи, с усвоением интонации, с обогащением словаря.

Запишите.

Обучение орфографии связано с формированием орфографического навыка, который, по мнению методистов, возникает как результат сознательных, а не механических действий. Осознанность письма достигается за счет полученных грамматических знаний, которые и обеспечивают понимание того, почему слово пишется так, а не иначе (см. работы С. Р. Жуйкова, А. М. Пешковского, Н. С. Рождественского).

Орфографический навык представляет собой автоматизированное действие, которое вырабатывается сначала как действие сознательное, а затем подвергается автоматизации.

Орфографический навык основывается на ряде других навыков и умений, таких, как навык письма букв, умение анализировать слово с фонетической точки зрения, устанавливать морфемный состав слова, определять его принадлежность к определенному грамматическому классу.

Для формирования орфографического навыка необходимы не только фонетические и грамматические, но и собственно орфографические умения. При этом первые из них являются базой для становления вторых.

К собственно орфографическим относятся умения: а) обнаружить орфограмму (орфографическая зоркость); б) определять ее тип, т.е. соотносить с определенным правилом; в) применять правило и писать в соответствии с ним; г) осуществлять орфографический самоконтроль.

В начальных классах с учетом характера орфограмм формируются две группы орфографических навыков:

1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корня, приставки, суффиксов);

2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний).

Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия:

1. Развитие речевого (фонематического) слуха.

2. Развитие орфографической зоркости.

3. Знание орфографических правил.

4. Знание схемы применения правила и умения производить орфографический разбор.

5. Понимание языковых значений.

6. Выполнение упражнений на отработку умения применить правило.

7. Систематическая работа над ошибками.

8. Высокий научный уровень преподавания орфографии.

Прочитайте и оформите в виде таблицы « Основные принципы орфографии»

В лингвистике различают пять разделов орфографии: 1) передача буквами фонемного состава слов (морфем); 2) слитные, раздельные и дефисные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов со строки на строку; 5) правила сокращения слов.

В русском письме главным разделом, определяющим ведущий принцип орфографии, является первый: правописание безударных гласных, сомнительных согласных и т.п.

Сколько в русском языке правил, каковы отношения между ними – решение этих вопросов зависит от того, как объясняется ведущий принцип орфографии. Именно этот принцип определяет наше понимание правописания в целом и отдельного правила в частности.

В настоящее время существуют две трактовки основного закона русской орфографии: морфологическая и фонематическая.

Морфологическая трактовка формулирует основной принцип русского правописания так: «Морфологический принцип основан на одинаковом написании (независимо от произношения) морфем – значащих частей слова».

Фонематическая трактовка формулируется так: « Фонематическое письмо – это такое, в котором одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она ни звучала в том или ином фонетическом положении.

В результате получается, что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково».

Обе трактовки главного принципа орфографии едины в том смысле, что обе фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части. Но при анализе этого факта оказываются на разной глубине, Морфологический принцип лишь констатирует, что каждая морфема сохраняет единое написание, но не объясняет происхождение этого явления. Фонематический же принцип обосновывает единообразие буквенного состава каждой части слова тем, что на письме переда­ется не звуковой, а фонемный состав морфем.

Морфологическая трактовка дает возможность объяснить основной принцип правописания только в 3-4 классах после изучения состава слова. Фонематический принцип может быть открыт на самой начальной ступени обучения, так как с фонетическими единицами учащиеся знакомятся уже в период обучения грамоте. Значит, еще до изучения состава слова они могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем и понять общий закон письма, а по мере знакомства с морфемами, общий принцип письма будет конкретизироваться по отношению к ним: корню, окончанию и т. д.

Фонематический принципбазируется на понимании фонемы как функциональной единицы. Звуки, представляющие одну и ту же фонему, акустически могут быть разными. Свое название и обозначение фонема получает по своему основному звучанию, т. е. по сильной позиции. Другими словами, в процессе письма мы идем от звучания морфемы к ее фонемному составу и от нее к буквам.

Звук в сильной позиции однозначно указывает на фонему, которой он принадлежит, поэтому, обозначая на письме звук в сильной позиции, пишущий сразу идет от известной фонемы к букве. Он действует по правилам графики. Например, ударный гласный звук [о] после твердого согласного обозначают буквой О, а после мягкого согласного буквой Ё (нос – нёс). Другого варианта быть не может.

При выборе букв для обозначения звуков слабой позиции пишущему приходится выбирать букву из нескольких возможных путем постановки звука в сильную позицию (дуб - ду[п] б/п – дубы – дуб). Только от звука в сильной позиции есть переход к букве.

Фонематический принцип не только формирует орфографическое действие сразу же на основе всеобщего принципа письма, но и устанавливает связи между отдельными правилами правописания, вскрывает их единственные основания.

В основе русской орфографии лежат три правила правописания:

1. Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: домашний – дом, на кровати – степи, завистливый – счастливый.

2. “Сомнительные” согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными, а также сонорными р, л, м, н, й, в: зуб (зубы), сказка (сказать).

3. Мягкость согласного перед мягкими согласными обозначается в том случае, если при изменении слова или в родственном слове она сохраняется перед твердыми согласными или на конце: зонтик – зонт, бросьте – брось.

Все три правила по сути своей идентичны: они учат проверять вариант фонемы ее сильной позицией. Поскольку сильную позицию надо искать в той же морфеме, где была слабая, в орфографическое действие непременно включается операция выяснения тождества морфем в проверочном и проверяемом слове.

Морфологический принциписпользует в системе своих правил сопоставление сильных и слабых вариантов фонем.

Проверка орфограмм, пишущихся по этому принципу, включает в себя:

1. Понимание значения проверяемого слова или словосочетания.

2. Анализ морфем, определение места орфограммы – в корне, приставке, окончании и т.д.

3. Фонетический анализ, определение слогового состава слова, место ударения, выделение гласных и согласных, сильных и слабых позиций фонем, позиционных чередований, их причин.

4. Грамматический анализ слова – определение части речи, формы слова.

Указанные принципы охватывают большую часть орфограмм, но в языке существуют и другие орфографические явления, которые подводятся под другие принципы: фонетический, традиционный принципы, дифференцирующие написания.

Фонетический принцип.В большинстве случаев, наряду с проверяемыми и непроверяемыми написаниями, остальные звуки обозначаются буквами по фонетическому принципу, т.е. звук речи фиксируется так, как его слышит пишущий: расписать, раздать.

Многие слова пишутся в соответствии с традиционным принципом, без проверки правилом: воробей, собака. багаж, магазин (в школьной практике такие слова относят к словарным).

Многие такие написания могут быть проверены на основе языка-источника: костюм – от французского costum, картон – от лат. charta.

Иногда традиционное написание может быть проверено на основе знания этимологии слов: петух – от старорусского пети, корзина от корзати (плести).

В рамках традиционного принципа есть случаи, противоречащие общей системе: ЖИ, ШИ, ЧА. ЩА, ЧУ, ЩУ (противоречат общему правилу графики). Такие написания заучиваются.

Традиционные написания непроверяемы, но они сохраняют основной признак морфологического написания: единообразное написание морфем: машина, машинный, машинист.

Дифференцирующие написанияприменяются тогда, когда пишущий хочет средствами орфографии разграничить омонимы: компания – группа людей, кампания – совокупность мероприятий.

В начальных классах дифференцирующие написания представлены правилом употребления заглавной буквы в именах собственных: роза – цветок, Роза – имя девочки, девушки, женщины.

Рассмотрение различных принципов орфографии приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода к усвоению каждого типа орфограмм.

Прочитайте и законспектируйте основные положения.

Орфограмма – это основная орфографическая единица, принятая в современной методике.

Термин “орфограмма” вошел в школьную практику сравнительно недавно, в конце 60-х годов ХХ века, а в начальных классах этот термин начали употреблять с 1980 года.

Есть несколько определений орфограмм: “Орфограмма – написание (буква, дефис, пробел), которое не устанавливается на слух” (см. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения /Под ред. М. С. Соловейчик. – М., 1998. – С.131).

“Обобщая определения орфограмм, выделим следующие их признаки: 1) написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе); 2) наличие не менее двух возможных вариантов написания, один из которых правильный” (см.: Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., 2000).

Важно не подменять всеобщее свойство орфограмм признаком расхождения написания с произношением (буквы орфограмм могут совпадать с произношением: трава, силач, а могут расходиться: вода, сказка, белил). Сущность орфограммы не в расхождении с произношением, а в характере фонетических условий, ставящих пишущего перед необходимостью сначала найти сильную позицию (фонему) или опереться на специальное правило (например, имя собственное), а потом уже писать.

В составе орфограмм можно выделить:

1. Орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами (на месте слабых позиций звуков; отдельные случаи обозначения звуков (фонем) в сильных позициях).

2. Орфограммы, не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем (прописная буква, слитно-раздельные написания, перенос, сокращения слов).

Для пишущего орфограмма всегда несет в себе задачу, которую надо решить, соблюдая: а) требования графики, т.е. правила обозначения звуков и их сочетаний буквами; б) требования орфографии, т.е. выбора правильного написания из двух или нескольких, допускаемых графикой; в) требования точной передачи смысла, содержания мысли.

Орфограмма – это “опасное” место в слове; чтобы не ошибиться на письме, необходимо научиться замечать орфограммы. В этом школьнику помогут опознавательные признаки орфограмм. Существуют общие опознавательные признаки, но каждый вид орфограмм имеет также собственные опознавательные признаки.

К общим опознавательным признакам орфограмм относятся:

1) расхождение между звуком и буквой, произношением и написанием: сад[т], во[а]-да. Выявлению и запоминанию таких несовпадений будет способствовать звуко-буквенный анализ, упражнения аналитического и синтетического характера с буквами и звуками;

2) «опасные» звуки, звукосочетания, буквы, буквосочетания: гласные а, о, и-е в безударном положении; пары звонких и глухих согласных; сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу; сочетания нч, нщ; буквы я, е, ё, ю, обозначающие два звука; мягкие согласные, особенно [л']; окончание, стык приставки и корня и др. В памяти детей накапливаются такие “опасные” места уже в период обучения грамоте;

3) морфемы в словах, сочетания морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс –ся (-сь), соединительные гласные в словах.

Обнаруживая в слове морфему, школьник целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже заранее знает, какие трудности могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие – на стыке морфем.

О частных признаках орфограмм можно прочитать в статье Львова М.Р. “Обучение орфографии в начальных классах” // Нач. шк. – 1986. - № 7.

На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий.

Работа над первой группой опознавательных признаков – это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха. Работа над второй группой направлена на запоминание, а, работая над третьей группой опознавательных признаков, учащиеся подготавливаются к использованию грамматической основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографических задач.

В практике школе необходима специальная, систематическая тренировка учащихся в нахождении орфограмм, т.е. нужна выработка у детей орфографической зоркости.

Прочитайте.

В структуре орфографической зоркости можно выделить следующие компоненты: мотивационный, операционный и контролирующий.

Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.

Операционный компонент связан с опознаванием орфограмм на основе знания ее признаков. Этот компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает развитие фонематического слуха, проведение звукового анализа в процессе проговаривания, на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие.

Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.

Ознакомьтесь с литературой по формированию орфографической зоркости у младших школьников. Составьте краткий конспект одной из статей (по выбору):

О работе по формированию орфографической зоркости прочитайте статьи: Ильяшенко В. А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников // Нач.шк. – 2000. - №6; Костромина Н. И., Костромина М. Э. Развитие орфографической зоркости и бокового зрения через зрительные диктанты // Нач.шк. – 2001. - № 3;; Шашкова В. Ф. Развитие орфографической зоркости у учащихся // Нач. шк. – 2002. - № 8; Зорька Н.Н. Как фонетика помогает орфографии. Формирование орфографических навыков с опорой на понятие о сильной и слабой позиции звука // Русская словесность в школах Украины. – 2003. – № 2; Зорька Н.Н. Распознаем орфограммы по их звуковым ориентирам // Русская словесность в школах Украины. – 2003. – № 4; Острикова Т.А. Способы обозначения орфограмм // Начальная школа. – 2004. – № 1; Рязанцева А.Н. Работа с текстами как средство формирования интереса к языку и развития орфографической зоркости // Начальная школа – 2007. – № 1.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какие направления в работе по орфографии можете назвать?

2.Какие условия необходимо реализовать для успешного обучения орфографии?

3.От чего зависит выбор метода обучения орфографии?

4.Какие методы обучения орфографии можете назвать?

5. Что такое орфографический навык, орфографические умения?

6.Какие орфограммы изучаются в начальной школе? Назовите их опознавательные признаки.

Резюме

В данном разделе Вы познакомились с основными направлениями обучения правописанию, усвоили ключевые понятия, разобрались с основными принципами русской орфографии, знание которых необходимо для выбора эффективных методов и приемов обучения правописанию младших школьников. Установили, что для формирования навыков грамотного письма большое значение имеет развитие такого умения, как умение видеть орфограмму в слове, т.е. орфографическая зоркость.

 

Практическое занятие

Тема. “ Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями”

Задание 1.Изучите предложенную литературу. Выделите и обобщите приемы работы по формированию навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Результат оформить в виде таблицы, включив следующие графы: название приема, пример упражнения.

Литература:1. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах.– М.: Просвещение, 1991. 2. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе // Начальная школа. – 2002. – № 7. 3.Ераткина В.В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // Начальная школа. – 1992. – № 7-8. 4. Бакулина Г. А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка // Начальная школа. – 2000. – № 3. 5. Мишина А.П. Словарно- орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. – 2007. – № 8. 6.Копылова Л.П. Учить словарные слова легко и интересно // Начальная школа. – 2000. – № 12. 7. Махонина Н.Н., Евсюкова Г.А. Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными // Начальная школа. – 2006. – № 6.

Образец выполнения:

Прием работы Пример задания
1. Тематический словарик. 2 класс: «Школа»:класс, ученик, ученица, учитель, учительница. «Животные»: заяц, корова, медведь, собака, лисица.

Задание 2.Разработайте фрагмент урока русского (введение нового словарного слова) для 3 класса. Укажите тему урока, на котором эту работу будете проводить. Назовите выходные данные школьного учебника русского языка, который будете использовать. Оформите задание в виде конспекта.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.